Западные и наши историки зачастую повторяют: «эпоха Возрождения обошла Русь стороной» и забывают, что Русь в этот период как раз в одиночку отстаивала мощный напор Нашествия монголо-татар Чингиз-хана, затем Батыя. Тем самым дала возможность Европе заниматься Ренессансом в мирных условиях. По сути Русь заслонила Европу собой. Эта заслуга забыта Европой и ею однобоко акцентируется только отсутствие Возрожденияна Руси.
Беды Руси начались задолго до Нашествия. Это - открытость южных границ, их незащищённость от постоянных набегов степных кочевников. Это наложило отпечаток на образе жизни русичей, не давая им перейти к оседлой жизни. Об этой особенности писали византийские историки ещё в 6-м веке:
- Славяне живут точно разбойники, всегда готовы подняться с места - поселениями, разбросанными по лесам, по берегам… Нашествия половцев оставляли страшные следы, люди уходили целыми селениями, забрасывали неубранные нивы, стояли опустевшие деревни, города.
Историк Ключевский ярко описывет события тех давних времён:
- Весною выйдет смерд пахать на лошади и приедет половчанин, ударит смерда стрелою, возьмёт лошадь, поедет в село – захватит его жену, детей, всё имущество, да гумно его сожжёт… Во время Нашествия и гнёта Орды Русь наполовину опустела.
В Англии в это время существовало централизованное государство с парламентом и Великой Хартией вольностей, а русичи были вынуждены прятаться по лесам как загнанные звери…
В результате Русь осталась окраиной Европы, которая считает нас азиатами. варварами. Отставании в развитии затем пришлось навёрстывать ускоренными темпами. Царь Иван Третий после освобождения от Орды собрал воедино территории России, положив начало централизованному государству. Но это уже было начато с отставанием от Европы на три века. Царь Алексей Михайлович начал эпоху свободомыслия – началось активное преемствование элементов западной культуры – начиная от быта, образа жизни, одежды, предметов искусства, образования, вооружения. Его сын Петр Первый уже был воспитан в духе свободомыслия и продолжил дело отца наперекор сопротивлению большинства бояр и духовенства. Но время заставило думать по новому – стали контрастно видны наши архаизмы и дремучесть во всём.
Значительный вклад в просвещение России вложили наши первые просветители-западники: дядя Петра Никита Романов, бояре Борис Морозов, Артамон Матвеев, ревнитель наук и образования Ртищев, начальник посольского приказа Ордын-Нащокин. Они были первопроходцами Возрождения Руси. Дух Просвещения прочно обосновался на Руси, детей бояр стали посылать в Европу на обучение. Приглашали из Польши, Киева, Полоцка образованных монахов в качестве учителей начального образования. Духовенство православное было против – называло западное веяние «бесовскими потехами», душевной пакостью» и «кознями безбожных латинян». Религия православная была против наук и даже математики:
- «Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, а и духовные грехи – учиться астрономии и еллинским книгам, по своему разуму верущий легко попадает в различные заблуждения, люби простоту большой мудрости, не изыскуй того, что выше тебя от Бога готовое учение, то и держись».
Ныне православие допускает занятие науками, но говорит – «не забывайте Бога в своих изысках». Результатами же научно-технического прогресса религия ныне весьма активно пользуется – даже интернетом.
Западные учёные, да наши некоторые уверены, что цивилизационный разрыв, возникший исторически между Западом и Россией теперь невозможно закрыть никакими стараниями, инвестициями, экспортом сырья, нанотехнологиями. Мы капитально отстали в научно-техническом плане и как следствие - в промышленно-технологическом. Производительность труда в несколько раз ниже, не говоря о качестве продукции. Финансы активно вывозятся за рубеж и там инвестируются. Вся электроника завозная и информационные технологии, программное обеспечение тоже. Это происходит на наших глазах.
Будущее покажет, время на месте не стоит, может Бог нас греховных ещё не забыл, пожалеет за историческую несправедливость и мы выйдем из провала? Я лично надеюсь, но это будет в следующем поколении россиян. Основания для оптимизма - народ талантливый, ресурсы ещё не истощены, нужны организованность, целеустремлённость, сплочённость нации. Нашй национальной идеей должо быть наверстание упущенного и восстановление национального достоинства и самоуважения. Так я думаю.