Интеллигенция и капитализм в России

Владимир Костылев
    Интеллигенция и капитализм в России

С приходом в Россию капитализма соответственно стала меняться и социально-классовая структура общества.  Важнейший факт последних лет - расслоение общества. На одном полюсе богатство и собственность, на другом бедность и наёмный труд. Одним - бюджетные рамки, другим - широкий доступ к нефтедолларам. Одним -прибыль и роскошная жизнь в особняках, другим - невыплаченные зарплаты и нищенское существование в неотапливаемых трущобах.
    
При социализме к интеллигенции причисляли людей, занимающихся преимущественно умственным трудом высокой квалификации, людей творческих профессий (членов различных творческих союзов). В своём подавляющем большинстве это были люди с высоким образовательным уровнем, обладающие современными для того времени профессиональными навыками.

Различали (довольно условно) техническую интеллигенцию и творческую интеллигенцию. Но, в любом случае, оба эти "отряда" интеллигенции выделялись прежде всего уровнем своего образования, квалификацией и характером труда (умственный труд, в отличие от физического труда рабочих и колхозников).

При этом, надо иметь в виду, что речь идёт именно о социальных качествах этих людей, а не об их внутреннем духовном состоянии и культуре поведения. Интеллигентным может быть человек, принадлежащий к любому слою или классу (интеллигентный рабочий, управленец, фермер  и т.п.).

Нас же интересуют прежде всего социальные качества людей, их место в системе общественного разделения труда, характер их труда, их отношение к средствам производства. Ибо это и есть главный критерий выделения социальных слоёв и классов. Именно этот критерий определяет, в конечном счёте,  социальное  поведение индивидуума, его политические предпочтения, и даже во многом его психологические качества.  Интеллигентным может быть и рабочий и владелец предприятия, на котором этот рабочий работает. Однако первого мы отнесём к пролетариату, а второго к буржуазии.

Проживая в относительном равенстве при социализме,  интеллигенция, её положение резко изменились с приходом частнокапиталистических отношений. Прежде всего надо отметить, что та, прошлая, советская интеллигенция исчезла на самом деле. Она раскололась на тех, кто принял новые отношения, преуспел  и благополучно вписался в них, став приобретателем, организатором различных АО, фирм, салонов, ресторанов, магазинов, театров и т.д. То есть стал благополучным буржуа, вполне успешно отстаивающим сегодня свои "либеральные" взгляды. И на тех, кто влачит жалкое существование, получая подачки в виде государственной зарплаты и превратившихся  в "пролетарскую интеллигенцию" (людей, занятых преимущественно умственным трудом, но не имеющих в своей собственности средств производства и являющихся наёмными работниками). 

Первые, разбогатевшие на близости к бюджетной кормушке, на одурачивании людей своими псевдомедицинскими и другими услугами, ставшие крупными банкирами и руководителями театров, кинокомпаний, рекламных агентств и т.п., сегодня являются самыми ярыми противниками социализма (давшего им образование и соответствующие возможности), Маркса и его учения. Эти "интеллигенты" и создают тот самый идеологический фон в СМИ,
который обеспечивает нужную власти поддержку.
Откровенная ложь, гадость и мерзость льётся с экранов кинотеатров и ТВ, лишь бы опорочить  подлинные демократические  взгляды и  прошлое нашей страны.

О них прекрасно сказал С.Кургинян в статье в Литературной газете (№52 за 2011 г.): "ОНИ на порядок хуже тех, кого они проклинают. ОНИ лицемернее проклинаемых, двусмысленнее... ОНИ обманывали народ до перестройки, обманули в перестройку, превратившись из верных ленинцев в антикоммунистов, обманули, прославляя Ельцина, обманули, проклиная Ельцина, обманули прославляя Путина, и теперь обманывают, проклиная Путина... Обманув же - уселись в иномарки, воздвигли себе хоромы, стали упиваться гламуром... свели все свои высоколобые сентенции к плоской проповеди чрева и секса...".

Но самым  мерзким  отрядом интеллигенции оказалась определённая часть учёных-обществоведов, которые, как только подул ветер капитализма, мгновенно перестроилась и превратилась в антикоммунистов. Бывшие учёные-марксисты, преподаватели марксистской философии и научного коммунизма,
они открестились от своих прошлых убеждений, провозгласили их  устаревшими, отражающими, в лучшем случае, реалии позапрошлого века. Материальные интересы этих людей стали для них гораздо важнее внутренних убеждений. Многие из атеистов превратились в яростных приверженцов различных верований.

Главной целью идеологических нападок, как это бывает всегда, когда частная собственность наступает, когда требуется соответствующее обоснование её необходимости и значимости, становится марксизм, с его научным анализом сути капитализма. Теория прибавочной стоимости и соответствующей эксплуатации в буржуазном обществе становится главным объектом нападок.

Отрицание научной значимости марксизма для анализа современного общества идёт по всем направлениям, но прежде всего, как и 150 лет назад, отвергается учение о классовой борьбе, о роли рабочего класса и его партии в жизни общества, о периодизации исторического развития (мол, мы в этой парадигме не нуждаемся).

Марксизм по-прежнему ненавидят и поносят весьма активно (но уже с использованием современных достижений в области СМИ). Капитализм всегда, во все времена обеспечивает социальный заказ на всевозможные политологические изыскания, направленные на главное - идеологическую поддержку буржуазии, обеспечение её властных функций. Появились книги, отвергающие и извращающие марксизм, объявляющие его устаревшим и догматическим.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, В РОССИИ ВОЗНИК РАЗРЯД ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ГОТОВЫЙ УСЛУЖИТЬ ВОЗНИКШЕЙ БУРЖУАЗИИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАТЬ ЕЁ НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. И ЗАСТАВИТЬ НАРОД ЗАБЫТЬ О СПРАВЕДЛИВОСТИ.

В конце прошлого века многие представители интеллигенции  либо сами не понимали, что происходит, либо активно поддерживали происходящее, видя в нём свой интерес. Одни растерялись, потеряв ориентиры, другие обрадовались, питая патологическую ненависть к коммунизму. В какой-то мере можно даже утверждать, что интеллигенция, как общественный слой, не только не выполнила своего предназначения, но и пошла на сознательный подлог происходящего. Она в массе своей как всегда чётко проявила свою сущность в период социальных перемен. Двойственную сущность.

Советская интеллигенция, к сожалению, не смогла, да и не захотела увидеть опасность, которую несли в себе новые буржуазные отношения, не смогла  вовремя предостеречь общество  от  их последствий.  Слишком  уж велико было желание расквитаться с партийной машиной за годы унижений  и подобострастия.

Это неизбежно должно было случиться. Единое желание уничтожить всю подлость и посмешище "тоталитарного" строя, единый порыв очиститься от скверны прошлого привели, в конечном счёте, к расколу, к взаимному непониманию и обличению во всех тяжких грехах, к призыву отделить чистых от нечистых, которым даже нельзя подать руки.

Преуспевающие винят неимущих в недостатке предприимчивости, называют их неудачниками, не умеющими побороть свою лень, принять правила  игры. А над всем этим царит безудержная жажда известности, славы, величия. Все эти многомиллиардные огромные памятники, роскошные галереи, вычурные постановки, бесконечные чествования и т.п. на фоне непрекращающихся голодовок трудящихся и невыплат пенсий и зарплат лишь ещё ярче подчёркивают всю убогость и срам происходящего. Страшно далеки они от народа, который тоже, к сожалению, не слишком этим озабочен.

Интеллигенция перестала быть народной, превратилась частично в элитарный обуржуазившийся слой, а основная масса - в "пролетарскую интеллигенцию".

Когда народ не думает о себе, о нём забывают. Он становится брошенным на произвол судьбы, ибо его интересы становятся "вещью в себе". Спасайся кто как может - вот подлинный призыв к массам со стороны власть имущих, усердно воспроизводимый передовым отрядом преуспевающей интеллигенции. Приспосабливайся, ищи "свою нишу", побольше работай и поменьше думай о разных там идеологиях.

Но всё это российское общество проходило, и не раз. Как только вопросы общественного развития становились судьбоносными, как только обострялись социальные противоречия, так на авансцене появлялось, как по мановению волшебной палочки, всё мутное, всё самое сомнительное и беспардонное, которое в нормальное время поставлено под общественный контроль и в силу этого - ограничено. Сегодня же маги и волшебники, политические мистификаторы и просто наглые предприимчивые люди, пытающиеся "найти свою нишу", превратили идеологическую авансцену общества в балаган, в непрерывный бездуховный марафон, цель которого - деньги и оболванивание, оболванивание и деньги.

Как и сто лет назад, политические катаклизмы вызвали из запасников идеалистического мировоззрения весь его красочный арсенал всевозможных прорицателей и духов, волшебников от экономики и политических гуру. В угоду деньгам делается всё возможное и невозможное. Оболванивание становится частью зарабатывания денег, отчего не только не осуждается, а как раз наоборот, поощряется всеми способами. Понятное дело, что действительные проявления искусства так или иначе пробиваются к народу. Но чего это стоит. Идеологическое сито по-прежнему очень мелко, но ячейки его создаются уже совсем другими руками, крепко держащими доставшуюся собственность и качающими из неё доллары, как нефть из скважины.

Вот и сегодня мы видим, как по-разному оценивается в СМИ политическая ситуация в России. Одни считают Путина достойным президентом, другие его поносят. Одни полагают, что оппозиция это «вакханалия митинговщины», охлократия, другие – что митинги оппозиции есть  выражение зрелости общества. Буржуазная интеллигенция, видя в развитии капитализма свой интерес, всячески отстаивает буржуазное будущее России. Интеллигенция, заботящаяся о благе народа, критикует власть, делает многое для того, чтобы показать реальную суть капитализма.

А ведь в СМИ и работает как раз эта самая интеллигенция. Но!!! Сами СМИ стали подвластны, либо власти, либо собственникам. Они стали частными. А кто платит – тот и заказывает музыку. Вот почему сегодня идеологическая борьба становится всё острей и острей.  Яркий пример – документальный фильм НТВ  «Анатомия протеста».

Различные круги буржуазии начинают борьбу за передел влияния при помощи… интеллигенции.  Многие из её представителей  при этом стали подобострастно прислуживать этим кругам. Материальный фактор «расколол» интеллигенцию. Она исчезает, раскалываясь на буржуазию и наёмных работников.