Финансист Гаев

Елена Пацкина
   ("Вишневый сад", А.П.Чехов)               


 Лопахин. Надо окончательно решить –  время не ждет. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ!
     Гаев (зевая). Кого?
                «Вишневый сад», А.П.Чехов



О брате г-жи Раневской можно сказать не так уж и много. Если  автор представляет нам ее как помещицу, то его – как ее брата. Какое он получил образование, занимался ли чем-нибудь в жизни, нам неизвестно. Ему пятьдесят один год. В этом возрасте многие уже уходили в отставку.
Родительское наследство, по всей видимости, он растратил:
«Говорят, что я все свое состояние  проел  на леденцах... (Смеется.)»

Широкой публике он запомнился своим панегириком книжному шкафу. Действительно, даже люди, забывшие или не читавшие пьесу, помнят этот шедевр:

«Дорогой, многоуважаемый  шкаф!
Приветствую твое существование,  которое  вот  уже  больше  ста  лет  было направлено к светлым  идеалам  добра  и  справедливости;  твой  молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста  лет,  поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее  и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».

Он еще более чем сестра склонен к высокопарным и сентиментальным речам, хотя и понимает их нелепость: «И  сегодня  я  речь  говорил  перед шкафом... так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо».
Но остановиться вовремя он не в состоянии: «Сегодня  в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О  семидесятых  годах,  о декадентах. И кому? Половым говорить о декадентах!» – упрекает его Любовь Андреевна.

Даже юные и не слишком интеллектуальные племянницы советуют ему помалкивать:

Аня. Тебя все любят, уважают...  но,  милый  дядя, тебе надо молчать, только молчать.

 Варя. Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и все.

 Аня. Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее.

Но молчи или говори, а жить на что-то надо. Долги растут, имение вот-вот уйдет с молотка, на здравый и единственно правильный совет Лопахина он отвечает возмущенно и  высокомерно: «Какая чепуха!»

А что не чепуха? Видимо, его серьезные размышления: «Я думаю,  напрягаю мозги,  у меня много средств,  очень много и,  значит, в сущности, ни одного. Хорошо бы получить от  кого-нибудь  наследство,  хорошо  бы выдать нашу Аню за очень богатого человека,  хорошо  бы  поехать  в   Ярославль   и   попытать   счастья   у тетушки-графини. Тетка ведь очень, очень богата».
 Да, это размышления не мальчика, но зрелого мужа! И он обещает Ане, что найдет выход и сохранит имение: «Честью  моей,  чем  хочешь,  клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим  клянусь!  Вот  тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если  я  допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»

Однако сколько ни клянись, а от реальности не уйдешь: имение продано, денег нет, и кажется, впору пулю в лоб пускать – спасти может только чудо. И за чудом дело не стало! Пожилому господину, ничего не умеющему и ни в чем не разбирающемуся, без всякого опыта работы с финансами, кто-то делает безумное предложение:
Гаев. (сестре)  Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год…
Она не слишком верит в эту перспективу: «Где тебе! Сиди уж!»

Конечно, похоже на шутку. Но и Лопахин повторяет эту новость: «Леонид  Андреич,говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год... Только ведь  не усидит, ленив очень...»

Чехов назвал свою пьесу комедией, но история Гаева похожа на сказку с хорошим концом:
   Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи  вишневого сада мы все  волновались,  страдали,  а  потом,  когда  вопрос  был  решен окончательно,  бесповоротно,  все  успокоились,   повеселели   даже...  Я банковский служака, теперь я финансист... желтого в середину…