Акварель Леа Лившиц
К входу в подъезд ведет достаточно крутая лестница. Ступенек всего несколько, но, как обычно, пандуса нет. Дверь с пружиной, поэтому затащить велосипед не такая уж простая операция. Нужно одной рукой придерживать дверь, а другой толкать двухколесного друга. Тружусь, но вдруг чувствую дополнительную тягу. Оглядываюсь. Паренек лет шести толкает вело. Увидев мое лицо, спрашивает:
- Дядя, вам помочь?
- Не помешает!
Препятствие вдвоем удачно преодолели. Случай редкий. В наше время люди помогать другим разучились. Поблагодарил паренька, и спросил:
- Кто же тебя научил помогать, родители?
- Нет, я сам, ведь дедушка мой был генерал!
Мне очень повезло. Впервые я встретил ребенка, у которого такое желание помогать другим. Трудно ему, бедняге, придется в этой жизни, но при благоприятных обстоятельствах сможет достичь больших высот, особенно в творчестве.
Примечание:
Известный американский психолог Лоуренс Колберг (L. Kohlberg) из Университета Чикаго провел обширное исследование процесса развития морали у детей. В 1963 году он опубликовал знаменитую статью «The development of children,s orientations toward a moral order: Sequence in the development of moral thought»(Развитие детской ориентации нравственного порядка: Последовательность в развитии морального мышления.), в которой изложил свою теорию развития морали у детей. По его концепции мораль развивается у человека в детстве от низшей (первой) стадии к высшей (шестой). Переход на более высокую стадию морали невозможен без поощрения, обучения и практики у ребенка. Для развития нравственности ребенку необходимо достичь определенной стадии интеллектуального развития. Увы, высшей стадии большинство не достигают. За двадцать лет до Л. Колберга этой же проблемой занимался и французский психолог Жан Пиаже.