Истиный и мнимый героизм войны

Герман Андреевич Ануфриев
 
В длительных рейсах после вахты единственным развлечением было кино. Фильмами обеспечивала специальная контора кинопроката для всех флотов. Получение фильмов было прерогативой первых помощников капитана. Выбор был не очень разнообразен, преобладали фильмы на производственную, военно - патриотическую тему, но особенно навязывались творения режиссёров среднеазиатских республик. За один комедийный фильм Гайдая следовало взять в нагрузку не менее двух шедевров вышеназванных режиссёров. На рейс брали 30 - 40 металлических контейнеров с кинофильмами. На промысле часто ими менялись с экипажами других судов. Оплата за демонстрацию фильмов в море производилась из расчёта тридцати копеек за один фильм с каждого моряка, независимо от того смотрел он их все, или частично, или совсем не смотрел. Просмотр кинокартин обычно производился в столовой команды и в кают- компании.

На переходе, после ужина, я зашёл в кают- компанию. Шёл фильм "Это было в разведке". Герой этой картины - двенадцатилетний сирота Вася Колосов сбежал на фронт. В эшелоне знакомится с сержантом, который не остаётся равнодушным к судьбе подростка и приводит его в танковую часть. Командир отправляет его в тыл, но Вася сбегает и находит в лесу немецкого парашютиста. Получив медаль за пойманого фашиста, Василий становится своим для танкистов.

Он занимается разведкой, но попадает в плен, переносит муки и издевательства фашистов, к счастью, его спасают наши солдаты и вот он снова среди своих. После просмотра фильма своим впечатлением поделился радист.
- Ребята, а ведь прототип героя фильма работает штурманом в нашей организации.

Этот фильм мы когда-то смотрели на РТ "Якутск" и во время просмотра обратили внимание, как прослезился и не сразу успокоился второй штурман Александр Александрович Шейченко. На наш вопрос сообщил, что фильм рассказывает о его военном детстве, показал шрамы на руках, оставленные фашистами, и, кстати, имеет немало боевых наград.

- Почему же за столько лет работы в Траловом флоте я никогда о нём не слышал, спросил я радиста.
- Он появился сравнительно недавно, раньше работал на юге.

Через полтора года, находясь в порту, я убедился, что личность бывшего разведчика А.А.Шейченко для местной прессы уже широко известна. Имелось несколько публикаций в областной и районной газете. Его стали приглашать на встречи с работницами рыбокомбината, воинами Северного флота, пионерами.

В службе мореплавания флота всех капитанов и старпомов курировал капитан - наставник Иван Алексеевич Виноградов. Именно здесь, в коридоре, около кабинета Виноградова я впервые увидел А.А.Шейченко. Это был представительный мужчина, небольшого роста, в форменной тужурке с нашивками старпома и двумя планками правительственных наград. Очевидно он был в резерве, ожидая направление на судно.

Неделю спустя я находился дома, квартирного телефона у нас ещё не было. В полдень раздался звонок в дверь, дочь пошла открывать.
- Здесь живёт капитан Ануфриев?
Выхожу в прихожую, передо мной стоит А.Шейченко в мундире, с планками наград и запиской в руке от И.А.Виноградова.

Смущённый и подавленный этой неловкостью косвенно по моей вине, предлагаю гостю пройти в комнаты и выпить чего-нибудь, но он отказывается и быстро уходит. Моё поколение помнит войну и к её участникам всегда испытывает глубочайшее уважение.

Прибыв в службу мореплавания по записке, с возмущением обратился к капитану - наставнику И.А.Виноградову.
- Иван Алексеевич, неужели не нашлось более молодого и менее заслуженного человека послать ко мне с запиской?! Его ответ меня поразил.
- Не переживай, я что-то не очень верю его рассказам.

Между тем один из писателей местной писательской организации после долгих бесед с А.Шейченко заканчивал книгу - воспоминание о его детстве, участие в войне. Некоторые главы книги регулярно печатались в областной газете. Здесь я узнал, что юный Саша после плена служил юнгой на одном из катеров Черноморского флота.

Внезапно публикация была прекращена и после долгой паузы, читателю неожиданно было сообщено, что А.Шейченко совершенно не тот человек за которого он себя выдаёт. Все его боевые награды были проверены, они по праву принадлежали другим лицам и были или куплены, или украдены.

Шейченко так поверил в выдуманный им образ юного героя, что совершенно реально и убедительно для себя продолжал существовать в нём. Вскоре он навсегда исчез с нашего горизонта.

Как выяснилось, кинофильм "Это было в разведке" действительно поставлен абсолютно по реальным событиям из военной биографии Александра Ивановича Колесникова. Его военные воспоминания были услышаны писателем С.С.Смирновым и превращены в очерк под названием "Сан Саныч".

После публикации этого очерка в 1967 году сценаристом В.Труниным был написан сценарий фильма "Это было в разведке", режиссёр Л.С.Мирский.
В описываемый период Александр Иванович Колесников жил в Москве, разумеется, не подозревая о наличии своего двойника на далёком севере.

Подробности о его военном прошлом не знали ни соседи, ни сослуживцы. Скромность присуща всем ветеранам войны, и Шейченко продолжал бы до конца своих дней стричь купоны с героического прошлого А.И.Колесникова, если бы не прочитал книгу Л.И.Брежнева "Малая Земля". В одном из эпизодов рассказывалось автором, как во время перехода морем на катере, он оказался за бортом в воде, его спасли моряки другого плавсредства.

Шейченко в своих воспоминаниях стал утверждать, что будучи юнгой на катере, именно он участвовал в спасении Л.И.Брежнева. Эта жажда дополнительной славы его и разоблачила.