Заместительная терапия

Юрий Островерх
               
          Наркомания преступление или болезнь? Да, страдающий зависимостью человек менее ограничивается моралью. Ради приобретения дозы он способен не только обойти житейские принципы, но, и нарушить закон. Абстинентный синдром вызывает приступы неописуемой боли во всех, практически частях тела. Расстройства желудочно-кишечного тракта, от диарею, до спазмов и рвоты. Психологическое напряжение, от приступов необъяснимого страха и депрессии, до суицидных мыслей…
          Очень тяжело бороться с вышеописанным в домашних условиях. И стационар, в котором, пациенты изолированы от внешнего мира на 3 недели, - тоже, полного излечения не приносит. Обычно в наркологическом диспансере сбивают дозу, отсыпаются с помощью назначаемых транквилизаторов и с успевшими отдохнуть за время госпитализации рецепторами, - снова в бой! И часто, после выписки в скором времени недавний пациент оказывается в ещё более тяжелом состоянии, чем, до лечения. Уже смело коктелезируя привычный кайф с испробованными медикаментами, которыми его недавно лечили. В этом случае и эффект лучше, и экономнее с материальной стороны. А, здоровье? Здоровье, это второстепенный показатель и им, вполне можно жертвовать, ради более ощутимой эйфории.
          В общем, после лечения, набравшие вес  и перенёсшие ломку пациенты, при появившейся возможности, вновь принимают наркотики. Хотя, я описываю опийную наркоманию, (растительную и синтетическую, разницы нет), но, думаю в целом, любая наркомания похожа по симптомам и последствиям. Лечение идёт насмарку и все усилия медиков, и приём медикаментов, и изоляция от внешнего мира. Даже, пребывание в трёхдневной коме, в которую, ложат в интенсивной терапии в первые дни лечения, что б, в бессознательном состоянии протекал самый тяжелый период. Всё это неэффективно!
          Бывает, благодаря Вере в Бога случается чудо. Люди приходят в религиозные секты и находясь в церковном движении перестраивают психику. И если, раньше они были одержимы целью заполучить желанный укол, то, в этом случае одержимость расспростроняется на служение Всевышнему. Довольно часто можно встретить бывших наркоманов, ушедших от этого порока, только благодаря религии. Слава Богу!
          Но, есть ещё один способ: Сравнительно недавно, по примеру многих европейских стран, в течении 5 лет почти в Украине действует программа «ЗАМЕСТИТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ» для наркозависимых людей. Цель, - увести страдающих от внутривенного употребления наркотиков кустарного производство, а, значит не только сохранить никому не нужные жизни, а, уменьшить распространение СПИДа, снизить преступность неизбежную в этом случае от незаконного распространения, до грабежей и краж ради дозы.
          В Запорожье, почти с миллионным населением, всего 67(!) человек стоит на заместительной терапии, на базе наркологического диспансера, и более 150-ти ВИЧ инфицированных получают аналогичную помощь  в СПИД – ЦЕНТРЕ. Конечно, это,- ничтожно малый процент нуждающихся, но, тем, которым повезло нет необходимости нарушать закон.
           После недельного пребывания в стационаре каждому индивидуально подбирается препарат и доза синтетического препарата на основе «метадона – гидрохлорида» или «бупронорфин-  гидрохлорид». За их получением ежедневно приезжают в кабинет заместительной терапии. «Метадол», «метадикт», «бупронорфин», «эднок» - это искусственные опиаты идентичные героину. По силе и продолжительности действия гораздо эффективней и безопасней всей кустарной наркоте,- щедро предлагаемой по недешевой цене уличными торговцами.
          По своему опыту знаю, как меняется мировоззрение у участников зам. терапии. Пропадают материальные трудности, законность, - большой плюс, а, сохранённое здоровье и отсутствие необходимости постоянно нарушать закон, - как ни что в силах из социальных отбросов сотворить полноценных членов общества.
          С 9 до 11 часов приезжаешь в уютный кабинет и сидя на диване, дожидаешься своей очереди. Зашёл в кабинет самостоятельно наполнил одноразовый стаканчик дистиллированной водой из бака, и мед. сестра, в присутствии доктора в него кидает твою дозу. Размешиваешь до полного растворения и выпиваешь. Расписываешься за сегодняшний приём и до следующего утра  свободен.
          Многих из стоящих на заместительной терапии я знал  с десяток и более лет назад, сразу видно, что , кроме упитанного вида, - они стали другими людьми. Да, какой то, скептик скажет, что, если государство прекратит финансирование, то,  эти пациенты, снова упадут на социальное дно. Наверное, так и вышло бы, но, пока мы видим положительный результат. Пациенты, заводят семьи, устраиваются на работу, они больше не совершают преступления и не являются разносчиками ВИЧ инфекции, а, разве, это не прекрасно? Конечно, есть и другие стороны происходящего, но, ясно одно,- участники программы, вполне контролируемые и законопослушные люди. Пусть они не бросают употреблять наркотики и только выглядят не зависимыми, но, без дозы остро испытывают синдром отмены.
           Каждому участнику программы выдаётся удостоверение с фото и печатью, и если, он задержан правоохранительными органами, или попал в больницу. То, последние под страхом уголовной ответственности должны по телефону сообщить о местонахождении пациента. Поскольку сам он не может приехать, то, ему медикамент доставляет мед. работник. К сожалению у нас в следственные изоляторы и лагеря не доставляют метадон и до подписания санкции на арест можно рассчитывать на помощь, но, после, увы… За границей эта проблема давно решена, а, у нас об этом только говорят и с недавнего времени Президент в курсе проблем  пациентов зам. терапии, остаётся надеяться на его благосклонность в этом вопросе.
        В общем, пациенты программы заместительной терапии имею зависимость от ежедневно получаемых препаратов, но, они не пойдут на преступление, что бы, найти деньги на укол. И если, исключается инъекционный внутривенный приём наркотиков, то, нет распространения  заболеваний характерных в этой среде.
      Ежедневно получая дозу из рук медиков, для некогда потерянных, - начинается новая жизнь.  Многие ведут полноценный образ жизни, хотя, ещё недавно были за чертой социально- отверженных. Тюрьмы, наркологии, притоны заменили дом, работа, семья… Разве, это не чудо?
          Уверен, что, если, бы, государство нашло средства на расширение программы, то, незаконный оборот наркотиков исчез . Не было бы, спроса на кустарное производство и сбыт само- собой. В этом случае, пропали бы, из поля зрения, засыпающие на ходу и шныряющие в оживлённых местах с целью наживы лица с рыбьим взглядом. Не стали бы, воляться в подъездах использованные шприцы, о которые, так легко пораниться, особенно любопытным детям.
           Заместительную терапию нужно расширять, тем самым давать шанс тысячам наркозависимым вернуться к нормальной жизни.

               ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ ВЕСНА

Три недели заперт в мае
Сквозь решетку вижу свет.
Дни в календаре считаю
И другого дела нет.

Там весна во всю щебечит,
Зеленеет и цветёт.
И моё терпенье встречи,-
И волнуется , и ждёт.

Тут, и зелень, тут, и лучик,
И, прохладная росса.
Не бывает время лучше,
Хоть, и майская гроза.

Я увижу эпизоды
Новизны природной всей,
И дождливая погода
Не испортит новостей.

Перед летом выйду к людям
В новом виде стих создам.
Без раздумий и прелюдий,-
Про любовь весне сказал!