Затерявшиеся на материке. Мы поедем, мы помчимся

Александр Железногоров
ГЛАВА 7
 

  В соавторстве с Наташей Ленской

  http://www.proza.ru/avtor/19525





            Сборы были не долги. Доктор Гена оказался на высоте: он заранее попросил свою санитарку, чтобы испекла пирожки, уложил рядом с ними банку красной икры и лососевый балык.
  - Так, "золотая рота", все в сборе?
  - Не трави душу, Гиппократ,- Костя с усилием взгромоздил сумку на плечо.
  - Хочу вас предупредить!  Максимка хоть и болтун не хуже своего тезки, пролетарского писателя, но дело своё знает туго. Он ещё во время войны возил на передний край боеприпасы и продовольствие, а оттуда вывозил раненых.  Слушайтесь его неукоснительно, он каюр опытный и строгий, шуток не любит, правда сам трещит  без умолку.


  Максим Горький жил на краю поселка и имел маленький загон для оленей. Он брал животных на откорм, хорошо ухаживал за ними и очень этим гордился.

 - Вы знаете, молодые люди,-взял с места в карьер Максимка, выходя навстречу уже утомленной терренкуром по пересеченной местности бригаде,- что каждому эвенку при рождении дарили молодую олениху, а когда ребенок подрастал, у него уже было небольшое стадо. Эвенки всегда жили там, где было много оленьего корма — ягеля, они мерили богатство оленями и представить свою жизнь без них просто не могли. А сейчас в нашем Тугуро-Чумиканском районе живут всего две семьи, которые держат это великолепное животное.

   - Доброе утро, Максимка ,- Геннадий крепко пожал ему руку,- Вот доверяю тебе самое дорогое - моих друзей. Как договорились, доставишь их на базу артели "Прибрежная".

 - Не извольте беспокоиться, уважаемый, сделаю в лучшем виде, но сначала инструктаж. Без этого в нашем деле никак.

 Максимка открыл загон и насквозь урбанизированные гости впервые увидели настоящих оленей. Костя не мог налюбоваться этими удивительными красавцами. Северные олени оказались небольшими, размером с годовалого теленка. Они были спокойны, молчаливы и немного пугливы, потому что к большому количеству людей и людскому гаму не привычны.

   - Надо же, как игрушечные,- Людмила первая подошла и погладила одного из них,- Чувствую себя Гердой из сказки про снежную королеву.

  - Неужели я - Кай с ледышкой в сердце,- усмехнулся Костя.

  - Так, внимание! Я начинаю инструктаж,- Максимка сделал серьёзное лицо,- Олень – одно из самых красивых и послушных животных Севера. Стоят там, где их погонщик оставил, стоят часами и не шевелятся.  Именно благодаря оленям существует и наш народ, так как они дают нам пищу, шкуры для одежды и являются незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья. Наши олешки отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самцов, так и у самок.
   - Короче, Склифосовский! Давай-ка лучше по рюмочке перед дорогой, а «инструктаж» продолжишь по мере того как,- вмешался в официальну;ю часть Геннадий.

  - Можно и по мере того как. Наливай! - легко согласился Максимка. 

   - Мы поедем, мы помчимся на оленях yтpом pанним. И отчаянно воpвёмся пpямо в снежнyю заpю, - неожиданно затянул Генаша, разливая свою "гомырку" по гранёным стаканам.

  - Грустно мне будет без вас, друзья-товарищи!

  - Ничего, телефон я тебе оставил, будешь в Хабаровске - залетай, не век же тебе сидеть здесь, вдалеке от цивилизации,- Костя сделал акцент на последнем слове, но эта фраза неожиданно задела представит;еля малых народностей севера советского Дальнего Востока.

   - Это смотря с какой стороны посмотреть на эту вашу цивилизацию: химия кругом, болезни, однако, от зараженной окружающей среды, а у нас всё природа даёт человеку, а потом его же и забирает к себе, когда приходит время, значит.  Вообще, однако, пора. Доктор, помоги женщине сесть в нарты. Помнишь, небось, что на нарты садятся с левой стороны?

   - Ну и что, как быстро мы доедем?- подсаживая Людмилу, поинтересо;вался Костя.

   - На таких упряжных олешках можно проехать в сутки до 250 км. Бегут они примерно 15 км в час, а нам до базы артели километров тридцать, так что через два - три часа доберёмся! В летний период я запрягаю пять-шесть оленей вместо одного-двух зимой. Так что сегодня нас повезёт парочка.

   Людмилу посадили в серединке так, чтобы она облокачивалась на Костю. Товарищ «Горький» сел впереди залихватски, верхом, так, что ноги его свесились по обеим сторонам нарт и уперлись в полозья.

   - Ты yзнаешь, что напpасно называют севеp кpайним. Ты yвидишь, он- бескpайний, я тебе его даpю!- затянул Костя и, помахав доктору Гене, крепко прижал к себе Людмилу.

  «Видела бы меня моя мама»,- подумал Костя,- «у неё бы случился удар ».

   - Ты становишься настоящим мужчиной и не забывай, что ты теперь обладатель волшебного амулета древнего народа - "двухголовой гагары" и это должно добавлять тебе уверенност;и в завтрашнем дне,- словно услышав его мысли, улыбнулась Людмила.

   Солнце уже поднялось и, отражаясь в море чистого и совершенно стерильного снега, создавало абсолютную иллюзию огромной на тысячи километров операционной.  В бескрайнем просторе лучики света бежали по неведомым дорожкам, сказочным перелескам, широким горным распадкам и предательски били прямо в глаза, создавая фантасмагорический эффект белого пятна.

   Нарты несколько раз заносило то вправо, то влево, но гордый каюр с довоенным стажем был абсолютно спокоен.  Напротив, он что-то напевал на своем языке и рассказывал разные байки из жизни таежного народа.

  -"Верховка" дует, однако, значит доедем быстро. Вам повезло от старательс;кой базы до Чумикана по зимнику можно добраться довольно быстро. Я вас познакомлю с председателем артели, большой души человек, хотя и еврей.

   Костю словно током ударило, ведь эту сакраментальную фразу он уже где-то слышал. И он вспомнил, что это было  на одной из дружеских встреч  близкого друга Костика Сашке Айзенберга, врача по профессии, который часто помогал Константину по жизни.
 Компания уже на всех парах неслась навстречу безудержному веселью, безобидному флирту и серьёзным романам, дурашливым розыгрышам и задушевным беседам, пьяным клятвам и танцам  до упаду – в общем, всему тому, что является неотъемлем;ым атрибутом любой молодёжной вечеринки.
  Девчонки пошли на кухню за горячим, а ребята вышли покурить на лестницу.   Много шутили, рассказывали анекдоты, и тут один случайный для этой сплочённой компании гость обнял Сашку  Айзенберга по–братски тепло и во всеуслышание заявил: - Санька! Какой ты клёвый парень! Такой славный! Даже не скажешь, что еврей.

   - Ну конечно, а как же,- с иронией отозвался доктор,- И это вы с успехом можете прочитать у многих классиков русской литературы, что вообще-то евреи - люди отвратительные: жадные, трусливые, хитрые, - не станете же вы с этим спорить? Это ведь общеизвестный факт. Но вот я, как видно, исключение из правил, не кошерный еврей.  Александр сделал паузу и потом совершенно серьёзно, повернувшись ко всем, сказал: - Самое печальное во всём этом то, что многие евреи, я уверен, действительно чувствуют себя польщенными от этого устоявшегося стереотипа;, от такого гнусного и унизительного штампа.

   Тогда Костя быстро разрулил начавшийся  межнациональный конфликт, и все с миром пошли продолжать застолье, но фраза, прозвучавшая в парадном, надолго запала ему в душу. С тех пор он более бережно относился к Саше, стараясь обходить острые углы, связанные с еврейским вопросом.

   Нарты резко повернули на северо-восток, и вскоре слева по течению реки Уда в боковом распадке пассажиры увидели небольшое поселение, резко выделявшееся на фоне привычных северных деревень. Всем своим видом оно напоминало стоянку инопланетян: финские домики-караваны блестели серебром на скупом северном солнце.
 Несколько домов-срубов и огромный ангар дополняли картину посреди сурового материка.

   - Это что, станция слежения за космически;ми объектами?;- осторожно поинтересо;вался Костя.
  - Вот, однако, мы уже у цели. Это и есть база золотушник;ов.

   Навстречу путешественникам в сопровожде;нии целой своры откормленн;ых собак вышел человек в солдатском полушубке.

  - Кто такие?-
  - Сергеич, привет! Принимай гостей из краевого центра, значит,- прокричал Максим.

   - Гостей не ждали, но если сам товарищ Горький в сопровожде;нии, значит люди хорошие, прошу в дом,- и на обветренно;м лице золотоиска;теля появилась гостеприим;ная улыбка.

   - Константин Сергеевич- заместител;ь по режиму старательс;кой артели "Прибрежна;я",- представил;ся он.
Костя с Людмилой рассказали ему о своих злоключени;ях, делая акцент на  нелётную погоду и необходимо;сть возвращени;я в Чумикан как можно скорее.

  - Вообще-то мы не предоставл;яем услуги по перевозке посторонни;х людей, но вам повезло: сейчас на зимнике наш председате;ль артели, если он разрешит, то возможно помощь придет, хотя, вы сами понимаете, объект режимный, чужих тут быть не должно. Располагай;тесь пока, босс скоро будет.

  - А я, пожалуй, поеду домой, однако, темнеет. День на севере короткий,- грустно заметил Максимка.
 Людмила подошла к нему, достала маленькую коробочку на цепочке.

   - Вот, Вам на память, уважаемый. Это не просто брелок к ключам, он с секретом. Если забыли в доме свои ключи, надо свистнуть  и брелок ответит тем же.
   Они с Костей проводили легендарно;го каюра и еще раз погладили северных красавцев.

   - Хорошей дороги и не забывайте наши края - это чудо света! Приезжайте;!- Максим резко развернул нарты и помчался вглубь  материка.
  Не успели Костя с Людмилой отойти от церемонии прощания, как во дворе послышался гул мотора. Дверь машины распахнула;сь и из нее вышел человек ,одетый не по местному в модной куртке и при галстуке, в руке он держал средних размеров "дипломат";.

   - Добрый день! Меня зовут Изя Борисович,я-председате;ль артели. Мне рассказали о ваших проблемах, думаю, мы вам поможем. Завтра по зимнику до Чумикана пойдут два "Урала", подсадим вас, а пока располагай;тесь ,- он жестом пригласил влюбленную пару в импровизир;ованный холл.

   - Люда! Ты видела, какие у него умные глаза?- прошептал Костя, когда они остались наедине в чистой, хорошо протопленн;ой, комнате.
   - Он меня тоже поразил своей интеллиген;тностью и внешностью;: настоящий мужчина в расцвете сил, а я, как дура, даже слово не могла вымолвить. - Ты помнишь, что про него рассказыва;л наш Горький ?
   - Ну да, помню, он говорил, что председате;ль артели очень предусмотр;ительный руководите;ль и, прежде, чем взяться за какой-либо проект, сам заранее высчитывае;т предполага;емые расходы и доходы. Он ещё привел пример о строительс;тве дорог, ведь и добыча золота при их наличии обходится дешевле.

   - Ага, а Изя Борисович, как бывший автомобили;ст, понял это быстрее всех остальных.;.. - Мне кажется -, Костя перешел на шепот,- что артели- это, наверно, не социалисти;ческий способ производст;ва...
   - Скорей всего ты прав, мой друг,- в глазах Людмилы появился озорной огонек, она притянула к себе Костю и нежно поцеловала его.

   - Вас приглашают на ужин,- раздался мягкий баритон за дверью. Через минуту Людмила и Костя уже сидели за столом в окружение старателей;.
 - Угощайтесь;, у нас все по-простому,- на правах хозяина первым прервал тишину Изя Борисович,;- Но всегда тепло и вкусно. К поварам, поступающи;м на работу в артель, мы предъявляе;м самые высокие требования;.  Иначе нельзя: усталый старатель нуждается в полноценно;м питании, восстанавл;ивающем его силы. Работа тяжелая, по двенадцать часов в сутки и без выходных. Хлеб наш горький! Сухой закон на полгода как минимум, поэтому, уважаемые гости, можем предложить только брусничный морс.

 - Мы вам очень признатель;ны, - голос у Людмилы почему-то дрожал от волнения,- нам здесь всё интересно. Ведь о старательс;ких артелях ходит много различного рода легенд. Расскажите;, пожалуйста;!
-А это действительно очень интересно.
  И Изя Борисович  рассказал, что историю золотодобы;чи в Pоссии принято вести с начала 18-го века, когда на Урале открыли Берёзовско;е месторожде;ние. B 19- веке разрабатыв;ались россыпи в бассейнах pек Oбь, Лена и Aмур, Mинусинско;й котловине, Забайкалье;, Приморье.   К 1913 году в Pоссии действовал;о 1100 мелких рудников и приисков.
- Представля;ете, какой тяжёлый, буквально каторжный это был труд! Pазработки были мало механизиро;ваны,  во всей стране эксплуатир;овались только 54 драги. Старатели в основном использова;ли примитивны;е методы и орудия труда. Но при этом почти  60% золота для страны добывалось старателям;и!- Изя Борисович победно поднял указательн;ый палец и, словно вспомнив об обязанност;ях хозяина,пр;одолжил вполне дружелюбны;м тоном: - Вы ешьте, ешьте, не стесняйтес;ь.

   - А как же эксплуатац;ия человека, это же капиталист;ический способ производст;ва,- Костя не преминул показать уровень знаний по политэконо;мии.

  - Да я почти с вами согласен, молодой человек. Почти. К  примеру, наемный рабочий продал капиталист;у свой труд и получил за него деньги. Обмен труда на деньги был произведен в строгом соответств;ии с законами рынка - это справедлив;о?

   - Ну в общих чертах,- заметил Костя.

   - Выходит, что рабочий сполна получил за свой труд, так почему  же не должен оплачивать;ся труд организато;ра  производст;ва, на котором трудится рабочий? Но тут сразу же возникает вопрос:  почему этот самый организато;р, получает больше рабочего и богаче его?  При этом, заметьте, никто не принимает во внимание тот факт, что именно этот человек  своим умом, способност;ями, образовани;ем, талантом, наконец, создаёт для рабочего возможност;ь трудиться и зарабатыва;ть.  Что именно он несёт все финансовые и иные риски, что это он отвечает и за процесс производст;ва и за его результат. Так неужели вознагражд;ение рабочего и его должно быть равным?
 - Извечный русский вопрос – что делать? Что же делать с тем, что одни богаче, а другие беднее?
 - Отобрать и поделить! Вот типичная  люмпенская позиция! Вы читали  Булгакова "Собачье сердце"? Очень рекомендую;.
  - Нет, только слышали, ведь это его произведен;ие  не печаталось в СССР, а если мне не изменяет память, впервые в Лондоне в 1968 году,- продемонст;рировав уровень  своей эрудиции, выпалил Костя, в очередной раз, удивив Людмилу.

    Изя  Борисович никак не прореагиро;вал на эту реплику, он помолчал и, обведя взглядом всех, сидящих за столом, грустно заметил: - Зависть! Зависть, молодые люди, вот один из самых страшных пороков человечест;ва…

   Уже в кабине промерзшег;о "Урала", тесно прижавшись друг к другу, Костя и Людмила долго обсуждали последние слова председате;ля.Удивлял;ись его манере вести беседу и убеждать в своей правоте людей совершенно далеких от производст;ва, делать это тактично, не обижая противника в споре и горячо поддержива;я единомышле;нников.

  - Какой все-таки мудрый мужик. Он видит на два-три хода вперед, как хороший гроссмейст;ер,- заметила Люда,
 - Потрясающе;! Таких людей встретить на материке!  После подобных встреч становишьс;я значительн;о богаче.

    Водитель–башкир  был угрюм и молчалив.

   -А скажите ,уважаемый;, "зимник" протянут до самого Чумикана? ,-Костя  пытался разговорит;ь молчуна.

   -Зимник - это временная дорога, которая живет, пока болото держит вес дороги и транспорта;,-выдавил тот из себя ,-Зимники строят специально;й техникой, переправы наморажива;ют до нужной толщины, да и вообще всячески ухаживают за ним, это в идеальном виде.  У нас же все значительн;о проще: идут катерпилле;ры, а за ними пару тягачей.  Смотрите сами по сторонам, а мне надо за дорогой следить.

   - Ладно, ладно,- понизил голос Костя, почувствов;ав, что его попутчица посапывает у него на плече. Он сгруппиров;ался, чтобы Люде было удобно, и сам того не заметил, как  уснул. Лишь когда мотор был выключен и наступила тишина, оба рефлекторн;о открыли глаза.

   - Всё, прибыли, мы на базе. Тут до поселка еще километров пять. Мне в поселок нельзя, так что добирайтес;ь сами,- раздражённ;о буркнул водитель, и без того не отличавший;ся дружелюбие;м, чем вывел из равновесия Людмилу. 
 Она вдруг вспомнила, что является членом крайкомовс;кой комиссии.
- Но, уважаемый, мы так не договарива;лись...

   - Вон там, в будке у сторожа, есть коммутатор;,- бросил водила  напоследок  и скрылся в темноте.
 Костя, захватив в одну руку сумки, а в другую расстроенн;ую и измученную дорогой Люду, буквально вломился в сторожку.
 На стареньком прожженном столике гордо стоял допотопный телефон  и,чтобы послать вызов на коммутатор;, нужно было крутить ручку как у патефона.

  - Ты умеешь пользовать;ся этим аппаратом из лавки древностей;, -Костя попытался пошутить.
 - Да! Модель П-196М, -прочитала Людмила,- Архаичная конструкци;я типа "барышня, Смольный!";. Надо  попробоват;ь.
 Она прокрутила несколько раз ручку и сняла трубку и… О Чудо! На другом конце провода прозвучало;: - Коммутатор слушает.
 - Девушка, милая, только не вешайте трубку, вы можете соединить меня с гостиницей;, очень прошу.
 - Соединяю,- совершенно спокойно ответил приятный женский голос.
 - Гостиница, добрый вечер! Пригласите;, пожалуйста;,  кого-нибуд;ь из крайкомовс;кой комиссии. Лучше всего Виктора из 18-й комнаты,- к Людмиле вернулось спокойстви;е и уверенност;ь.
 - Вообще-то нам не положено звать постояльце;в к телефону, у нас же ведомство, сами понимаете.
 -Сделайте, пожалуйста;, исключение;, мы тут немного заблудилис;ь в вашем чудесном поселке городского типа.
- Щас позову уже. В трубке допотопног;о  «Модель П-196М» были слышны её шаркающие шаги, скрип двери, короткий диалог.
 - Ну, вы  бл*дь  даёте! Мы уже собирались во всесоюзный розыск объявлять о пропаже двух влюбленных  идиотов. Где вы?- раздался голос Виктора
 - Честно сказать, -Люда посмотрела на Костю. Последний сразу понял в чём дело и быстро выскочил на улицу с намерением дать в морду этому водиле, который их так безнравств;енно бросил. Он нашел башкира неподалёку;, в курилке.
 - Быстро говори где находится это твоя грёбаная база. - вид у Костика был явно угрожающий;, и поэтому  лаконичный и точный ответ не заставил себя ждать.
 - База артели у старого морского причала, это место тут называют - Марина ...



      ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

      http://www.proza.ru/2012/05/26/532