Рассказ врача

Олег Жиганков
Рассказ врача

Эта история рассказана доктором С.

Меня нередко спрашивают,  почему я,  хирург по  специальности, оставил  главное дело своей жизни и стал заниматься психиатрией.  На это я отвечаю: специальность хирурга я выбрал правильно.  Работая  в больницах,  учебных и научно-исследовательских институтах,  я всегда стремился добиться как можно более высоких результатов.  Но именно это и привело меня к мысли, что на данном этапе я должен заняться психиатрией,  в частности, психотерапией.  И  сегодня я делюсь своим опытом с врачами разных специальностей, но прежде всего с врачами-христианами, так как моя деятельность строится на христианской основе.  после окончания института я был направлен по распределению в  провинцию, в  самый  трудный район (комиссия учла мою любовь к хирургии - на этом участке хирургической практики было много). 

Любой  из жителей района - а их было 35 тысяч - неизбежно попадал ко мне, если требовалось хирургическое вмешательство.  И здесь я впервые пришел к мысли, что самоубийство - это результат заболевания.  Те,  кто пытался покончить жизнь самоубийством, выйдя из больницы вновь повторяли эти попытки,  пока не погибали. Медицинская литература не давала четкого ответа на вопрос,  является ли  самоубийство следствием болезни.  Да и по сей день на этот счет нет единого мнения:  одни считают таких  людей  больными, другие  -  здоровыми  и  больными лишь в период попытки самоубийства.  Проработав шесть лет, я поступил в ординатуру на кафедре хирургии и онкологии Гидува.  Руководил кафедрой М. З. Сигал. Кафедра была дружная, работоспособная, интернациональная.

Период  моей учебы совпал с фундаментальными открытиями в фармакологии (релаксанты и др.),  успехами в создании медицинской техники (фиброэндоскопа, наркозного аппарата и др.). В больницу начала поступать новейшая аппаратура, например, наркозные и эндоскопические  аппараты.  Открытия в медицине помогли врачам резко расширить объем помощи,  спасать  таких  больных,  каким раньше помочь они были не в силах.  Нам казалось,  что возможности медицины в ближайшем будущем будут поистине безграничны.

Однако  дальнейшее  расширение операции прекратилось, так как суицидные больные гибли несмотря на все старания  реаниматологов.  И тогда я стал задумываться о предотвращении самоубийств через христианскую веру.  Почему глубоковерующие  люди  всегда жизнерадостны,  легко переносят трудности, энергичны? Этот феномен известен и он называется благодатью. И я решил применять религию для лечения и профилактики самоубийств, депрессий, алкоголизма, неврозов и других заболеваний. Занятия с первой же группой  (попытка  была тайной) дали хорошие результаты,  и я понял, что на правильном пути. Однако тайну сохранить не удалось: больные, чувствуя улучшение своего здоровья, рассказывали о лечении своим близким,  те - другим людям и т.д. Мне же за организацию "религиозной группы" грозил тюремный срок, поэтому в дальнейшем я мог проводить работу только индивидуально.

К счастью,  начиная с середины восьмидесятых годов отношение к религии в нашем обществе начало меняться.  Это дало мне возможность расширить свою работу. Именно тогда я обратился в МГК КПСС с просьбой разрешить мне по  личной инициативе помогать людям, которые пытались покончить жизнь самоубийством. И такое разрешение было мной получено. 

Однажды по вызову я приехал к мужчине,  сделавшему попытку отравиться.  Это был очень состоятельный человек,  о чем  свидетельствовала обстановка и обилие антиквариата в квартире. Оказав больному первую помощь,  я повез его в больницу.  Больного клонило ко сну, т.к. часть яда успела всосаться в кровь. Фельдшер, желая расшевелить его, спросил, почему он пытался покончить жизнь самоубийством среди такого богатства. Больной нехотя признался:  "Всю жизнь я хотел жить богато  -  и  стал  так жить,  но для этого я не жалел ни себя, ни других. Всех топтал, все мне стали ненавистны, и себя я незаметно растоптал, возненавидел,  жить дальше так не хочу".  Как видим, будущий самоубийца тренировал в себе чувство ненависти к окружающим, но ненависть бумерангом вернулась к нему. "Что пользы человеку приобресть весь мир,  а себя самого погубить,  или повредить  себе?"(Лк.9:25).  Причины  самоубийств могут быть разные,  в том числе и длительные житейские трудности - недосыпание, недоедание и т.п., а не только экстремальные ситуации.

Приходилось ли мне сталкиваться с этим? Да, конечно. Десятки лет я работал на полутора-двух ставках,  в том числе и на скорой помощи,  а это трудно и небезопасно.  Не имея государственной  жилплощади, я должен был решать эту проблему  самостоятельно, выплачивая ежемесячно крупные суммы.  Физически и психологически работа  хирурга очень тяжела,  оплата же - на уровне неквалифицированного рабочего. Но я всегда был жизнерадостным человеком, хотя от других часто слышал,  что жизнь моя тяжела. Причина легкого перенесения мною жизненных тягот - в вере,  в  ежедевных  молитвах.  Я всегда благодарил  Бога за хлеб,  ибо на планете есть умирающие от голода люди; за то, что Он ниспослал мне здоровье, за многое другое.

После таких молитв все житейские невзгоды кажутся мелкими,  легко переносимыми; после беседы с Богом словно вырастают крылья.  Нам  всем нужно понять очень простую истину: нервный срыв может произойти у каждого,  и нужно уметь от него защищаться.  Для  верующего самой результативной защитой является его обращение к Богу.  А. И. Герцен писал:  "Объясните мне, пожалуйста,  отчего  верить в Бога смешно,  а верить в человечество – не смешно; верить в Царство Небесное - глупо, а верить в земные утопии - умно?" И,  возможно,  я даже более слабый, чем многие атеисты,  которые довели себя до нервного срыва,  и будь они верующими,  этого с ними не случилось бы.

Мне не приходилось встречаться с несостоявшимися самоубийцами,  которые были бы  членами протестантских церквей.  Одной из особенностей богослужения в этих церквах является изучение (толкование)  Библии,  а это обучает верующих, как вести себя в критических ситуациях, и когда какое-то чрезвычайное событие происходит, такой верующий готов к нему. 

С июня 1991 г. в психосоматическое отделение Института им.Склифосовского все чаще стали поступать больные, выжившие после попыток самоубийства. Причины этих попыток были идеологические - крах идей марксизма-ленинизма. Мне запомнилась  первая  больная. Причину попытки самоубийства она скрывала.  Однажды ко мне пришел ее муж. "Доктор,- сказал он,- я  слышал,  что  вам лучше других удается разговорить больных. Прошу вас,  поговорите с моей супругой.  У нас все в доме было хорошо - и вдруг такое.  Мы просто теряемся в догадках,  в чем причина,  а следовательно,  не знаем,  как помочь". До этого я уже подходил к больной, но она от беседы отказывалась. На следующий день я дал ей прочитать статью  на  христианскую  тему, написанную  мною  специально  для  больных (я издал ее на свои средства). Прочитав несколько строк и поняв, что статья связана с религией, больная с ненавистью отшвырнула ее. Мне это показалось обидным,  но я стерпел, а статью оставил на тумбочке.

Через  несколько  дней я увидел больную,  внимательно читающую мое сочинение.  Подойдя к ней, я протянул ей подарок - маленькую, прекрасно изданную книжечку - Новый Завет и Псалтирь, выпущенную христианским обществом "Гедеоновы братья".  Она молча приняла  подарок.  Через несколько дней больная сама подошла ко мне, мы разговорились, и тут я узнал причину ее попытки самоубийства.  Она верила идеям марксизма,  жила честно,  не нажила никаких материальных  богатств,  и  поражение  этой  идеологии восприняла как крах. Я высказал свою точку зрения на марксизм. Ей понравилось, что первые христиане жили коммунами, что позже многие  из  них  вырабатывали  приемы социальной защищенности.

После этого  разговора  больная  попросила  меня  принести  ей христианские книги.  Надеюсь, что эта женщина станет христианкой, так как она очень порядочна и принципиальна.