Маленький сексот

Олег Устинов
СЕКретный СОТрудник - тайный осведомитель,
то есть человек, информирующий государственные органы
о происходящем вокруг него.
__ Википедия__________


            Мы без особого пояснения знаем, что осведомитель - человек, который передаёт информацию о деятельности лиц. Их ещё называют информаторами. Царская полиции именовала таких сотрудников провокаторами, агентами. Они внедрялись в определённое сообщество, и чувствовали себя там комфортно. Когда достигалось полное доверие, агент начинал работать против и информация передавалась полиции. Такой стиль работы со временем перекочевал в нашу милицию, службы безопасности и другие структуры. Это стало стилем жизни, приучили так жить всех. Стукачи были везде, все друг на друга писали. Даже в следственных органах больше следили друг за другом. Это нам нужно? В обществе с тревогой относились к таким явлениям. Бабушка говорила, что  в эти годы писали друг на друга, а точнее заставляли писать. Что можно было предъявить бедному колхознику? Находили повод, и ночью арестовывали за подрыв устоев государства или связь с японской разведкой. Вы представляете, как нищий и голодный крестьянин в 1937 году работал на заграничную разведку.

           Это явление трансформировалось в наше общество, стукачи и агенты продолжали жить и здравствовать. В армии я увидел стукачей воочию. Хотя ничему и не удивлялся, так как насмотрелся на этих гадов в институте. Первый раз это сказалось на моей оценке по истории КПСС. Я уверенно знал предмет на «отлично», но мне ставят «удовлетворительно».
- Разрешите, я отвечу без подготовки на другой билет, - пробовал я изменить ситуацию.
- Можете взять второй, третий билет, но оценка не изменится, - убедил меня преподаватель, он же парторг курса.
- Но, в чём причина? Что случилось?, - пробовал я изменить ситуацию.
- Не нужно было петь песни в общежитии про дядю Ваню и тётю Груню. Я и не слушал ответ на билет, а сразу поставил оценку. До свидания.
Весной в институте проходил фестиваль «Студенческая весна», и я был активным организатором на нашем курсе. Ответственность за это мероприятие лежала на том же парторге курса. Фамилия у него Притула. Он и в жизни такой был – притулился, прилип, пристроился, нашел спокойное место, и комфортную жизнь. Естественно, что наш курс занял первое место. И снова летняя сессия сводит нас на экзамене по истории. Зашёл в аудиторию, вытащил билет, иду готовиться. Преподаватель тем временем просматривал свои «чёрные списки».
- Заберите зачётную книжку, вы свободны.
- Но, я ведь ещё и не отвечал, - пробовал снова изменить ситуацию.
- До свидания.
Выхожу, открываю зачётку – «отлично». Настроение было скверным, я ведь хотел получить оценку за знания. Получалось, что и здесь поработали люди парторга, агенты. Мы их, конечно, знали. Я о другом, прошло пару лет и этого преподавателя уволили с барабанным боем с кафедры. Настучал на него молодой историк, его бывший ученик. Я видел бывшего парторга несколько раз в студенческом городке, но не поздоровался. Бог ему судья.

           Ага. Я начал за армию. Офицеры любили держать дисциплину в подразделении через сержантов, через дедовщину, через неуставные отношения, через стукачей. Сразу скажу, что встречал нормальных офицеров, а были и такие приспособленцы. При первой встрече с комбатом:
- Товарищ майор, стучать не буду.
- А я тебя и не просил. Не люблю я это дело, на дух не переношу. А вот по секрету скажу, что командиры рот любят иметь своих агентов.
- Анатолий Митрофанович, я тоже не люблю такие методы воспитания. Как жить будем?
- Будем жить по-чести, без услуг стукачей. Вот этот разговор мне понравился, уважаю твоё мнение. Я принял решение назначить тебя старшиной батальона. Удачи тебе, сержант, будь моим помощником.
- Спасибо.
Позже я много раз встречался со стукачами в армии. Самое интересное, что и офицеры писали опусы руководству на своих друзей. А дедовщины у нас в батальоне не стало.
      
           В школьной среде такое явление тоже есть. Как же без этого? Кто вырастит новых агентов? Учителя их называют своими помощниками. Они бывают разные. Староста класса, которого предлагают и выбирают всем коллективом. Это правильно, значит есть доверие. Быть старостой очень ответственно. Порядок в классе, дисциплина, ведение учёта пропусков, организация досуга – все на нем. Учитель старается следить за старостой. Мало ли что? А вдруг его авторитет будет выше, чем у классного руководителя. Про этой причине находят стукача. Этот человечек докладывает всё учителю, стучит: кто у кого что-то украл, что говорят о преподавателе, кто себя плохо ведет. Часто такие провокаторы сами набиваются к учителю в «активисты». Обычно, стукач является изгоем или лохом. За такую работу они имеют поощрение в виде завышенных оценок. Я бы не рекомендовал становиться на такой путь. Это превращается в школу стукачей! Со временем всё тайное станет явным.

          Вспоминается далёкое детство. В детском саду мы называли стукачей «ябеда». Страшнее оскорбления и не придумаешь:
«Жадина-говядина, солёный огурец,
На полу валяется, никто его не ест.»
Ябед не любит никто. У нас в семье родители учили никогда не делать этого. Объясните ребёнку, что не нужно ябедничать, а в каких случаях необходимо говорить правду. Это важно.


19.05.2012