Люди с тропы искусства

Владим Филипп
****

Натан Исаевич Альтман родился в 1889 году в маленьком городке Виннице. В детстве жил в бедности, на попечении бабушки.
С ранних лет рисовал.
Учился Альтман в Одесском художественном училище, которое оставил в 1907 году, не закончив, так как оно не удовлетворяло его стремлений к современному художественному языку.
 
Работы 1908 года, выполненные наперекор усвоенным в училище правилам академического рисования, свидетельствуют о самостоятельных поисках такого языка. Карандашные портреты, нарисованные узорными декоративными штрихами без светотеневой моделировки, лирический, напоенный светом городской пейзаж «Весна», написанный разноцветными мелкими мазками по просвечивающему сквозь них холсту, условностью, графичностью изобразительных средств близки новациям художников утверждавшего тогда себя в России объединения «Мир искусства».
      
Альтман выставлял свои работы на выставках различных, иной раз программно противоположных новых творческих объединений: («Союз молодежи», «Мир искусства», «0,10», «Бубновый валет» и др.), и нигде они не звучат резким диссонансом ни с картинами других экспонентов, ни с традиционным искусством!
 Традиции и современность гармонично уравновешены в них.
Определился любимый жанр художника – портрет.

В знаменитом портрете А.Ахматовой 1914 года, оригинальном и импозантном, с помощью приемов кубизма раскрывается благородный образ молодой поэтессы, хрупкой и сильной, изящной и резкой одновременно.
      
Совсем по иному сделан им портрет В.И.Ленина: здесь идея мастера – простота и правда. Строй и стиль работ художника напрямую зависели от цели, которую он перед собой ставил.

Когда Ленин спросил Альтмана, будет ли портрет «футуристическим», Альтман ответил, что здесь цель другая, а «цель диктует и подход к работе».

В энциклопедии сказано :
«...И запечатлел на основе живых натурных зарисовок реальный, психологически глубокий, человечески располагающий образ вождя революции, далекий от интерпретаций, данных ему последующими поколениями почитателей или ненавистников....»

Однако на самом деле всё обстояло совсем иначе.

Альтмана застал в составе членов Ленинградской Организации Союза Художников СССР где-то на первом курсе Мухинского...
Был тогда начинающим художником , мечтал вступить в Союз, часто там бывал, не пропуская ни одной выставки.
Со многими невольно познакомился.

Кто-то показал  мне его.
Невысокий, в коричневом пальто, седой, с коричневой тяжеловатой палкой...
С  характерно выраженным национальным носом....

Двигался уже от возраста медленно, продолжая быть членом Художественнного Совета по ДПИ и членом Правления Союза.
И в нарушении Устава Союза Художников состоял сразу в пяти секциях – живописи, графики, скульптуры,  ДПИ   и  ещё какой-то . но не искусствоведов.
Являлся одним  из самых принципиальных и жёстких оппонентов при вступление в Союз для новых его членов.

То что он единственный автор прижизненных портретов  Ленина, сияло над ним  в советское время  незатухаемым ореолом.

Один  из его портретов Ленина из блокнота набросков висел в  помещении  Союза Художников Ленинграда.

Уже много позже после его ухода другой художник и мой коллега по секции в Союзе, Савелий Яковлевич Лапицкий рассказал мне истинную историю этих портретов,  которую он услышал от самого Альтмана.

«.......- Ну рисовал Ленина и что ? – говорил Альтман, - Целый месяц в кабинете его рабочем проторчал. От свиста одурел!
- Кого свиста ?
- Да он арии свистел, не умолкая.
- Как это ?
- Ну как ? Сидел за своим столом и свистел
- Как это свистел ?
- Да так....Подложит под себя левую ногу.... скоряжится весь ... и свистит.
И писал одновременно.
Паркером.
Очень большой редкостью тогда была авторучка PARKER.
С  пипеткой для набора чернил.
Вот им и писал.
Только когда нужна была цитата какая – нибудь из книг, переставал свистеть и шёл к шкафу с книгами.
Найдёт и снова..свистом на арию.........исходит.
- И чего?, - спрашиваю Натана... и в ПРАВДУ статьи тоже со свистом?
- ВООБЩЕ всё под свист... Вот и одурел поэтому за месяц.
- А портрет-то Ленину понравился ?
- Да......  У  Ленина на лбу с левой стороны была бооольшая шишка.....как у Сократа.... Здоровенный шишарь...... как рог...очень заметный.
А глаза очень широко расставлены.
У обычного человека глаза где-то на длину глаза, а у  него больше.....почти у висков.... Смотришь на него, и обычно на собеседника где-то в переносицу смотришь, а тут то на один глаз, то на второй....
Очень странно.....
Кстати в полемике Ленин поэтому и побеждал, т.к. собеседник время терял на ловлю ленинского взгляда.
- Так на портретах этого не видно!
- ООО...это другое дело.  Ленину портрет понравился...но потом меня вызвали и сказали всё исправить.... и гонорар  по второму разу ООООЧЕНь прилично заплатили...

Альтман продолжал, - Настоящие портреты в закрытых фондах. А вторая моя прорисовка уже в открытом доступе...- Он улыбнулся.....»

Альтман работал в Петроградской коллегии по делам искусств, занимал руководящие посты в петроградском и московском отделах ИЗО Наркомпроса,других.
И не на последних должностях.

Альтман проявил  себя и изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина).
Он был показан на выставке « Москва-Париж» где-то в 80х.
В Изобразительном Музее Пушкина.

Портрет стоял на постаменте высотой 165см...в отдельном зале освещённый мощным прожектором...и производил очень странное впечатление.
Голова на постаменте.

Посетители выставки этот зал старались проскочить побыстрее.

Натан Исаевич  скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).


Колоритным человеком до самой смерти была в Союзе Елена Павловна. Фамилию не помню.
Дама с особым статусом.
Кажется в прошлом дворянка.
Где-то в книгах и в музейных фондах Центрального Музея Ленина в Москве сохранились фотографии , где она маленькой девочкой сфотографирована на коленях у Ленина.
Задолго до революции.
Это была высокая дама, несколько консервативно одетая, с  прямой спиной . И неизменно отложным воротничком поверх шерстяной кофты.

Она была требовательна особенно к нам молодым , жестка в оценках и прямолинейна.

- Молодой человек,- останавливалась она вдруг перед кем-то,  - по-моему вы забылись где находитесь.  Вы находитесь в б.Императорском Обществе Поощрения художеств с которым связаны имена Великих Русских Художников, потрудитесь вынуть руки из карманов!.......Это малоприлично!.......А почему у Вас столь мятый вид, позвольте спросить ?

Она помнила те времена , когда в Союзе Художников даже после блокады оставалась старинная антикварная мебель из карельской берёзы, антикварные люстры и в выставочном зале по всей его площади лежал персидский ковёр гигантских размеров, - подарок Императора , кажется АлександраIII ... размером метров 25 на 15.
Помнивший ступни и Репина, Сурикова, Серова,Кустодиева, Рериха, Чехонина, и многих других.
Она помнила многих великих ,которых ещё застала.

Всё то, что  исчезло во Времени..

 

Ярослав Игоревич Крестовский.

Родился 9 февраля 1925, Ленинград, СССР.— русский советский живописец и график, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР), представитель ленинградской школы живописи.

В семье  известного ленинградского скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894-1976).

Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840-1895), автора романа «Петербургские трущобы».

Осенью 1945 произошло трагическое событие в жизни Крестовского.
Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью.
Охотясь на уток в лесах под Вырицей, он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить.
Одно время ходил с чёрной повязкой на глазу, как Адмирал Нельсон и как сын Веры Мухиной- автора « Раюбочий и Колхозница»- монументалист Замков.
 
Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский переходит на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году.

В середине 1970-х у Крестовского неожиданно ухудшается зрение.
Его лечат, не разрешают писать, но через несколько лет он окончательно теряет зрение. Последние работы художника датированы 1977 годом. Персональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1984), Москве (1986), и Санкт Петербурге (1995, 2000).

До самой смерти не был отмечен никакими званиями.
В музеях Советского Союза , России , мира находятся более 300 его работ.
Незадолго до смерти ему было присвоено звание Заслуженного Художника России.

Помню , как  получив звание он пришёл в отдел кадров Союза Художников и извинившись  за беспокойство, спросил у девчонок из отдела кадров : « А теперь ,получив звание я смогу ездить бесплатно на трамвае ?»
Шли 90е.
Он даже не знал ,что все льготы для ветеранов труда давно отменены.

Полная  детская доверчивость.
Наивность житейская,беззашитность, и потрясающий талант.

Помню , как на его юбилейной выставке долго стоял перед его картиной
«Часовшик»...

Под стеной с гигантскими часовыми механизмами и циферблатами, стрелками и маятниками сидел маленький человек, согнувшийся над освещённым столом с часовым механизмом с окуляром в глазу...

Настоящий колдун и повелитель Времени.

Всю жизнь художника Ярослав проработал с одним глазом, второй потерял в юности на охоте, при разрыве казённика ружья.
Но какая живопись!!!
Какое понимание и ощущение цвета.
Уверенность и лаконизм мазка.
Какая глубина философии работ !

Иногда , не понимая как сделать на холсте то или иное, открываю его каталоги и пытаюсь раскрыть для себя  его понимание им  похожей темы.

Последний раз Ярослава видел незадолго до его смерти.
Он пришёл на вернисаж какой-то союзовской выставки с женой...
Скромно одетый.
Чёрный по горло  свитер под чуть помятым пиджаком... в чёрных очках.
И она тихо ему говорила ,что изображено на картине.
В какой технике.
Кто автор.
Вспоминала художников , кто и как решал похожий сюжет . Пытаясь аналогиями Крестовскому рассказать видимую ею картину.

Крестовский Ярослав Игоревич скончался 23 января 2004 года в Санкт Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

По-моему он даже не похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
 

Наташа.

Наташу я запомнил ещё с 8го класса, когда понял, что искусство мне близко и интересно.
И стал постоянным посетителем выставок Союза художников.
Она работала в его залах.
Запомнил ееё приветливость, острую память на лица и сердечность ... при страстной любви самой к изобразительному искусству.

Она была женщина-карлик.
И всю жизнь со своей юности и до старости проработала в Союзе Художников Ленинграда смотрительницей  выставок.
Обо всех говорила только доброе.
Всех только хвалила.
Ни о ком ни одного плохого слова.

- Ну выпивает конечно,...но такой талантливый человек и художник !

- Рада Вас видеть! У нас открылась удивительная выставка! .. Такие интересные работы !
  обязательно посмотрите внимательней... Очень много талантливых работ.

- Так вы школу закончили ?..... Нашу Академии Художеств!? Нет ?.... Да какая разница...главное то , что искусство любите !

- Что-то Вас давно не видно.... Оооо!!! Вы теперь в форме.... Лётчик !?.... В другом городе учитесь.... Гражданская авиация?!...Вам форма идёт !!!!
То-то смотрю редко приходить стали.

-  Как ? Вы на подготовительное поступили в Мухинское ?.... Из авиации ушли ?... И закончили авиационный институт ?!....Какой молодец!...Ну и правильно, если душу к себе искусство тянет !
Нужно , чтобы душу звенела. Иначе в ней какой прок ?!

- В Союз поступаете ? Как быстро летит время... Сколько же времени уже знакомы...да-да... Почти двадцать лет !!...А я Вас ещё школьником помню....Помню мальчик такой приходил....На все выставки.... А теперь с бородой....- она улыбалась.

- Я так за Вас рада... господи ,так рада..!!!.... Вот и Вы теперь НАШИМ стали !!


Наташа поседела со временем... состарилась.
Но до самой смерти не исчезла её доброта и привязанность к людям.

Была и прожила всю жизнь одинокой.
Маленькая уродливая женщина.
С которенькими непропорционально руками.
На маленьких согнутых от рахита в детстве ножках.
С торсом взрослого человека.
Безгрудая.
С характерными для карликов чертами лица и потрясающе светящимися от счастья от присутствия в жизни и любви к людям глазами.....

Простой,  рядовой смотритель выставочного зала Союза Художников.
Не художник.

Но обладающая не менее важным, а скорее главным талантом человека -  талантом доброты сердца и человечностью......

* * *