Участие в съемках Матч смерти

Татьяна Коваль-Сигай
      
Наш город Харьков не очень часто снимают в кино, не считая местных программ. И вдруг, в начале июля мне позвонила знакомая из одного культурного центра и спросила, смогу ли я прийти на съемки в качестве массовки. Я с радости ухватилась за это предложение. Позвонила подругам, но дозвонилась только Лере. Мы договорились встретиться там на месте. Когда мы пришли к восьми часам, там стояла большая очередь, у многих были уже отобраны костюмы 1940-1941 годов. Где-то через час очередь дошла и до нас. Это действие происходило в помещении бывшего кинотеатра «Юность», которое было сдано в аренду для съемок. Обувью, одеждой и другим занимались представители Московского кинематографа. В этом фильме даже снимались Лиза Боярская и Сергей Безруков. Когда мы вошли в зал, то увидели на вешалках море одежды, внизу обуви, шляпок, чулков, носков и т.д. они были хорошо подготовлены. В первый день снималась массовка в трех местах в количестве 300 человек. Моей подруге в 32-х градусную жару надели легкое пальто и шляпу, и какую-то сумку. Меня одели в байковое длинное платье, с теплой кофтой (шерстяной), на голове была довоенная шляпка, которая преобразила весь мой облик, на ногах чулки и тапочки.
Когда нас одели, зарегистрировали – вложили в паспорт список с одеждой, мы так ржали, что не могли успокоиться. Нас повели к станции метро «Исторический музей», где сказали ждать команды на перемещение к месту съемки. Надо отдать должное москвичам, они подошли к съемкам с размахом. На выходе из метро поставили биотуалеты, а так же буфет, где девочки раздавали массовке чай, кофе и печенье до отвала. Народ у нас ушлый и голодный, некоторые пили кофе по 10 стаканов в 32-х градусную жару, будучи не очень молодыми. Кто не растерялся и из простого народа, тоже подходил к туалетам и буфету – на здоровье, все включено.
Потом забрали мою подругу Леру, и поставили на крыльцо института искусств имени Котляревского. Первая съемочная площадка была на Бурсацком спуске - идеальное место для съемки, угол наклона мостовой, свет и т.д. Снимали картину, где люди покидали свои дома, на подводе, кто, с чем бежали от немцев. Дублей было много, жара, люди быстро устали, но было интересно наблюдать за процессом съемок.
Вскоре позвали и нас, дали нам в руки чемоданы, и сказали идти по улице Рымарской к театру украинской драмы имени Шевченко. Когда мы шли к месту съемок на нас смотрели как на сумасшедших. Но мы были в образе и гордились этим. Потом нас посадили на чемоданы и сказали ждать. Пошли разговоры, знакомства. Анекдоты. Было очень весело, хотя в этот день на этой площадке снимали уже не молодых людей. Потом вдруг закапал дождь. Возле меня сидел пожилой высокий мужчина – Давид. Он все время ходил пить чай, кофе, минералку нам подносили все время. Чтобы не было обмороков. У Давида в чемодане была его сумка с документами. Когда пошел дождь. Мы все плавно пошли в подворотню, переулки, возле театра имени Шевченко. Когда мы ушли, а он еще не пришел, оказалось, что он потерял свой реквизитный чемодан. Найдя меня в толпе. Он начал громко кричать, почему я оставила его чемодан. Мне было смешно и неловко. К счастью, оказалось, что один  из ребят прихватил его чемодан и отдал ему в руки. Слава богу, Додик успокоился. На съемках нас поставили тоже рядом, как супружескую чету. Мне хотелось смеяться, но по фильму мы должны быть очень серьезными, даже хмурые. И еще во время съемки сцены вызывал улыбку мужичек, лет 45-50, одетый в зимнее пальто с каракулевым воротником, и таким же пирожком на голове. Жаль, что я это не сфотографировала. Около трех часов съемка на улице Рыцарской закончилась и нам разрешили идти на базу, чтобы мы могли сдать костюмы. Когда мы шли по улице Рымарской и улице Университетской на нас, конечно, обращали внимание, так как мы были одеты очень своеобразно. Были сданы костюмы, получены паспорта, а денег еще не подвезли, и я поехала домой. За деньгами решила приехать часам к пяти вечера, уже никого не было в зале. Выдавая мне мои заработанные 100 гривен, их представитель предложил мне прийти на съемку завтра, сниматься в эпизоде на стадионе «Локомотив». Я с грустью отказалась, так как дочь уезжала во вторник и могла обидеться на меня. Этот первый день съемок вызвал во мне столько эмоций, что я даже сразу заснуть не смогла, хотя и очень устала.
Второй день съемок был для меня среда. Снимали на улице Университетской – встречу немцев в Киеве. Вместо Киева снимали в Харькове, так как это было и дешевле перекрыть Бурсацкий спуск и участок улицы Университетской и проще.  Улицу преобразили, натянули на фасад здания кинотеатра полотно со свастикой, повесили большой портрет Гитлера и другие атрибуты. С Лерой нас опять разлучили. Она снималась с одной стороны улицы, я с другой. В массовке участвовало 600 человек. Было очень интересно наблюдать за самим амуниции гитлеровца, которых играли ребята с Запорожья. Все было по-настоящему и автоматы, наверное, без патронов и т.д., и с верховным представителем гестапо. Мы кричали и бросали цветы под машину, а перед входом в здание их ждали местные представители интеллигенции. Самое интересное что режиссер снимал 15 дублей только из-за того что каравай не ломался. Меняли и каравай, оказывается, нужно было аккуратно пропилить кусок каравая со стороны актера Севы. Мы страшно устали в этот день, а режиссер еще снимал сцены с Лизой Боярской. Я тоже наблюдала съемку, хотя там стоял плотный круг. После съемок, Лиза легкой походкой пошла к трейлеру переодеваться.
Третий день начался с того, что мою подругу не взяли в массовку, количество людей было ограничено. Так как было жарко в этот день, я одела мамино крепдешиновое платье в черный горошек, туфли с носками и соломенную шляпку. Для съемок эпизода мне выдали легкий лапсердек из плюша, чулки платок. У меня дома было три воротничка различных цветов связанных мною очень давно. Я их погладила, сложила в пакет и подарила работникам, отвечающим за костюмы на съемках.  Нас погрузили в автобусы и повезли на съемки. Старые одно- и двухэтажные дома деревянные. Нас выгрузили возле академии городского хозяйства. Мы сидели на траве. Мне так туго повязали платок, что я лишний раз не могла мотнуть головой. Пили чай, кофе, минералку разбили по группам из расчета, что идет семья. Отец, мать и дети. Нас поставили где-то в конце улицы, было много дублей, но до нас камера так и не достала. Между дублями я снимала лансердек, садилась на чемодан и мы травили байки из жизни и анекдоты. Минералка лилась рекой. В общем, съемки не были легкими, а другие внизу пыхтели много раз. Так смеючись, закончился для меня третий день съемок. Нас привезли к кинотеатру «Юность», мы переоделись, сдали ту одежду, которую нам выдали, заплатили каждому по 100 гривен. Когда я собралась домой, то не обнаружила в сумке соломенную шляпку, которая стоит как минимум 300 гривен. Где я ее посеяла или забыла я до сих пор не знаю. По средствам массовой информации съемки шли даже в субботу. Так что Харьков гудел целую неделю. Даже взрыв на стадионе «Локомотив» во время съемок только добавил рейтинга этому мероприятию.