Внук генерала

Влад Лившиц
 Акварель Леа Лившиц


К входу в  подъезд ведет достаточно крутая лестница. Ступенек всего несколько, но, как обычно,  пандуса нет. Дверь  с пружиной, поэтому затащить велосипед не такая уж простая операция.  Нужно одной рукой придерживать  дверь, а другой толкать двухколесного друга. Тружусь, но вдруг чувствую дополнительную тягу. Оглядываюсь.  Паренек лет шести толкает вело. Увидев мое лицо, спрашивает:
- Дядя, вам помочь?
- Не помешает!
Препятствие вдвоем удачно преодолели. Случай редкий. В наше время люди помогать другим разучились. Поблагодарил паренька, и спросил:
- Кто же тебя научил помогать, родители?
- Нет, я сам, ведь дедушка мой был  генерал!
Мне очень повезло. Впервые я встретил ребенка, у которого  такое желание помогать другим. Трудно ему, бедняге, придется в этой жизни, но при благоприятных обстоятельствах сможет достичь больших высот, особенно в творчестве.    

Примечание:
Известный американский психолог  Лоуренс Колберг (L. Kohlberg) из Университета Чикаго провел обширное исследование процесса развития морали у детей. В 1963 году он опубликовал знаменитую статью «The development of children,s orientations toward a moral order: Sequence in the development of moral thought»(Развитие детской ориентации нравственного порядка: Последовательность в развитии морального мышления.), в которой изложил свою теорию  развития морали у детей.  По его концепции мораль развивается у человека в детстве от низшей (первой) стадии к высшей (шестой). Переход на более высокую стадию морали невозможен без  поощрения, обучения и практики у ребенка. Для развития нравственности ребенку необходимо достичь определенной стадии интеллектуального развития.  Увы, высшей стадии большинство  не достигают. За двадцать лет до Л. Колберга этой же проблемой занимался и французский психолог Жан Пиаже.