Мужчины и отцы

Олег Жиганков
(стенография проповеди)

Целью и настоящим благословением для любого человека в жизни является отразить в себе, в своей жизни, насколько это возможно, Бога. Бога не видел никто и никогда, Он в нас отражается, и люди видят Бога через нас. Мне Бог дал, по крайней мере, два сходства, которые у меня есть по отношению к Нему. В столько многом я не похож на Него, а вот в этом похож, да и то, далеко не в полноте. Не обижайтесь, дорогие сестры, но Бог в Библии предстает в основном как Мужчина, и Бог предстает в Библии как Отец. И я тоже – мужчина, и я тоже – отец, и Бог дал мне эти качества для того, чтобы я через них по мере сил показал, какой Бог.

И то, что в наших церквях мы видим так мало мужчин, и то, что столько много их сейчас в тюрьмах, и столько обколотых, и пропитых – все это разрушительная работа врага рода человеческого. Врага, который в это последнее время хочет скрыть от людей характер Бога, потому что какие-то черты его только через мужчин проявляются. Сатане уже дела нет до этих погибших и погибающих мужчин; он хочет образ Божий искривить, исказить через них. И вот эти два сходства, которые Господь дал сильной половине рода человеческого – быть мужчинами и быть отцами – эти те две черты, которые сами собой не являются в нашу жизнь. Если у человека есть жена и есть дети, это еще не значит, что он муж и отец, это еще не значит, что он мужчина и родитель. Бог – Он Отец, Бог – Он Мужчина, и через то, что здесь пишу о мужчинах, я хочу возвысить не мужчину, а возвысить Бога.

Возвышая мужчину, я хочу Бога возвысить, и возвышая мужчину, я хочу бремя с женщин снять, то бремя, которое наложили на них не настоящие мужчины.

В «Комсомольской Правде» опубликовали статью о девочке Кате из Саратовской области, из деревни «Ярославская», о девочке, у которой были отец и мать. Катя родилась одиннадцатой в семье. Дети в этой семье приходили на этот свет и уходили из него, не задерживаясь в нем надолго. Этой девочке было три годика; отец и мать сильно пили. Катя однажды с голоду просто выползла во двор, подползла к собакам, и стала есть из их миски. Да так и осталась там жить с ними, с собаками – Барсиком и Дружком. Так и осталась жить в их конуре, потому что там было куда лучше, чем жить в доме с отцом – намного лучше. Там была еда. Собаки научили ее находить еду, они приносили ей хлеб. Барсик охранял девочку и был настоящим отцом для нее, большим отцом, чем ее настоящий, или как сейчас принято говорить – биологический отец.

Когда ее беспутных родителей лишили родительских прав, эту девочку отправили в интернат, и она теперь пытается познать, что такое человек. А как ей когда-нибудь удастся познать, что такое отец, если ее отцом был пес Барсик, которого застрелил ее отец, потому что Барсик не пускал пьяного отца издеваться над дочерью? Как она когда-нибудь узнает, что такое отец? Прочитаем из книги Бытия целую главу, 45-ую главу, фрагмент истории сына и отца – Иосифа. Человека, у которого были все шансы сделаться мужчиной, как все мужчины, но который сделался мужчиной с большой буквы.

Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него, и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что ни смутились перед ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые не орать, ни жать не будут. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской. Идите скорее к отцу моему т скажите ему: так говорит сын ивой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли. Ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое. И прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет; чтобы не обнищал ты, и дом твой, и все твое». И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами. Скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведите скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее у него. И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его. Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш, и ступайте в землю Ханаанскую; и возьмите отца вашего и семейства ваши, и придите ко мне; я дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы, по приказанию фараона, и дал им путевой запас. Каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста серебреников и пять перемен одежд. Также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь. И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге. И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую, к Иакову, отцу своему. И известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им. Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им; и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их. И сказал Израиль: довольно, еще жив сын мой Иосиф, пойду и увижу его, пока не умру. 

Слова «отец» и «брат» повторяются в этой главе чаще всего. Иосиф – человек, которого предали в детстве, которого хотели убить, а потом продали по дешевке в рабство; человек, который был лишен семьи, который всю жизнь провел без отца, без братьев. Этот человек вдруг не мог больше удерживаться и взорвался. Все эти годы Иосиф ходил с Богом, уповал на Бога; это человек, которого Бог выручал во всех ситуациях. Он был один-одинешенек в языческой земле, один на один с Богом. Все остальные были язычниками. Этот человек, оказывается, так сильно тосковал по отцу и по братьям, что большая часть истории Иосифа говорит о том, как они встретились, и как он их жаловал, когда встречал. Оказывается, мало для человека быть с Богом, оказывается, так важно, чтобы отец его пришел, так важно, чтобы братья пришли, которые предали тебя.

Не у всех такая судьба как у Иосифа. У кого-то лучше, у кого-то хуже. У кого-то и такого отца не было, у кого-то и таких братьев не было. Что делать такому человеку? Что делать такому человеку, который, читая «Отче наш», думает: что же такое отец, что же такое мужчина? Что делать такому человеку? Я говорю в первую очередь о мужчинах. Жить в семье, в которой есть отец, в которой есть мужчина – это уже скорее исключение, чем правило. Когда Иосиф жил в семье, у него было все нормально: он был любим своими родителями, он был избалован ими, как никто другой из братьев. Он жаловался, ябедничал на своих братьев, что называется «стучал» на них. До того он опостылел им, что они решили просто избавиться от брата.

Иосиф, может быть, впадал тогда в одну из крайностей, в которую человек может впасть: для Иосифа с самого детства было искушение стать маменькиным сыночком, стать тряпкой. И это искушение съедает и губит многих мужчин, которые вырастают ростом, а душою остаются карликами. Если они жили в хорошей семье, то это еще не является гарантом того, что они станут хорошими отцами, хорошими мужчинами. И не было гарантии, что Иосиф станет настоящим мужчиной. Но Господь провел его через испытания. И в этих испытаниях Иосиф мог в другую крайность впасть, в которую впадают другие мужчины: сделаться грубым, ожесточенным, от всех отдаленным, самостоятельным: «мне никто не нужен, я сам по себе». Стать холодным, поверхностным. Но Иосиф и этой крайности, по милости Божией, избежал.

Не стоит, наверное, говорить о том, что происходит с мужчинами в мире, как жизнь калечит их. Порассуждаем больше об отцах. Потому что Бог раскрывает Себя прежде всего как Бог Отец. Большинству сегодняшних молодых людей не довелось увидеть нормальных отцов. С ненормальными, может быть, они еще сталкивались. Что делать с этим? Что делать с этим калечащим жизнь столкновением? Когда человек не знает, каким должен быть отец, тогда человек не знает, каким является Бог. Скрывая от человека отца, сатана скрывает от человека Бога. Как тяжело человеку крупинка за крупинкой восстановить портрет любящего отца, портрет Бога. И как тяжело потом бывает найти Бога-Отца, как мучительно больно это дается, и как мало кому удается это сделать. Слишком многие эту боль вынашивают в своем сердце превращая ее в горечь, живущую на задворках души, не дающую человеку никакой услады в жизни, не позволяющую ему никакой радости. Вместо того, чтобы прорваться однажды наружу, эта горечь медленно сочится внутрь, отравляет всю жизнь человека. Эта – ложка дегтя  бочке меда. И сколько меда ни будь в жизни человека, эта ложка дегтя будет портить все.

И я не могу сказать, что от этой ложки дегтя можно избавиться; от нее, наверное, нельзя никогда до конца избавиться. С ней придется жить, преодолевая эту горечь. Я не хочу никого обольщать – эта горечь будет всегда, но эта горечь может быть спасительной или разрушительной. Эта горечь может быть спасительной тогда, когда человек возжаждет встречи с отцом, когда постигнет, что есть Небесный Отец, есть все-таки отец у человека, не может человек быть без отца. Что есть у человека Небесный Отец, к Которому стоит обратится, Которому можно довериться. А еще, что может произойти с этим человеком – это то, что он, во-первых, найдет для себя человека, в котором сможет увидеть хотя бы искорки отцовские; и сам он сможет сделаться для кого-то отцом, сделается для кого-то наставником.

Выходцы из хороших семей, те, у которых был отец, у которых было на что посмотреть! Не почийте на лаврах! Вы – обладатели редкого сокровища, которое вам не должно таить, которое вы не в праве прятать от других людей. Сидя на этом сокровище, вы можете погибнуть, если не поделитесь с другими людьми, если не поделитесь этим редким сокровищем с теми, у кого его нет и в помине. Те из вас, кто испытал эту искру отцовской любви и заботы: если вы будите просто жить с ней, тихонечко, для себя, она вас погубит. Она вас погубит, как она погубила бы, может быть, Иосифа, сделав его избалованным мальчишкой, а не мужчиной. Она погубила бы его, рассластила и развратила, сгноила бы его, если бы он, как сказано в Библии, сам не сделался отцом, и отцом не просто своих детей: он сделался отцом своих братьев. Вспомните то поразившее всех видение, которое было дано Иосифу: преклонились перед ним и братья, и отец, и мать. Как так: перед сыном, притом перед младшим сыном, преклонились отец, мать и братья?

А Господа это не смущает, потому что Он видел, что Иосиф сможет сделаться настоящим отцом. В Библии сказано, кому еще он сделался отцом – фараону. Представляете, каким мужчиной сделался Иосиф, если самый великий властелин той эпохи почитает его как отца?

Господь провел Иосифа через череду испытаний. И только потому, что Иосиф стал отцом многих, он не стал мальчишкой избалованным, не ожесточил свое сердце, а сделался настоящим отцом. Те из вас, кто обладает этим сокровищем, не может скрывать его. А те, у кого его нет, ищите в Господе. Живите с этой горечью. Никуда от нее не деться – она будет всегда. Но ищите в других людях поддержки, наставничества, пусть даже сознавая, что несовершенны все земные человеки. И нет совершенного земного отца. Наконец, сами сделайтесь отцами для других людей, есть ли у вас дети или нет, старые вы или молодые. Если вы не делаетесь отцами в отношении к другим людям, вы не делаетесь мужчинами, вы не уподобляетесь Богу, вы не отражаете Бога. Вы отражаете избалованного, капризного ангела, который из светлого сына зари, превратился в мракобеса. Если не отражать отцовские черты, если не отражать Бога, как бы ограниченно это не получалось – то для чего жить? Есть только один Отец. Даже Иосиф не таков, хотя он и отцом фараона назван.

Мы смотрим на библейских героев, на библейских отцов. Чем жил Иосиф? Он жил воспоминаниями о своем отце. Ему этого хватило, чтобы пройти через египетские испытания. А его отец, Иаков, отнюдь не был совершенным человеком. Но то, что он был хорошим отцом, дало Иосифу огромный жизненный ресурс. На кого из библейских героев мы ни посмотрим, мы увидим, как Господь работал с ними, делая из них мужчин, делая из них отцов. И все же есть только один совершенный пример отцовства, и он был явлен на земле в Иисусе Христе. У Него не было детей, но все мы – Его дети.

Большинство мужчин так никогда и не сделаются мужчинами. Как это и ни странно и ни страшно говорить, но большинство мужчин так никогда и не сделаются мужчинами, так никогда и не сделаются отцами, и поэтому в наших церквах больше женщин, а не мужчин. Мужчиной сделаться тяжело. Я понимаю: настало время эмансипации и все такое. Простите меня за то, что как бы возвышаю сегодня мужчин. Просто их уже так принизили, что ниже некуда. А по большому счету, это ведь не мужчин принизили. Это Бога принизили. Что должен сделать мужчина, чтобы стать мужчиной? Что он должен сделать, чтобы стать отцом, даже если у него нет детей? Я говорю это не столько из своего опыта, сколько для своего опыта.

Интересные слова я нашел в Священном Писании. Мы говорим о матери, которая дает жизнь человеку, которая рождает человека, приводит его на свет, скорбит муками родов. А Господь, как мужчина, говорит о Себе через пророка Исаию в 42 главе. «Долго молчал Я, – говорит Господь, – долго молчал Я, терпел, удерживался, теперь буду кричать, как рождающая». Господь говорит, что даже мужчина закричит подобно рождающей, когда видит, что мать родила человека на свет и не заботится о нем. Задача мужчины всю жизнь воспитывать детей, всю жизнь быть примером в отношении к своим детям, в отношении к своим близким, в отношении к тем, к которым Господь поставил вас наставником. Даже в отношении к фараону, может быть. Самое первое, что должен делать мужчина – это подавать пример своей жизнью. Пусть несовершенный, пусть какой угодной, но честный пример. Когда отец, или наставник, или мужчина раскрывает перед другими себя и Бога через свою жизнь, пусть это и не совершенная жизнь, пусть это жизнь неудач, пусть это жизнь падений, несбывшихся надежд, разочарований, но это жизнь падений и подъемов. Вот, что в первую очередь должен раскрыть перед человеком отец: научить подниматься. Первым делом ребенка учат: упал – поднимись. А когда ребенок чуть-чуть подрастает, отцы забывают поднимать его, забывают учить его подниматься, своим примером они не поднимают ребенка. Вы знаете, что человек, который живет без отца, или человек, который живет с таким отцом, который не научит ребенка своим примером подниматься после падений, этот человек никогда не поверит, что можно подняться. Если ребенка не научить ходить, падать и подниматься, он так и будет на четвереньках ползать. Человеку, перед которым нет примера отца, отца, который падает и поднимается, честно поднимается и идет к Богу, этому человеку трудно поверить, что он сможет подняться. Как в песне поется: «За руку сына водил, правду ему говорил, правду ему говорил, хоть бы и не было сил».

Другое качество, которое должно отразиться в отце – это верность. Верность проявляется в том, что мы общаемся друг с другом, мы приходим друг ко другу, смотрим друг на друга и даем знать, что я всегда буду на тебя смотреть, я всегда буду думать о тебе. Ты мне никогда не надоешь, и мне никогда не надоедят твои падения и взлеты, я никогда не устану от тебя, и никогда не брошу. Я всегда буду смотреть на тебя, и всегда буду где-то поблизости, даже если ты будешь далеко, даже если ты будешь за тысячи километров. Все равно знай, что кто-то о тебе думает, что кто-то о тебе молится, что кто-то о тебе переживает, кто-то может позвонить тебе, кому-то ты можешь позвонить. Это – верность.
И последнее, самое трудное для принятия – это то, что отец предоставляет детям свободу. С этим страшнее всего согласиться. Можно показывать своей жизнью детям что-то, можно поднимать их, можно мазать зеленкой их раны, но отпустить от себя – сложнее всего.

Настоящий отец, настоящий мужчина, будь то по отношению к своим детям или по отношению к своим ближним, по отношению к тем, кто взирает на него, настоящий отец не может и не должен окружить человека, даже самого дорогого, такой опекой, чтобы через нее Божья опека не прорывалась. Человек не может тратить все свое время на то, чтобы опекать своего сына, своего ближнего. Потому что он берет на себя слишком много, если делает это. Потому что первосвященник есть, Иисус Христос, Который этим занимается, а человек не может брать на себя слишком много. Он не может с головой уйти в жизнь другого человека, как бы это страшно не казалось для человека. Это не покинутость. Это тяжелый шаг со стороны родителей: понять и принять, что у их детей кроме отца есть еще Бог. Передать человека от себя к Богу – как это бывает тяжело, бывает нестерпимо больно. Для того, кого передают, и для того, кто передает. Но Господь взял Иосифа из дома его, как взял Авраама из дома отца его, и увел в другую землю для того, чтобы провести через испытания, чтобы показать, что не только от родителей все зависит, но еще и от Бога, что Бог все равно с ним.

Как важно бывает знать, что с тобою Бог, и что где-то есть отец. Первым делом, когда братья Иосифа приехали, он спросил: а жив ли еще отец ваш? Он все эти годы надеялся, что жив отец его, и теперь он убеждается в этом. Как это здорово, знать, что кроме Бога у тебя есть братья, что у тебя есть отец. Не всегда так бывает, но это большое счастье. Когда отец отпускает сына или дочь, когда учитель отпускает ученика, нужно понимать, что это не равнодушие, не отвержение, но возможность лучше узнать Бога. Это обходится, иногда, дорого – отпустить человека, дать человеку лучше узнать Бога. Когда человек отказывается от чрезмерной заботы о своем дитяти и не взваливает на себя все те проблемы, с которыми сталкивается это дите, он на самом деле проявляет свою любовь.

Потому что если человек взвалит на себя все эти проблемы, он погубит себя и погубит ребенка, ученика... Потому что это отчаянная гордость – брать на себя то, что только Бог в силах понести. Мы должны носить бремена друг друга, но мы не можем взвалить на себя всю ношу другого человека, потому что она неподъемна ни для кого, кроме Бога.
Печально, что немногие делаются отцами, которые могут дать своим детям знать, что они им не безразличны, что они могут поступать в жизни так же, как отцы их: падать и подниматься. Плохо, что мало есть отцов, которые могут с любовью отпустить свое дитя от себя, отпустить с Богом. Не просто отпустить, а отпустить с Богом, как отпустил когда-то от себя отец блудного сына. Отпустил затем, чтобы потом принять навсегда.