совсем уж странная, не чарующая, Ангельская

Должник
Да, Святая Есть она, Любовь и чело-Вечность наша!
Впрочем, что ещё Вам о яблоке том сказать?
Помимо прочего, что уже всякому "оскомину набило".
Наверно то, пожалуй что, в нём можем Мы,
если, разумеется, на то "проявим свою волю",
"увидеть явственно семена" эти именно
Ад-овы "семена РАЗДОРА"..
А какие они есть-в-себе, мы,
"уже не по-наслышке" знаем,
Если "в самом корне" сего Слова
"ясное указание имеем" на
РАЗ-ные ДОР-оги с Богом ,
а значит и "друг с другом" и,
Да-да(!), поэтому и "с самими собой",
с тем Образом Человеческим внутри-нас,
не нами при-думанным, и
с "таким завидным легкомыслием" предками нашими,
а нынче и самими нами, нынешними, раз-Воплощённого,
то есть, об-мiрщённого, с печатью секуляризованного,
"падшего в-нас", способа-Быть-человеком,
быть и длить по-жизни данную нам с Вами с-Выше,
загадку эту, найденную ещё греками, из-Меренье,
эту ИХ, греков че-твер-ицу, Землю и Небо,
мiр смертных(слишком-человечий) и иной мир , мир Ангельский, мир Богов,
"собственно чел-о-Вечность" нашу..   

***
Angelologia. Православное учение об Ангелах
Митрополит Иларион (Алфеев)

 Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?
 
На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается "сошествие Христа во ад", а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя – черная бездна преисподней, на фоне которой – замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.
Синайский монастырь. Икона Воскресения. XII в.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения. В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы .
Однако этот образ не традиционен для Православия.

Каждое православное иконописное изображение основано на том или ином литургическом воспоминании.
Не существует(!) икон или фресок, сюжет которых не соотносился бы с тем или иным днем церковного(!!) календаря. Икона Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…" (1 Пет. 3, 18-19).
Но гораздо подробнее тема сошествия Христа во ад, отраженная также в иконописи, раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе.

Есть иконография, где Христос попирает даже не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа – связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь, покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах.
В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века "Евангелие Никодима" (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам "твердо заключить врата медные и запоры железные" и крепко держать "заклепы".
  Но раздается голос: "Поднимите врата".
Услышав этот голос, ад спрашивает: "Кто есть Сей Царь славы?" Ангелы говорят: "Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани". И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: "Держи его крепко до второго Моего пришествия". Приняв сатану, ад говорит ему: "Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца". Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом: "Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: “Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста”. И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых”".
На Мозаике из собора Сан-Марко(, Венеция, XII в.)
Господь попирает адовы врата, вниз летят всевозможные крепления, части врат - замки, гвозди, петли. На некоторых иконах мы видим, что Господь попирает даже не врата, а сам ад, который иногда персонифицируется - изображается старец в кандалах, связанный, невластный, и над ним стоит Господь, покоривший его.

"Евангелие Никодима" содержит в себе все идеи и образы, использовавшиеся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные европейские богословы называют термином H;llensturm (букв. "штурм ада"): Христос не просто сходит в адские бездны – Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры, как Победитель, перед Которым силы зла бессильны.

Обратим внимание на одну фразу из "Евангелия от Никодима" - слова ада, сказанные сатане:
"Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца".

 В иконографии "Сошествие во ад" Христос часто изображен простирающим руки [- Свою руку, уже не то самое Яблоко! -А.К.]
к Адаму и Еве, которых[!] он выводит[-таки Сам, через Смерть свою, заметьте..- А.К.] из ада;

иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают также и других людей – в белых одеждах, с нимбами и без. Кто эти люди? Действительно ли, как говорит нам апокриф, ад опустел? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова находились в аду, вывел Христос?
[А отсюда и] неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды – не суды Божии [ведь помним, как поют - "Господи, научи мя оПравданиям Твоим"].

На знаменитой фреске "Воскресение" из константинопольского монастыря Хора (XIV в.) традиционная тема сошествия во ад трактуется с особым драматизмом.

**
В середине композиции – Христос в белой одежде; Христос держит правой рукой руку Адама, а левой – руку Евы. Адам изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева – с усилием поднимающейся [!] из глубин ада.
**

Догмат о сошествии Христа во ад – часть православного учения о спасении. Однако его решение этого вопроса во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь Христа в аду и ее спасительное действие на людей. Если речь идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого Завета, тогда спасительная значимость догмата минимальна..
 Того же мнения придерживается другой греческий богослов, профессор Н. Василиадис:

"... Господь добровольно и победоносно сошел во ад, "общее вместилище" душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как "живущим на земле воссияло Солнце правды", так же воссиял свет Его и находившимся "под землей во тьме и сени смертней". Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним "всяко колено небесных, земных и преисподних" сил" [1]. Богочеловек, сойдя не только на землю, но "и под землю", открыл истинного Бога для всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было "исполнено Божества" [2] чтобы Он стал Господом и мертвых и живых (см. Рим. 14, 9) [3].

Таким образом, не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью "обличения за неверие и злобу", как казалось Фоме Аквинскому.

Христос – победитель ада. Это понимание отражено в иконах и фресках, посвященных сошествию во ад. На фреске «Сошествие во ад» из македонской церкви Курбиново (XII в.) в центре изображен Христос в стремительном движении; правой рукой он держит за руку Адама; в левой руке у Него крест с терновым венцом; голова наклонена к Адаму; гиматий развевается на ветру. Фигура Христа вписана в круг, разделенный восьмью лучами света на восемь сегментов; направление основных линий, образующих фигуру, совпадает с направлением лучей, что придает всей композиции почти геометрическую правильность и строгую пропорциональность

Христос – победитель ада. На фреске "Сошествие во ад" из македонской церкви Курбиново (XII в.) в центре изображен Христос в стремительном движении; правой рукой он держит за руку Адама; в левой руке у Него крест с терновым венцом; голова наклонена к Адаму; гиматий развевается на ветру. Фигура Христа вписана в круг, разделенный восьмью лучами света на восемь сегментов; направление основных линий, образующих фигуру, совпадает с направлением лучей, что придает всей композиции почти геометрическую правильность и строгую пропорциональность
Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос остается открытым.. есть мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за Христом, последовали за ним..[,но] поскольку Бог не нарушает свободную волю людей,
..в аду остались те, кто не пожелал последовать за Христом,
и в том числе [сам] диавол и демоны.
..Мы не знаем,  все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для "всякой плоти", спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения.
[1] Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры, 3, 29.
[2] Дамаскин Иоанн. Толкование на Послание к Ефесянам, 4, 6 (PG 95, 841).
[3] Василиадис Н. Таинство смерти. С. 179-180.
Журнал "Нескучный сад" №4 2009