Из жизни в жизнь

Олег Жиганков
(стенография проповеди)

Задумайтесь только: какое блаженное упование кроется в вести о скором Втором пришествии Иисуса Христа! Эта весть может быть провозглашена только людьми, по-настоящему любящими Господа. Все сегодня говорят о скором Втором пришествии, а вот то, что заметили адвентисты во Втором пришествии – это мало кто замечает. Пионеры адвентизма уловили такой максимализм, такую полноту в пришествии Христа, которые прежде них мало кто замечал. Обычно, говоря о Втором пришествии Иисуса Христа, люди обращаются к мрачной стороне дела – событиям Апокалипсиса. Но пионеры адвентизма пришли к пониманию и осознанию того, что вовсе не обязательно для человека слечь в могилу, чтобы жить вечно. Есть и более благая участь, которая уготована живущим в конце земной истории. Бог иной сценарий, иной идеал предназначио для Своего народа в конце времени. Они называли это «блаженным упованием». А иначе и назвать нельзя это ожидание, только как блаженное упование.

Когда упование это воспринимается всем сознанием, естеством, оно приносит огромную радость. Вообще жизнь, вечная жизнь – это такой дар, что трудно себе представить что-либо большее. Воскресение – это такой великий дар, что сложно представить себе нечто еще большее. Вот, что видел пророк Иезекииль в своем видении (Иез. 37:7-8): «И произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я : и вот, жилы были на их, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них». Что еще более великое может сделать Господь для человека?

Сократ сделал невероятно сложное, и в то же время простое умозаключение, которое просто не умещается в сознании. Он сказал: «Люди – смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ – смертен». Как все просто! Но попробуйте только вместо имени Сократа поставить свое имя. Люди – смертны. Олег – человек. Значит, Олег – смертен. Не может быть! Нет! Это сложно, даже невозможно представить. Это простая формула приходит к человеку как великое, страшное открытие. Приходит, но не входит в него, не вмещается. Невозможно человеку понять, осознать, в глубине души поверить в свою смертность. На земле сотни, тысячи религий, и все они говорят о жизни после смерти. Все они сосредоточены на том, что будет. Все утверждают, что с земной жизнью не приходит еще конец.

И все эти религии обещают какую-то жизнь загробную – когда душа от человека отойдет. В Египте, раскинувшимся в дельте реки Нил, на восточной стороне стояли города живых, а на западной –  города мертвых. Эти города мертвых во многом были роскошнее и просторнее, чем города живых. Города живых состояли в основном из лачужек и немногих дворцов. А города мертвых были представлены пирамидами, гробницами, домами мертвых, в которых никогда не иссякал хлеб, в которых были съестные запасы, в которых в обилии были золото, украшения. И когда приходили завоеватели в Египет, то на восточной стороне им делать было нечего. Они все стремились на западную сторону. Так сильно египтяне заботились о том, что будет после смерти. Так уповали на что-то.
И в Вавилоне, который стал символом отступнической религии, люди уповали на то, что их ждет какая-то жизнь после смерти. Ассирийцы представляли себе жизнь после смерти как бесконечную череду победоносных войн. И китайцы, и индейцы – все представляли себе какую-то жизнь после смерти. Во всех этих религиях, конечно, много вымысла, человеческих фантазий, сказок. И все-таки понятие о жизни после смерти они усвоили твердо.

В традиционном христианстве вера в воскресение из мертвых всегда была блаженным упованием. Даже в атеизме науку обязали бороться со смертью. И Сократ, которого обвинили в атеизме, выпивая чашу с цикутой жалел тех людей, которые остаются в этом несовершенном мире, жалел тех, кому еще предстоит страдать – ведь он отправлялся в мир иной. И Франциск Ассизский, посвятивший свою жизнь пламенной проповеди Евангелия, когда умирал от холода, голода, лежал на холодном каменном полу, со слезами радости говорил: «Приветствую тебя, сестра моя, смерть». Ян Гус, взойдя на костер и будучи уже весь объят пламенем, пел радостные христианские псалмы. Даже его мучители не могли понять – чувствует он боль или нет. Стефан, когда его побивали камнями, видел небеса отверстые, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Эти люди умирали с верою в свое воскресение. И Господь действительно в последний день воскресит всех, кто уповал на Него, возьмет всех в Царствие Небесное, которому не будет конца. Блаженное упование.

Но вот Господь напомнил людям, пионерам адвентистского движения, одну простую истину, которая, почему-то, была забыта: наступит время, когда живущие на земле, не вкусив смерти, перейдут из жизни в жизнь. Это ни с чем не сравнимая надежда. Священное Писание дает, если можно так сказать, прецеденты того, что так бывает. Мы читаем историю о Енохе, читаем историю об Илье. История Еноха очень кратко и просто записана в Священном Писании. Записана, собственно, не история этого человека, а самое главное, что в его жизни произошло: «И ходил Енох пред Богом, и родил сынов и дочерей, и не стало его, потому что Бог взял его».

Вообще, это событие описывается простым словом «взял». Событие это произошло на самой заре истории человечества. После сотворения немного времени еще прошло. Потопу еще только предстояло прийти на эту землю. В ту пору земля еще была прекрасна, цвела, подобно саду. Климат был замечательный. Люди обладали великолепным здоровьем, жили, по сегодняшним меркам, удивительно долго – почти тысячу лет. И Еноху было уже 365 лет, когда Господь его взял. Столько лет, сколько дней в году. Наверное, не столько Енох проповедовал о Боге, сколько Бог проповедовал людям о Себе через Еноха, когда забрал его от земли.

Все современники, наверное, знали в ту пору об этом. Представляете, какую проповедь Господь послал народу, какую надежду послал: вот, человек был, а потом Господь его просто взял к Себе – прямо в теле. Наверное, праведники в ту пору очень завидовали Еноху. Праведники, близившиеся к своему концу, которых уже начинали одолевать болезни, немощь. Наверно, они очень хотели повторить судьбу Еноха.

Или взять судьбу пророка Илии. Это уже вторая ветхозаветная история, в которой благодать, сила и намерения Божии в полноте раскрывались перед человечеством. В то время, когда Господь хотел вознести Илию (4 Цар. 21 гл.), тот шел с Елисеем из Галгала. Когда они шли и дорогой разговаривали, вдруг явилась колесница огненная, и разлучила их обоих, и понесся Илия в вихре не небо. Здесь предстает такая картина, которую трудно воспринять, потому что мы ничего подобного никогда в жизни не видели. Опыт нашей повседневной жизни указывает нам на нечто прямо противоположное. Он показывает нам, что миллиарды и миллиарды людей не могли избежать той участи, которая уготовлена для всего человечества. «Люди – смертны». Может быть, слишком дерзостно мечтать и думать о том, что будут люди, которым не придется повторять судьбу тех бессчетных поколений людей, миллиардов людей, которые умирали с постоянством и без исключения. Но в величайшем откровении Божьем, данном нам через Иисуса Христа, Господь не только не стремился приглушить эту слабую надежду человечества на переход из жизни в жизнь, а наоборот, давал этому упованию новое дыхание. Вся атмосфера вокруг Иисуса Христа, вокруг Бога совершенного, проникнута этой надеждой. Люди воочию видели Бога. Его присутствие побуждало их говорить: «Не в сие ли время Ты, Господи, восстановишь царство Израилево? Не конец ли пришел нашим бедам и несчастьям? Не конец ли это и смерти? А, если нет, то наверняка этот очень близко».
 
Приход Иисуса Христа на землю поднял эту надежду до высочайшего уровня. Люди вновь стали надеяться, что может случиться так, что Бог придет, и живые люди останутся жить вечно. Даже ученики Христа начинали уже уповать на это, и даже успели ревновать друг друга немного. Петр, например, возревновал об Иоанне, когда пронесся слух о том, что Иоанн не вкусит смерти, доживет до Второго пришествия. И Господь не стал никого ни в чем разубеждать. Господь не стал говорить: «Да нет, Петр – и он умрет. И этот, такой молодой сегодня человек – он тоже умрет». Он не сказал ему, что в ссылке, на Патмосе, Господь явится Иоанну. Он сказал: «А тебе какое дело? тебе что?». Господь не разубеждал людей, не отнимал у них блаженного упования.

Вообще, если читать все Евангелие, от корки до корки, просто, в простоте, по-детски, не обложившись толстыми всезнающими комментариями, так, как в детстве читаешь, представляется, что Господь говорит своим ученикам о том, что все уже заканчивается, уже скоро, уже совсем при дверях пришествие Его. Уже при дверях то время, когда Господь придет и застанет здесь праведников Своих живыми. Даже Евангелие от Матфея 24 глава – этот апокалипсис от Матфея – кажется, утверждает нас в этой идее. Все, кажется, уже при дверях. Конечно, мы может теперь объяснять эту главу тем, что речь в ней шла более о разрушении Иерусалима, нежели о Втором пришествии. Но люди не всегда это так понимали, и Господь не хотел их разубеждать. Он не хотел лишать их надежды, что не пройдет род сей, как все сбудется. Потому что другие люди будут читать Евангелие, и когда-то действительно наступит время, когда эти слова сбудутся, «не пройдет род сей», как все свершится, и явится на землю Сын Человеческий.

И когда мы смотрим на писания апостолов, мы также видим, что они того же упования держались блаженного. Апостол Павел в 1 Кор. 7 главе пишет удивительные вещи. 1 Кор. 7:29-31 «Я вам, братия, сказываю: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего».

Удивительные слова. Слова, глубину которых нам полностью не раскрыть. Слова, актуальность которых остается действенной на протяжении уже почти двух тысячелетий. Что это значит? Что значат эти притчи Христа об отлучившемся господине, о мудрых девах, о воре, проникшем в дом в полночь? Что значат Его слова: «Се гряду скоро?». Что значат слова, которыми заканчивается Священное Писание: «Ей гряди, ей гряди скоро». Неужели Христос не знал, что это «скоро» затянется на столетия? Неужели Своими словами Христос давал повод, чтобы ввести народ Свой в заблуждение? Неужели апостол Павел был полон обманом и самообманом, когда говорил, что время уже коротко?

Когда-то я воспринимал эти эсхатологические притчи Иисуса Христа как предупреждение от того, чтобы вести недостойный образ жизни, или как стимул к тому, чтобы использовать таланты, которые Господь дал, не расточать ничего. Но теперь я стал все больше думать о самом главном, что заложено в этих притчах, о том, что на самом деле они дают человеку, как на самом деле питают его, радуют и возносят. В них заложена надежда на скорое Второе пришествие Христа. Надежда на переход из жизни в жизнь. Подумайте, разве мог Господь лишить миллионы людей, живущих прежде нас, этой надежды?

Мы достигаем последнего времени; мы, или идущие после нас. И когда мы ее обретаем, вкушаем – мы чувствуем ее сладость. Мы сейчас еще раз прикоснемся к ней. Настолько человеку дорога эта надежда, что Господь ни в коей степени не хотел приберечь ее только для последнего поколения людей, спрятать ее для нас. Он всем ее дал. Для всех христиан, всем поколениям отдал эту надежду, потому что Он благ. Потому что Он понимает, что для человека это значит очень многое.

В одной книге, автор которой весьма враждебно относится к адвентизму, говорится о том, что не может быть истинной та Церковь, которая, якобы, основана на заблуждении, которая основана на вере в то, что Христос должен был вот-вот прийти. Это главный аргумент автора. А для меня та надежда, которой горели люди, ожидая Второго пришествия Иисуса Христа более чем полтора столетия назад, для меня это признак того, что это были самые посвященные, самые любящие Бога люди. Как человеку, не любящему Бога, ждать Его? Как этому человеку плакать, почему ему страдать, почему впадать в отчаяние от того, что не настало Второе пришествие? Наоборот, радоваться надо такому человеку, если он грешник. Представьте себе, что это были за люди, которые ждали Господа нашего. Во все поколения, во все столетия христиане ожидали Иисуса Христа, назначали даты пришествия Иисуса Христа. Конечно, Священное Писание предупреждает о том, что никто не знает день и час этот. Но как сладостно было сознавать людям, что сейчас или скоро Господь придет!

К примеру, вся Русь ожидала пришествия Господа в ночь с 24 на 25 марта 1492 года. Вся Русь! Все книжки богослужебные кончались на этом времени. Все, дальше – пришествие Иисуса Христа. В Успенском соборе на Красной площади есть огромная панорама, которая изображает это событие. Панорама, нарисованная в ту пору. Славное пришествие Господа Иисуса Христа, на которое люди уповали уже и в то время. Правда, надо сказать, что люди в ту пору больше боялись этого события, нежели уповали на него.
Но прожило свой тревожный век поколение апостола Павла, прожило свой нелегкий век поколение русских людей, ожидающих пришествие в XV веке, прожило свой век и поколение пионеров-адвентистов. Но меркнет ли от этого надежда?

Вспомните такое произведение Ильфа и Петрова как «Двенадцать стульев». Всомните, как Остап Бендер потрошил стулья вместе с Кисой Воробьяниновым. После каждого вновь выпотрошенного стула Киса Воробьянинов впадал в уныние. А Остап, наоборот, говорил: «Киса, мы на один стул ближе к нашим сокровищам!» И правда, мы сейчас на много стульев, на много лет, на много поколений ближе к нашему сокровищу. Когда Киса с Остапом добрались до самого последнего стула, то никаких сокровищ там не оказалось. Потому что эти земные, ветшающие сокровища давно уже кто-то выпотрошил. А нас ждет такое сокровище, которое никто не украдет с небес. И нет такой силы во вселенной, которая могла бы нас отлучить от этого сокровища, потому что сказано, что ни широта, ни глубина, ни какая другая сила и тварь не способны отлучить нас от  любви Божией.

Я не свят, как свят был Енох. Я не имею той силы духа, что была у Илии. Мои шансы на то, чтобы стать исключением и быть взятым на небо совсем невелики – равны нулю. Но у меня есть надежда, что Господь сулил мне жить в последнее время, надежда, которая подкрепляется исполнившимися и исполняющимися пророчествами. Нам суждено быть свидетелями развивающихся со стремительной скоростью событий. Раньше я боялся жить в последнее время. Потом как-то не верил. Сейчас просто надеюсь и уповаю. Надеюсь и уповаю на то, что Господь сможет уже в скором времени явить Свою силу и благость над нами и воссоздать Божественный идеал на этой земле. Я говорю это не потому, что еще сравнительно молод, и у меня много лет естественной жизни впереди, если ничего и никто ее не прервет. Надежда, наверно, должна быть у всех: и у пожилых, и у молодых. Я молюсь о том, чтобы многие из живущих ныне не вкусили того, что пришлось вкусить миллиардам людей, которых жизнь выжала, как лимон, и которых потом уложили в землю – хотя и с надеждой на воскресение.

Конечно, многие из нас молоды, и много у нас  надежд, и много упований в жизни. Многое еще хочется совершить, много чего хочется достичь, хочется вкусить многих радостей. Хочется жизни, хочется любви. Но Господь давно уже открыл людям, что в полноте, в настоящей силе мы не можем обрести этого на земле. Но обретем в жизни вечной.

Какое это блаженное упование, что мы можем перейти из этой жизни в жизнь вечную, не вкусив смерти. Воистину великое, блаженное упование. Я часто думаю о том, что Бог приготовил для последнего поколения людей. Бог хочет дать последнему поколению,  хочет дать нам то, чего Сам не имел. Потому что Самому Господу Иисусу Христу пришлось в могилу сойти, Самому Богу пришлось слечь в могилу, а последним живущим на земле людям не надо будет этого делать. Они, по свидетельству Библии, в мгновение ока преобразятся, обретут полноту жизни.

Когда-то в детстве нас в школе стращали ядерной войной. Мы бегали в противогазах в подвал, готовились то к воздушной тревоге, то к химической атаке… Я страшно боялся, что это все случится: случится атомная война, катастрофа, и все вымрут. И я тогда уже молился Богу. Я не был тогда адвентистом, я не знал о блаженном уповании, не знал, что миру не суждено закончить свои дни ядерной катастрофой.

Последнему поколению добрый Бог приготовил благую участь: Он не даст, не позволит людям разнести все в пух и прах. Он вернется на землю до того, как люди себя истребят. Представляете, каким должен быть Бог, чтобы дать нам то, что Он Сам не имел. Иисусу Христу страшно было умирать, потому что только Бог воистину знает, что такое жизнь, и что такое смерть. А Он, по Своей великой благости и любви сказал, что вы, дорогие люди, достигшие последних времен, просто преобразитесь. Вот то блаженное упование, которое воскресили из пепла наши братья и сестры, пионеры адвентизма. Вот то упование, которое легло в основу названия нашей церкви: Адвентисты.