Пуант или диалог иконописца с молящимся

Сергей Куракин
 Из множества знакомых мне жестов рук, ног, поворотов головы на иконах, моё внимание как-то привлекло изображение святых, стоящих на кончиках пальцев. Сначала я не предавал значения этому нюансу в иконографии, пока не понял, какую важную роль он там несет. Жест святого, стоящего на мысах, сразу напомнил мне известное в балете движение балеруна. Поэтому я назвал его «пуант». С помощью этого жеста иконописец изображает отрешение святого от всего земного и вознесение к небесному. Святые стоят на кончиках пальцев как-бы между небом и землей, пытаясь оторваться оттуда. Существуют так же и другие, малоизвестные, скрытые значения и жесты святых. Ладонь Богоматери, повёрнутая внутрь к зрителю, говорит о том, что она принимает мольбы. Открытая дарует благодать. Голова святого повернута в наклоне – она показывает на местонахождение бога в церкви или сюжете. Древние иконописцы использовали редкий жест, повернувшегося ангела или героя. Символика жеста обозначала присутствие на сцене духовной тревоги, предупреждала об опасности. К примеру в истории с Лоттом спешно уходившим из Содома и Гоморры, предупреждением грядущей катастрофы стало явление двух ангелов, провозвестивших опасность. В таком невидимом круге происходит тайнообщение с богом. Поэтому, изображая святых, стоящих на кончиках пальцев, иконописец как-бы говорит этим жестом молящимся, – Попробуй-ка встать на кончики пальцев, как это делают святые, и простоять на них, хотя бы пол-часа.


               /20 марта, 2006 г. / Новгородская икона "Избранные святые: Флор, Иаков и Лавр", XV в. / источник иллюстрации: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=799 /