Герои прошедшего времени

Эдит Пэ
Эдит Подховник. Герои прошедшего времени // Контрабанда. 21 мая 2012.


            Что общего может быть у крокодила, литературного персонажа и рок-музыканта? Я говорю про мультяшного крокодила Гену, про великого комбинатора Остапа Бендера и про ставшего символом рок-сопротивления советской системе Виктора Цоя. Разумеется, объединяет их та роль, которую они сыграли в русской культуре. Но надо добавить, что у нас эти герои практически неизвестны.
            Впервые с крокодилом Геной я, можно сказать, «столкнулась» еще в университете – услышала, как студенты распевают песенку про день рожденья. Я тогда ещё удивилась: почему это песня про день рожденья такая грустная? Мой слух, привыкший к другому звучанию, к австрийской и англоязычной музыке, отказывался мириться с этим. И только позже, когда я узнала больше о русской культуре, о русской душе, я поняла, в чем тут смысл – Гена грустит только от того, что день рожденья бывает только один раз в году.
            Мультяшный крокодил Гена – вообще очень симпатичный и милый. В отличие от обычных – в нашем восприятии – крокодилов, он совершенно не кровожаден. Напротив, он полон искренних порывов, пытается всем помогать и заботится о своих соседях, как только это возможно. И вообще, в этом мультфильме на первое место поставлены такие понятия, как дружба и взаимная помощь.
            И все же образу Гены сопутствует грустная нотка. Он одновременно счастлив и несчастлив. Он ищет верных друзей и мечтает о том, как станет пионером... Удача не всегда сопутствует ему, хотя в мультфильмах, как и полагается, всегда счастливый конец.
            В отличие от крокодила Гены, с Остапом Бендером мое «знакомство» произошло совсем недавно, когда по совету друзей я прочитала «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова. Открывая эту книгу впервые, я не знала ничего, кроме того, что собираюсь читать классику литературы ХХ века и что в России (и во всем Советском Союзе) многие фразы из этого произведения становились крылатыми (например – «Да, это не Рио-де-Жанейро!»).
            Остап Бендер показался мне довольно забавным литературным героем. Он умен, более того – хитер, и более того – остроумен. Он готов ко всем неожиданностям и умеет выкручиваться из самых трудных ситуаций, ему удается выжить в хаосе, царившем в Советском Союзе после войны и революции. Как и для крокодила Гены, дружба и счастье – важные понятия для Остапа Бендера. С его «командой» Остапа связывает не только совместное дело, но и нити дружбы, и в определенном смысле они все счастливы от того, что вместе путешествуют и вместе занимаются своими мелкими и крупными аферами. С помощью друзей изобретательному Остапу удается перехитрить не только отдельных людей, но и систему в целом, демонстрируя при этом ее абсурдность.
            Иностранный читатель открывает для себя целый мир, незнакомый и загадочный для него.
            Но это были персонажи из выдуманного, литературного или кино-мира. А Виктор Цой, напротив – герой из реальной жизни. С его песнями мне тоже предложили познакомиться друзья, рекомендовав, как «музыку, которую мне обязательно надо послушать». Из этого я заключила, что Цой в России (и в других республиках Советского Союза) был фигурой довольно значительной. У нас с его творчеством не знакомы, у нас герои в музыке были другие. А у вас, как мне кажется, Виктор Цой - больше, чем певец, он был кумиром определенного поколения, но продолжает оставаться героем и для следующих поколений, в более широком, даже философском смысле.
            Первыми песнями, которые я услышала, были «Звезда по имени Солнце», «Кукушка» и «Когда твоя девушка больна». Это была музыка, которую нельзя назвать «типично русской» в нашем представлении, песни эти несли в себе более интернациональное звучание, и если бы не тексты на незнакомом для нас – русском – языке, возможно, Цой стал бы и у нас популярен и любим. Но, увы, не имея возможности оценить тексты, не знающий русского языка слушатель многое теряет, не может оценить песни по достоинству.
            Вот, например, песня «Пачка сигарет»... Она сегодня могла бы и в нашей стране сделать ее автора, в каком-то смысле, героем – она выражает вполне здоровое (хотя и не политкорректное сегодня, когда в ЕС стремятся повсеместно запретить курение) отношение к жизни. Если у меня в кармане пачка сигарет, жизнь выглядит уже не такой ужасной!
            Подводя итоги, могу сказать: конечно же, и крокодил Гена, и Остап, и Цой – это разные герои, и я поставила их рядом только потому, что считаю их важной частью вашего менталитета. У вас их знает каждый, хотя они – герои прошедшего времени, а у нас – почти никто. Возможно, знакомство с теми, кто для вас – герой, поможет лучше понять русскую культуру, русскую душу.

            Грац, Австрия