К 40-летию Советской пионерии. Воспоминания

Геннадий Баум
Ниже приведены воспоминания пионеров разных лет посвященных 40-летию пионерии СССР. Это был далекий 1962 год.
 
Пионер. К 40-летию Советской пионерии.
Начиная с 1 сентября 1967 года наша учительница рассказывала о том что некоторые из нас будут иметь честь вступить во Всесоюзную Пионерскую организацию им. В.И.Ленина. Приходила старшая пионервожатая школы и рассказывала об истории пионерии, мы учились завязывать галстук, отдавать честь, маршировали под дробь барабанов старались четко шагать в колонне. После уроков нас оставили в классе и долго выясняли, кто как учится, какое поведение, как выполняет поручения учителя, у строгой комиссии на груди развевались красные галстуки. На классном часе меня рекомендовали принять в пионеры 22 апреля 1968 года. В нашем классе часто стали частыми гостями вожатые из старших классов. Они проверяли готовность к следующему уроку, ведение дневника, чистоту в тетрадях.  После школы мы с другом заглядывали в магазин, на витрине лежали пионерские галстуки, но они были разные: ситцевые простые и атласные подороже, красные, но разных оттенков. 22 апреля 1968 года у памятника В.И.Ленина нам повязали галстуки. Гремели барабаны, звенел горн, а мне повязывали галстук! Сейчас это кажется смешным, но нужно уважать чувство переполнявшее меня в то торжественное мгновение, без них нет движения человеческого восприятия СЕБЯ в огромном мире. Мы возвращались домой на весеннем ветерке трепетал мой красный галстук. У моего друга с моисеевскими корнями возникли два вопроса: если наши галстуки из ЗНАМЕНИ ОДНОГО ( слова из стихотворения), почему они разных оттенков и по разной цене, почему нужно было мытарить целый учебный год, если приняли в пионеры всех? Я не тратил времени на досужие разговоры, а вышагивал гордо в сторону дома. Долгое время я аккуратно наглаживал свой первый галстук, прошли десятилетия, но бой барабанов, торжественная линейка, голубое небо и запах тополиных почек еще живут во мне.
Кустанай. 1996год. Геннадий Баум.

Пионер. К 40летию Советской Пионерии.
В 1947 году я учился в шестом классе, весной накануне 22 апреля в школе ожидали высокого гостя. Малыши на уроках труда изготовили искусственные цветы, а старшеклассники из веток сплели гирлянды и повесили над входом в школу, а чуть повыше портрет И.В.Сталина.
 Приезд намечался на три часа, затем перенесли на пять часов.
 Мы были молодыми, игры выбирали подвижные. Мы разбились на две группы, одна убегала, а другая должна была попасть в них маленьким камешком.  Я пометил камешком восьмерых одноклассников, а в меня попали три раза, со счетом 3:8 я претендовал на победу. Проигравшие были обязаны доставить меня домой на руках. Я очень хотел выиграть и как угорелый носился по школьному двору. Вдруг раздался звон разбитого стекла, до сих пор помню отчетливо, как падали осколки стекла на ступеньки лестницы, как падал и разбивался каждый осколок. Наступила страшная тишина, почему то все показывали пальцем на меня, в одну минуту я стал изгоем. Я отлично понимал, чем это может закончится для меня и моей семьи. Впервые мне стало, по-настоящему, страшно. На следующий день меня и папу вызвали в городское управление госбезопасности. За столом сидел наш родственник дядя Сережа, но сейчас он был совсем чужой, нас допрашивали до самой ночи, вызывали свидетелей, директора школы, учителей и т д. Папа заполнял какие то бумаги, в перерывах отвечал на вопросы, дядя Сережа ударил его два раза. Ночью нас отпустили, через три дня папу снова забрали на допрос.  Дело в конце концов закрыли. На школьной линейке с меня сняли пионерский галстук за "недостойное поведение". По окончании школы выдали аттестат, приемные комиссии учебных заведений молча возвращали назад. Получить профессиональное образование не смог. Когда говорят о пионерии я вспоминаю брызги осколков стекла с  портрета вождя, их звон стоит в моих ушах до сих пор.
Кустанай. 1962 год.


Пионер. К 40летию Советской Пионерии.
Я вступила в пионеры в 1938 году, в городе Твери. Около нашего дома открыли "Дом Пионеров", принимали в отряд детей старше 10 лет, с утра до вечера в "Доме" бегали и галдели четыре десятка ребятишек моего возраста и старше. Утром и вечером выстраивались на линейку, мальчики и девочки ходили в красных галстуках, при встрече салютовали друг другу по пионерски. Мама и папа поддержали меня в намерении вступить в отряд.  Вожатый подготовил меня к вступлению, я выучила торжественное обещание, закон для пионера, речевки, правила поведении. На линейке меня поставили перед товарищами, мне задавали трудные вопросы, но испытания я выдержала. Родители приобрели мне пионерскую форму, ряды Ленинской пионерии пополнились активной пионеркой. Я жила строго по Закону пионеров, мои успехи в школе, активный образ жизни нравились моему папе. В 1941 году наша семья была эвакуирована в Казахстан, я нашла пионерский отряд по месту жительства и вступила в него. Я внесла много нового в работу своего отряда, ребята стали более активными, появился интерес к пионерской работе. После окончания школы поступила в Учительский институт, работала учителем, педагогический совет доверил мне вести пионерскую работу в школе. Мои организаторские способности и старательность были замечены, райком комсомола поручил мне улучшить работу пионерских дружин.  Шли годы, я вышла замуж, появились дети, постепенно вышла из возраста пионерских забот и была направлена на работу в обком партии. Как секретарь обкома партии, часто посещаю совхозы и поселковые школы, всегда интересуюсь работой пионерских дружин. Знаю, если по-настоящему вести эту работу, мы получим грамотное, трудолюбивое поколение, ответственное за будущее страны. Поверьте, при первых же звуках пионерского горна, моё сердце стучит барабанным боем. Поэтому не бывает бывших пионеров....
Кустанай. 1962 год.

Пионерка.К 40 летию Советской Пионерии.
Мой папа работал на руднике, по его предложению я пошла записываться в пионерский отряд. Рано утром я оделась во все «праздничное» и отправилась в шахтоуправление. Девушка Люся усадила меня на лавочку, объяснила что такое пионерия. На первый сбор пришли семь девочек и три мальчика, Люся повела нас в кино, затем мы плотно поели в столовой и провели первое пионерское собрание. Папа купил мне пионерскую форму: рубашку, юбку, галстук, гетры, красивые черные туфельки. Зимой мы проводили сборы, ходили в
 гости к героям Гражданской войны, передовикам труда, учились маршировать и ходить в строю. В те годы никакой внеклассной работы школы не проводили, а в пионерии было очень интересно. По улицам мы ходили с горном, барабаном и знаменем, гордо вышагивая в строю, запевая нашу отрядную песню. Отряд наш через два года насчитывал больше тридцати пионеров, а меня мои
 товарищи выбрали членом Совета отряда, пионервожатая Люся была зачинателем всех славных дел отряда, мы её любили. Как то, воскресным утром мы собрались в большой поход, вожатая опаздывала, из конторы вышел человек и сказал что Люся арестована, как враг народа.Больше мы Люсю не видели! Спустя годы папа сказал, что мою вожатую Людмилу Новикову расстреляли.
 Когда из репродуктора льется песня:
«Я теперь вспоминаю, как песню
 Пионерии первый отряд
 Снова вижу рабочую Пресню
 И знакомые лица ребят.»
 ……я вспоминаю свой отряд, безвинно погибшую пионервожатую.
Кустанай. 1962 год.

Сивоконь О.А. К 40летию Советской Пионерии.
В те далекие 1932-1934 годы я жила в Челябинске, в соседнем квартале при домоуправлении организовывался пионерский отряд имени «Ф. Энгельса». Все мои подружки записались в отряд, а меня не приняли, не приняли из-за отца. Однажды, я не выдержала и высказала все отцу, он сильно расстроился, когда узнал что мешает жить мне. Мой папа был арестован и находился под следствием почти два года,потом его оправдали. Раньше он работал начальником огромного цеха завода, был веселым, дарил нам с мамой подарки к каждому празднику, теперь он ходит по дому угрюмый, иногда выпивает, работает сторожем на складе. Мое сердце, наполнилось обидой на Сталина, что так строго наказал нас. Я и сейчас часто вижу сон; мой папа одетый, как вожатый, ведет пионерский отряд по городу, звонко звучит горн, стучат барабаны, реет отрядное знамя, я иду впереди отряда с пионерским галстуком , а кончики выпустила специально наружу пусть все видят -я пионерка. Моя мечта не осуществилась. Когда я слышу «Пионерскую зорьку», то вспоминаю папу.
Кустанай. 1962год.

Пионерский лагерь "Просвещенник"
 Мама купила на работе путёвку в пионерский лагерь. Папа  "нервно"  ходил по комнатам и "возмущённо"  восклицал, что отправлять в лагерь маленького мальчика это величайшая ошибка, там его будут все обижать, он будет плакать и проситься домой, а кто будет ему стирать и гладить, это не-воз-мож-но!!!. Причитания папы по поводу моей несостоятельности обижали.  Постепенно я поддался на эту коварную игру и уже сам опровергал возводившуюся на меня "напраслину", у меня вырвалось слово, затем появилась уверенность в своей самостоятельности. Мама купила  чемодан, еще два дня ушло на заполнение необходимым чемодана. Мама усадила меня в автобус, хотела заплакать, но сдержалась. В урощице Казан-Басы расположился пионерский лагерь "Просвещенник".  Младших воспитанников поселили  в капитальных деревянных корпусах, а  старших - в палатках. Мы завидовали им, жившим в самых романтических условиях в палатках.  Это были годы расцвета  романтики. Я достаточно быстро освоился в лагере, поразило меня то обстоятельство, что мальчики старались скорее подружиться, нежели самоутвердиться.  Отсутствие конфликтов, возможно, заключается в том, что путевки распространялись среди детей работников просвещения? Каждое утро начиналось  с торжественной  пионерской линейки под знаменитую "Славянку", далее следовали отчеты председателей советов отрядов, а руководство лагеря рассказывало о плане мероприятий на предстоящий день.  Под огромными соснами располагались столы со скамейками, здесь мы проводились беседы, читали, лепили, рисовали, играли и устраивались конкурсы. Раза два в неделю устраивались небольшие походы, взявшись за руки мы шли по лесной дороге, пели песни или разучивали новые речевки. Маршрут занимал около двух часов минут, пятнадцать занимала дорога, потом следовали игры, поиски знамени,  воспитатель и пионервожатая очень боялись потерять ребенка, поэтому отбегать от расположения отряда далеко запрещалось, мы постоянно "аукали". Обратно отряд шел быстрее, нас ждал обед и сончас. Лагерь жил по часам, распорядок чётко расписан, о начале любого мероприятия сообщал горн. Горнист  одевал белую рубашку повязывал галстук и звонко  горнил, это был обычный пионер, но для меня необыкновенный. В тот сезон в лагере были популярными песни: "У синего моря", " Оранжевая песенка" и "Куба - любовь моя". Откуда то сверху весь день верещал  репродуктор. В лагере после ужина проводились общелагерные мероприятия.  На  поэтическом вечере,  попросили выйти любителей поэзии, я рвался,но меня не пропускали  мальчики старших отрядов. Объявили конкурс стихотворений. Стихотворения рассказывали по очереди. Скоро запас у моих противников исчерпался, а я только разогрелся! Это было легкое задание для человека, который занимается этим ежедневно. По вечерам мама готовила на кухне завтрак, обед на следующий день, я, вместо радио, читал из сборника любимые ею стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.Есенина, А. Ахматовой и т.д. Мне вручили главный приз. Девушки из старших отрядов зазывали к себе в палатку и просили почитать стихи, которые тут же каллиграфическим почерком записывались в девичьи дневники. Это называется популярностью. Я принимал активное участие в шашечном турнире, играл в футбол, бегал с эстафетной палочкой и незаметно прибежал к концу лагерного сезона. Прощальный костёр это фантастическое зрелище, которое в корне меняет восприятие мира, мне казалось, будто пламя  охватывает меня, а окружающее медленно съёживается, как газета в огне. Через три дня мы попрощались, записывали адреса, чтобы продолжить лагерную дружбу. Я оставил в отверстии фундамента своего спального корпуса красивый кораблик вырезанный из сосновой коры, чтобы вернуться туда вновь и пустить его в плавание на Соленом озере,но этому не суждено было сбыться. Всем советую при малейшем случае, не жалея пускайте кораблик в дальнее плавание. Пионерский лагерь дал важный урок. Я уяснил для себя несколько вещей: я равный среди равных, имеющих право на свой независимый маневр; я понял что из любого конфликта нужно вылезать быстро, не теряя на это силы и время, полной самостоятельности и независимости нет, важно не только знание, но и умение. Вот чему нас научили в пионерском лагере. В тот год мне было шесть лет, я прожил вдали от дома 24 дня и показал себя самостоятельным человеком.
Кустанай. 1999год. Г.Б.