Униженные и оскорбленные

Затворник Антон
Я долго колебался писать ли мне этот пост или нет, потому, что тему которую я буду рассматривать, типичная для нашей страны. И даже может показаться, что я придираюсь к мелочам не замечая прекрасное целое. Может быть это так и есть – не спорю. Но эти мелочи, лишний раз напомнили мне, что я инвалид – человек второго сорта. И я все-таки решил высказаться.

Дело в том, что мы с мамой всегда летом отдыхаем на юге, у моря, в обычных Гостиницах и санаториях. Там конечно возникают свои проблемы, но с нами всегда бывает помощник, и мы справляемся с этими трудностями. Но в 10 году, нам предложили путевку в специализированный санаторий для спинальников в Серноводске под Самарой. Сначала мы приняли это предложение с большим скептицизмом: во-первых,  потому, что мы никогда не слышали про такое учреждение, хотя живем в Самаре. Во-вторых, мы ездим на юг: преимущественно из за моря, солнца, чтобы сбросить с себя груз зимы, а лечение, давно уже мы рассматриваем как приложение к основному отдыху. Но выбора нам не предоставили, и мы все же решили поехать, – благо что Серноводск находится от нас в сравнительно не далеко, и мы могли, в любой момент вернуться домой.

Первое впечатление, когда мы очутились в этом санатории, нас приятно удивило. Почти не было порогов, широкие пандусы на второй этаж, огромное пространство, в общем рай для колясочников. Я сразу вспомнил фильм «Эта жизнь для тебя», там была примерно такая же реабилитационная клиника, где мне хотелось побывать, чтобы ощутить весь сервис для инвалидов. Но я ни как не мог понять, где живут тут люди, я не находил, глянцевые шоколадного цвета двери, которые ведут в номера, и которые я привык видеть в обычных санаториях. Ковровых дорожек тоже ни где не было, поэтому акустика была оглушительная. Меня окружали какие-то бункеры «другого слова мне трудно подобрать» расположены они были как-то веерообразно,  с двумя дверными створками,  окрашенные в белой цвет, и на одну треть отбиты черным войлоком, притом, некоторые из этих створок закрывались на простые висячие замки. Сначала я вообще думал, что это какие-то подсобные помещения, но их было так много, что у меня через несколько минут не осталось ни какого сомнения, что как раз там и живут мои собратья по несчастью.               

Внутри этого бункера «куда нас поселили», было тоже просторно «правда нам дали четырех местный номер, перегороженный шкафом», коляска имела доступ, практически в любую точку помещения. Ванная комната оказалась также большая, раковина была расположена на удобном для коляски уровне, был даже душ, но ни ванны, ни слива воды в полу, мы не увидели. Голые покрашенные стены, столетние матрасы, и телевизор с двумя каналами, меня не удивили, эта беда очень многих социальных учреждений – нашей страны. Хотя удобная постель для больного человека не маловажная вещь - да и «3 колор ТВ» сегодня не проблема подключить.

Поскольку мы приехали туда в субботу, то на понедельник нам назначили  лечения. Мама была в восхищение, говорила «как тут хорошо, как тут мне с тобой удобно, как тут мне с тобой легко», я напротив был в подавленном состоянии. Правда нужно сказать, персонал там был действительно очень доброжелательный: ни одного грубого слова, одни улыбки.

Но дело в том, что Серноводск «как мы узнали на месте» славится своими «грязями», по сути дело все из-за них туда едут, и они естественно мне тоже были назначены. Я конечно до этого не однократно принимал эту процедуру, и примерно знал какие не удобства она мне несет, но поскольку как я уже сказал, отдыхали мы всегда с помощником «очень близким для меня человеком» который брал на себя всю интимную часть. то мне стало ясно, что мои знания «мягко говоря» не соответствовали действительности, когда мы въехали в кабинку для переодевания, и очаровательные девочки которые находились там, попросили маму, полностью раздеть меня «до этого я делал Грязи частично: руки, ноги, и поэтому на мне всегда были плавки». Я был не приятно удивлен такой просьбе - сердце упало, но протестовать против такого предложения на месте я счел как-то глупо, и после некоторого замешательства я решил покориться. После того как я пролежал положенное время в черном субстрате, очаровательные девочки переместили меня на Труп-каталку, выкатили ее на середину помещения, где проходила эта процедура, и из простого садового черного шланга, без рассеивателя, начали обмывать меня от «грязи». Такое унижение я еще не испытывал, а если еще учесть, что я по природе своей человек достаточно темпераментный, и поэтому безумно боялся что о таком факте станет известно окружающим, то мое состояние было близко к шоку.

В общем нервы у меня сдали: пролежал несколько часов у себя в номере: проклиная и бога и дьявола и всех людей вместе взятых, поклялся больше не появляться на этой пытке. И в памяти опять плыли кадры из фильма «Эта жизнь для тебя», я вспомнил, что в клинику куда попадает главный герой, весь обслуживающий персонал был мужской, и только одна единственная женщина там была, лечащий врач которая, естественно не вторгалась в интимную сферу.               
      
Но к моему великому удивлению, моя милая мамочка не разделяла моего возмущения, она вообще не поняла с чего я поднял весь этот шум «да, - сказала она, - с тебя сняли плавки, а как иначе? Ты что хотел, чтоб тебя положили в Грязь в них? Ну же это не реально, потому что Грязь жидкая, и она проникает по всюду, ты же это должен понимать. А по поводу того, что тебя обслуживали девочки, а не мальчики, так здесь у нас не Америка и не Германия, здесь Россия, у нас ни одного мужика не заманишь на такую каторжную работу, в особенности в такой провинции. И на Грязь ты ходить будешь! Потому, что ты, дорогой мой, больной человек: у тебя ноги болят, спина ноет, ты постоянно жалуешься на шею, и если нам представился такой замечательный случай – лишний раз полечиться, то нужно им воспользоваться, а не вставать в позу». После такой тирады мне стало ясно, что у меня лишь два варианта: ибо, я встану окончательно в оппозицию маме, и совсем омрачу пребывание в таком чудесном месте, ибо, я уступаю, и  превращаюсь в овощ: без души, без сердца, - и я после некоторого размышление, выбрал второе.

Через несколько дней, у нас выработался свой график. Первую половину дня, мы практически всю посвящали лечению, после обеда как водится у нас был отдых,  а часика в четыре и после ужина мы гуляли: по санаторию и его окрестностям.

Зимний сад: времен Екатерины второй - а может и первой – не знаю, с невзрачным фонтанчиком с двумя полужесткими кушетками, и с столиком для игры в Шашки, у которого образовывалась всегда очередь, составляла гордость этого учреждения. В противоположной стороне холла, стоял стол для игры в настольный Теннис, в который не каждый инвалид рискнул бы  играть. Был даже тут свой кино-зал, конечно, без фильмов, - там иногда выступали артисты из самодеятельности, и по вечерам проводились доморощенные дискотеки, «то есть, включали один единственный мр3 диск», и то как я позже узнал, они были не легальны, - и разрешались только по милости местных вечерних властей.

И вроде можно жить. Но у меня ком подкатывал к горлу, когда я смотрел на прекрасных мальчиков, сидящих на инвалидных колясках: в убогом садике, с иконкой возле рецепшена.

Неужели нельзя было создать человеческие, достойные условия для отдыха, этим мальчиком. Ведь они тоже люди, ведь они тоже: смеются, плачут, любят, ненавидят, ведь им тоже ничего человеческое не чуждо. Неужели нельзя было, устроить где-то на территории санатория бар, или кофэшку на открытом воздухе, привести туда: чай, кофе, мороженое. Неужели нельзя было, поставить профессиональную аппаратуру, с нормальным светом, хорошим диск-жакоем, - пусть даже из этих самых мальчиков, и проводить хотя бы пару дней в неделю, нормальную дискотеку. Наконец, неужели не возможно, купить современный, домашний проектор, за ничтожные для государства деньги, и показывать фильмы на сравнительно большом экране. Мне могут сказать, что санатории это лечебное учреждение, главная функция которая лечить, а не развлекать. Но я говорю о реабилитационном центре, где должны облегчать, не только физически но и моральные страдания человеку. Но душеный комфорт достигается, в свою очередь, не только беседами у психолога «он кстати тоже там был, очень молоденькая девочка, которая сильно смутилась, когда я попросил дать совет по одному интимному вопросу»: но и атмосферой, обстановкой. В самом деле, инвалиду находящемуся постоянно дома: в четырех стенах, в замкнутом пространстве, чрезвычайно тяжело морально, – ведь не зря были изобретены тюрьмы. И поэтому когда он попадает в подобное заведение, ему хочется не только «а в иных случаях не столько» полечить свои косточки, но и сменить обстановку, сбросить с себя отрицательную энергию. Он хочет посидеть в кафе, попить кофе, поговорить с приятелями, послушать тихую, приятную музыку. Одним словом, он хочет почувствовать себя обычным, здоровым человеком, - а не изгоем общества, на балансе у государства. Потом надо учитывать еще то, что большинство людей, которые находились в этом санатории, были с приобретенной инвалидностью, а это значит, что они еще вчера: были хозяевами своей жизни, находились в другой реальности. И когда их сегодня погружают: в такую гнетущую, не дружелюбную атмосферу, где очаровательные девочки видят всю их подноготную, то они получают огромный стресс, который служит первым «а может и последним, - кто знает» шагом к суициду.

Вне санатория, к одной его стороне примыкал не большой парк, Бумага, бутылки, банки были разбросаны повсюду. складывалось такое впечатление, что здесь прошелся Мамай со своей ордой. О беседках в плющах, и других изысках дизайна нечего было даже мечтать – минимализм доминировал. Поскольку, свет от нескольких фонарей, на всю округу, сюда почти не попадал, то о вечерних посиделках в прохладе листвы, тоже не приходилось говорить. Три остальных стороны этого огромного, двухэтажного, серого здания, - напоминающего немного космическую станцию из Звездных Войн, окружали только деревья. И две  асфальтированные площадки со скамеечками без столиков и без навесов,   привлекали взгляд своим не уютным видом. Конечно, впечатление от всего этого у меня сложилось ужасное. А самого обидное было то, что потенциал в этот санаторий заложен огромный, сюда бы хорошего хозяина, и не большие финансовые средства, и можно превратить его в сказку для инвалидов, но увы… В общем, уезжал я оттуда с очень тяжелыми чувствами.

Да, я разумеется понимаю, что нельзя сравнивать соц. Учреждение, где люди лечатся преимущественно бесплатно, с коммерческими предприятиями, в которых люди себе покупают не только здоровье но и комфорт. Но тогда мы должны признать, что у нас все этические и эстетические нормы только для тех у кого есть деньги, а всем остальным убогое существование, в местах где о правах человека смешно даже и думать. Правда: зрелое, гуманное государство, определяется прежде всего его отношением к детям, старикам и инвалидам, и позор тому государству, где эта часть населения чувствует себя униженными и оскорбленными.