Оксана 1-2

Виктор Шель
Глава первая
Оксана, 1942 год
 
1.
Вторая смена в школе кончалась в шесть часов вечера. Зимой в Башкирии темнеет очень рано. Оксана боялась темноты. Она старалась примкнуть к ребятам, которые шли по направлению к её дому. А идти надо было далеко. Сначала шли гурьбой до железнодорожной станции, громко обсуждая последние школьные новости. После железнодорожной станции шли вдоль путей только втроём: Оксана, Витька Медведь и Лёня. У  первого переезда Витька уходил на Татарский Хутор, и Оксана оставалась с Лёней. Шли вдоль путей по неширокой дорожке, вытоптанной в глубоком снегу. Обильный снегопад прошёл не так давно, и дорожка как бы провалилась в снег. Снег покрылся твёрдой корочкой, такой твёрдой, что по ней можно было пройти, не опасаясь провалиться в сугроб. Лёня шёл быстро. Оксана еле поспевала идти за ним. Освещённая тусклым лунным светом, железная дорога, проходившая слева от вытоптанной дорожки, создавала впечатление, будто длинная блестящая змея уходит за горизонт. Дорожка доходила до второго переезда, где широкая дорога пересекала железнодорожное полотно на самом краю села. Оксана и Лёня жили с другой стороны железнодорожного полотна сразу за дорогой. Этот дом семья Оксаны окончила строить только за год до начала войны. Участок им дали за окраиной деревни, и дальше их дома домов больше не было. Семья Оксаны была из раскулаченных. Они оказались в этой башкирской деревне по воле властей. Отца у Оксаны не было. Он погиб в 1931 при раскулачивании. Старшего брата Алексея забрали в армию в первый же месяц войны. Они жили с мамой и братом Васей, который был всего на год старше Оксаны. 
 
В сентябре 1941 к ним подселили эвакуированных из Одессы Марию Ароновну с сыном Лёней. Лёня был ровесником Оксаны, и учился с ней в одном классе. Оксана отнеслась с большим недоверием к Лёне. Домой она шла намеренно позже, чтобы не идти вместе с Лёней. Только когда дни сократились так, что домой надо было идти в кромешной темноте, Оксана смирилась с необходимостью идти домой с Лёней. Недоверие к Лёне было вызвано тем, что в доме у Оксаны все относились враждебно и подозрительно к эвакуированным. Семья Оксаны сильно пострадала от советской власти. Мама говорила, что все беды принесли жиды и коммунисты.
 Оксане было пять лет, когда убили отца и выселили семью из Украины в Башкирию. Она плохо помнила, как это происходило. Мама тоже об этом не рассказывала.  Трудности первых лет легли в основном на Алексея и маму. Алексею в том 31-м было тринадцать.  Ему пришлось повзрослеть, ведь он остался за мужика в доме. Сначала  мама с Алексеем отрыли землянку. Работали они тяжело. Малыши Вася и Оксана помогали им как могли. Со стороны, наверное, забавно было наблюдать за тем, как шестилетняя Оксана, пыхтя, двумя руками тащила из ямы землю в ведре. 
В этой землянке прозимовали зиму 1932 - 1933 годов. Летом 1933-го маме повезло, и она  устроилась работать на железной дороге. От железной дороги она  получила брёвна для строительства дома. Всё лето 1933-го строили времянку - избушку в одну  комнату. В работе принимали участие  все. Оксана, помогала, чем могла. Она таскала хворост для топки, доила коз, кормила кур и кабана. Помогала полоть огород. Только глубокой осенью перебрались из землянки во времянку. Землянку же использовали как погреб. Летом 1934-го приступили к строительству дома. Дом строили долго. Строили своими силами, даже крышу уложить не нанимали – денег для наёмных рабочих не было. Времянка сохранилась как часть дома с отдельным входом и большой печью. Перед войной, когда окончили строить дом, во времянке остался жить Алёша. Он иногда приводил туда своих друзей из школы, и они устраивали посиделки. Мама не любила эти гулянья, но не решалась протестовать.  Нередко эти посиделки кончались пьяными драками. В таких случаях мама выходила и прогоняла ребят со двора. Она боялась, что драки привлекут внимание милиции, а тогда добра не жди.  Алёша не стал кончать школу. Он устроился в МТС учеником тракториста. Вскоре он хорошо научился водить трактор и его перевели в трактористы. Он стал хорошо зарабатывать по понятиям деревни, и многие девушки посматривали на него, как на перспективного жениха. Но он не спешил с этим, и посмеивался над девушками. Мама тоже не хотела, чтобы Алёша женился. Он был кормильцем семьи, и мама рассчитывала, что он ей поможет вытянуть младших. Война рассудила по-своему. Теперь Вася остался за мужика в доме. 
 

Оксана шла за Лёней и думала об этих странных людях, их квартирантах. Если верить маме, то они антихристы, жиды и коммунисты. Это они насадили в России Советскую власть. От них всё зло. Это они убили папу.  Это они отобрали землю и выгнали нас из родного дома. Они хуже татар. Если верить учительнице Марье Васильевне, все эвакуированные жертвы войны. Они патриоты, они не пожелали остаться под властью немцев. Они наши, советские люди, и к ним надо относиться дружественно. Оксана не знала, кому верить. Она видела, что эвакуированные мучаются ещё больше, чем местные. Продают с себя всё, чтобы хоть как-то прокрутиться.  Не приспособленные к тяжёлым условиям уральской зимы, они буквально погибают в Башкирии. Она не один раз наблюдала, как рано по утрам Лёня выходил на железную дорогу собирать вдоль путей уголь. Возили уголь на открытых платформах. Ветер иногда разбрасывал с платформ угольки. Вот эти угольки Лёня пытался найти.  Ему с трудом удавалось собрать за утро две три жменьки угля. Что можно натопить таким количеством угля? Наблюдая страдания эвакуированных Оксана пришла к выводу, что они, скорее жертвы войны, как учительница говорит, чем  представители власти. 
Ребята свернули с тропинки на дорогу, перешли железную дорогу.  Около дома их уже ждал Вася. Увидев Лёню, идущего впереди, Вася закричал:
- Ты што это за жидом увязалась сучка?
Лёня остановился, гневно взглянул на Васю и сказал:
- Что ты сказал? Повтори!
- Што сказал, то сказал. Не твоё дело жид.
Оксана увидела, как Ленино тело выпрямилось, и его правая рука нанесла удар в голову Васе. В этот удар Лёня вложил всю свою силу и вес. Вася как срубленный повалился в сугроб, пробив головой твёрдый наст. Лёня прошёл мимо, даже не оглядываясь, и скрылся за дверью времянки. Всё это произошло так быстро, что Оксана бросилась к Васе только, когда за Лёней закрылась дверь. Вася сел в снег, протёр голову и без злобы сказал:
- Ну и подлец! Как молотом трахнул по башке. Может он и не жид? Я слыхал, что все жиды трусы, а этот сразу как трахнет, аж башка треснула.
Оксана помогла брату подняться и, смеясь, сказала:
- Будешь языком бездумно молоть, можешь не только по морде получить. Мамка сказала, что могут и в колонию упечь.
- Мамка сказала, мамка сказала. Ты только и можешь повторять, что мамка сказала. Мне летом в армию идти. На войну. Может в колонию лучше. 
- Типун тебе на язык. Побойся Бога.
Оксана протянула брату руку и, ухватившись за неё, Вася встал. У порога они оба отряхнулись от снега, прежде чем войти в дом. 
 
2.
Прошло несколько дней. Оксана по-прежнему после школы бежала за Лёней, при этом ни Оксана, ни Лёня не говорили и слова. Шли молча. Впереди шёл Лёня. Оксана  позади, стараясь держаться на небольшом расстоянии. Лёню подгонял ветер. Хотя было не более десяти градусов мороза, но сильный ветер продувал лёгкое пальто парня насквозь, заставляя его идти согнувшись. Вдруг Лёня остановился и выпрямился. Оксана, не понимая, почему вдруг парень остановился, почти вплотную приблизилась к нему. Заглянув вперёд, Оксана увидела, что навстречу им в темноте светятся глаза. Оксана приглянулась и к своему ужасу поняла, что перед ними стоит волк. Животное было настолько близко, что Оксана слышала его тяжёлое дыхание, видела полураскрытую пасть, из которой на снег текла слюна. Лёня стоял неподвижно, упёршись взглядом в волка. Оксана замерла за Лёниной спиной. Ей было страшно. В голове  мешались мысли. Ей хотелось бежать, но было страшно оторваться от Лёниной спасительной спины. Лёня постоял пару секунд, потом двинулся навстречу волку, не отводя глаз от волчьей морды. Зверь замер. Лёня сделал ещё один шаг навстречу ему. Волк неожиданно отвёл взгляд от ребят, развернулся и быстро побежал по тропинке. Лёня медленно пошёл вслед за ним. Оксана, ещё не пришедшая в себя от пережитого страха, поплелась вслед за Лёней. Она молила бога, чтобы волк не возвращался. Так они дошли до дома. В этот вечер Вася не встречал её. Лёня повернул к дверям времянки и молча скрылся за ними. 
Дома Оксана рассказала маме о встрече с волком, и о том, как повёл себя Лёня.  Мама внимательно выслушала рассказ. Она знала, что волки иногда зимой наведываются в село. Волки стараются не попадаться людям на глаза и обычно приходят глубокой ночью. Уж больно голоден был волк, если решился появиться в пределах села так рано. С таким волком опасно встретиться. Ещё хорошо, что это был одинокий волк. Волки редко охотятся в одиночку. Ребятам не удалось бы так просто отделаться, если бы им встретилась стая.
Хотя Елена Фёдоровна, мама Оксаны, поверила, что Лёня спас Оксану от волка, отношение её к постояльцам не изменилось. Она по-прежнему враждебно относилась к ним. Основания к этому были простые - коммунисты убили мужа, прогнали с насиженных мест, и вот теперь поселили этих эвакуированных в их доме, построенном таким тяжёлым трудом. Поселили и не велели даже заикаться о квартплате, сказав, что времянка конфискуется до окончания войны. Мама видела в постояльцах представителей властей. Она их побаивалась и ненавидела. Времена были тяжёлые. Власти ссыльным не верят. Стоит постояльцам пожаловаться в райком партии и придёт беда. Запросто угодишь в тюрьму. Елена Фёдоровна строго настрого приказала детям с постояльцами не задираться и дел не водить. 
Васино отношение к Лёне несколько изменилось после случая с волком. До любви было далеко. Вася остался враждебен к Лёне, но сейчас это было  враждебное отношение с оттенком уважения. Не многие парни станции Пустяк могли похвастать отважным поведением при встрече с голодным волком. Вася сам не знал, как бы он поступил, если бы на его пути встретился волк. 
 
Оксана считала, что утром в классе Лёня станет хвастать перед ребятами, как он не испугался дикого волка. Она даже готова была подтвердить, что всё, что Лёня расскажет одноклассникам истинная правда. Но Лёня не стал говорить о встрече с волком в классе. К концу дня Оксана не выдержала, и сама рассказала своей подружке Зинке о встрече с диким животным. Зинка поспешила рассказать всем, кто хотел её слушать. У Зинки получилось, что Лёня прогнал зверя дубинкой. Рассказ был неправдоподобный, и ребята посмеялись, не поверив. Оксана пожалела, что она проболталась Зинке. Лёня, услыхав историю, улыбнулся, с укором посмотрел на Оксану, и поспешил свести всю историю к шутке, розыгрышу. В эту версию с охотой все в классе поверили. Оксана, пережившая встречу с волком, обиделась, что ребята ей не верят и смеются. 
 
Лёня вызывал у Оксаны любопытство. Оксана впервые увидела Лёню, когда в середине сентября 1941 он неожиданно появился в классе. Все девчонки обратили внимание на рослого худого парня. Уж больно его внешний вид поразил всех. Кучерявые черные волосы, бархатистые длинные ресницы, вдумчивые серьёзные глаза. Позже выяснилось, что Лёня всегда знал ответы на вопросы учителей. Он никогда не тянул руку, не напрашивался отвечать, но если его поднимали, он толково и точно отвечал на вопрос. Лёня ни с кем не дружил. Видно было, что в классе он чувствовал себя чужим. Деревенские парни не спешили заводить с ним дружбу. Лёня был совершенно не похож на своих деревенских одноклассников. Он не употреблял грубых слов, которыми изобиловал лексикон парней в классе, не приставал ни к кому, и вообще старался держаться в тени.  Лёня всегда приходил в класс с приготовленными домашними заданиями. Ребята часто просили его дать списать задание, и он никому не отказывал. Он всегда отвечал шуткой на грубости ребят, и этим их обезоруживал. Девочкам он нравился. Некоторые даже пытались флиртовать с ним, но он на их заигрывания не реагировал. Он всегда был чем-то озабочен. 
 
К концу января Лёня ещё больше похудел, его лицо вытянулось, под глазами образовались синие круги. Девчонки считали, что это от голода. Оксана пронаблюдала, что Лёня не часто приносит завтрак с собой в школу, а если приносит, то это малюсенький кусочек хлеба. Такого кусочка  шестнадцатилетнему парню едва хватало на один глоток. Девочки в классе тоже видели, что Лёня голодает и даже пытались иногда подсунуть ему что-то из своего завтрака, но Лёня всегда отказывался. В середине февраля Лёня как-то пришёл в школу необычно весёлый. Его радость заинтриговала девчат, и они послали Зинку узнать причину. Зинке не стоило большого труда выяснить причину радости. Оказалось, что в это утро Лёнина мама получила телеграмму от Лёниного отца. Отец нашёл их благодаря тому, что они оставили свой адрес в центральном эвакопункте в Бугуруслане. В телеграмме был номер полевой почты отца, и теперь Лёня мог ему писать письма. Как выяснилось, отец Лёни был красный командир и воевал на фронте.
 
После того как отец Лёни нашёл семью, дела у квартирантов пошли немного  лучше. Из военкомата они получили ордер на полтонны угля. Пришлось Марии Ароновне обратиться к Елене Фёдоровне с просьбой, разрешить сложить уголь в одном из углов сарая. Ворча, Елена Фёдоровна согласилась выделить угол. Она боялась, что жиличка пойдёт к властям, и тогда они отберут силой. Елена Фёдоровна ещё долго ворчала после того, как Мария Ароновна поблагодарила хозяйку и ушла к себе во времянку, выговаривая дочке всю накопившуюся обиду на советскую власть. Оксана спросила Васю, почему такой мелкий вопрос как угол в сарае вызывает такую реакцию у мамы. Вася сказал, что он тоже не доволен, что жильцы захватывают всё большую часть в их хозяйстве. Пусть бы себе сами построили сарай. Оксана понимала, что построить сарай не из чего. Досок сейчас не достанешь - люди даже заборы порубили на топливо. А оставить уголь во дворе - его тут же растащат. Оксана не понимала, как в такое тяжёлое время не поделиться местом в сарае. Идёт война и все должны потесниться. На это Вася ответил, что не известно, что лучше: немцы или коммунисты. Какое дело нам ссыльным украинцам до войны, которую ведут коммунисты и москали (так в их семье называли русских)?
 
Оксана не могла согласиться с Васей. Возражать она не стала, но и Васиной философии не приняла. Она не чувствовала себя враждебно настроенной к советской власти. Может и наломали дров, когда раскулачивали, но ведь это делалось на благо народа. Вот построили колхозы. Разве одинокий крестьянин сможет купить трактор? А колхозы применяют трактора и другие сельскохозяйственные машины. Учительница объясняла преимущества больших хозяйств. Оксана хорошо поняла, что при строительстве социализма бывают жертвы. Партия и правительство знают, что делают. Всё делается для будущего. Маме и Васе просто обидно, что наша семья пострадала, оказалась раскулаченной. Не будь этого, они бы поняли преимущество колхозов. И вся эта болтовня о москалях - просто от обиды. Русских кулаков раскулачивали так же как украинских. В школе учат, что все нации равны. Учат же в школах башкирских ребят наравне с русскими и украинцами.  Оксана искренне верила учителям в школе. Она не помнила Украину, не знала другой жизни, кроме той которой они жили. Она видела, что мать малограмотна, набожна, и не доверяла её суждениям.  Товарищ Сталин наверняка знает лучше, и Оксана не имела основания ему не доверять.