Частная собственность - особенности возникновения

Владимир Костылев
       ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: её суть и особенность
                возникновения  в России.

За последние 25 лет одной из наиболее замалчиваемых  проблем  является проблема частной собственности. Речь идёт о чём угодно, о демократии, о социальной справедливости, о власти и т.п., но не о собственности. Это понятие («частная собственность») выхолащивается из общественной жизни, из учебного процесса, о нём не принято говорить на различных форумах, съездах, симпозиумах…  Постепенно  это понятие размывается,  превращается в обывательское представление о том, что едва ли не  каждый человек есть частный собственник.

Например, ни в одной своей статье, опубликованной накануне выборов президента,  Путин В.В. ни слова не сказал о частной собственности и о её регулировании.

А это важнейший вопрос общественной жизни. Без него нельзя понять ни проблемы демократии, ни проблемы социальной справедливости. Ибо, именно отношения собственности лежат в основе любых других общественных отношений, являются "фундаментом" жизни общества.

 Сегодня очень многие плохо представляют себе, что такое частная собственность. Причин этому много. Главная - сознательное введение населения в заблуждение со стороны власть имущих,  не заинтересованных в том, чтобы народ  задумывался над тем, почему вся сколько-нибудь значимая промышленность и другие активы, приносящие огромные доходы, стали собственностью небольшой кучки людей, присваивающих  себе  основную прибыль.

Существует два уровня понятия "частная собственность". Первый уровень относится к любой собственности, к любому предмету, поскольку он принадлежит кому-либо (например, Иванову). Иванов - отдельно взятая, частная личность, индивидуальность  и, в силу этого,  любой предмет, принадлежащий ему, принадлежит ему по праву частной, личной  собственности.

Народу постоянно подкидывают идею о том, что почти все являются частными собственниками (якобы у очень многих есть дома, квартиры, авто, дачи) а раз так, следовательно, мы все владеем частной собственностью. Но это просто игра словами. Происходит путаница, понятие "личная собственность" подменяется понятием "частная собственность". Ни владелец квартиры (если он не сдаёт её в аренду), ни владелец авто (если он не использует его в целях извлечения прибыли) строго говоря не являются частными собственниками (при условии, что ничего другого у них нет).

Научное же понятие "частная собственность"  подразумевает совершенно другое: это собственность на средства производства, использование которых приводит к возникновению особых отношений между людьми. Именно эти отношения и являются отношениями по поводу использования средств производства, частнособственническими отношениями. Эти отношения являются основными в системе экономических отношений капиталистического общества и определяют, в конечном счёте, все другие экономические отношения (производства, распределения, потребления материальных благ).

Другими словами, существует отношение человека к самой вещи (будем под вещью условно понимать, в том числе, и станки, оборудование и т.п.). Он может что-то сделать с ней (использовать, уничтожить, выбросить, кому-то отдать). Но отношение человека к самой вещи ещё не есть отношение собственности. Вернее этим отношением (к вещи) отношения собственности не исчерпываются. По своей общественной сути
СОБСТВЕННОСТЬ ЕСТЬ ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ПОВОДУ ВЕЩЕЙ.   

Это очень важное замечание. Любые общественные отношения всегда существуют как отношения между людьми (как отдельными людьми, так и социальными группами - нациями, классами, различными сообществами и т.п.). Поэтому собственность на средства производства является отношениями людей по поводу владения, использования и распоряжения (что и составляет суть понятия "собственность") материальными объектами, являющимися этими средствами производства. Выражением этих отношений являются юридические (прежде всего) нормы, закрепляющие и регулирующие правовой статус этих средств производства и отношение к ним со стороны других людей и государства.

Например, откуда мы знаем, что такой-то завод принадлежит какому-то конкретному человеку, пусть будет, опять-таки, Иванов? Если это акционерное общество, то Иванову принадлежит 100% акций этого общества (это может быть и 51%, ситуаций множество) Вывод -завод принадлежит Иванову. А раз так, то Иванов, как хозяин, может сделать с этим заводом что угодно - продать, подарить, и даже уничтожить (если, опять-таки, не будет законов, запрещающих это сделать). И продукция этого завода также будет принадлежать Иванову, и цену  этой продукции также будет определять Иванов.

Обратите внимание. Пока завод (станки, оборудование) не функционирует, всё это является просто грудой металла, пользы от которой - никакой. Кроме расходов на его содержание. Поэтому и отношений частной собственности (извлечения прибыли путём привлечения для работы наёмных работников) - не возникает. В жизни, естественно, так практически не бывает. Это лишь демонстрационный пример.

Но как только собственник завода нанимает работников, предоставляет им работу на этом оборудовании, так сразу же и возникают частнособственнические отношения. Мгновенно становится ясно, кто есть кто. Владелец оборудования (хозяин) диктует свои условия наёмному работнику, который вынужден соглашаться на эти условия, либо... идти на все четыре стороны.

Описанная выше схема до предела упрощена. На самом деле правовых норм (законов, постановлений, указов и т.п.) определяющих процесс функционирования этого завода огромное количество. Но, главное - все эти правовые нормы не отменяют сути - завод принадлежит Иванову и он определяет условия работы на нём. 

Что же относится к средствам производства, владение, использование и распоряжение которыми и порождают частную собственность?

Это прежде всего машины, оборудование (фабрики, заводы, предприятия, электросети и электростанции, производственная и офисная  недвижимость и многое, многое другое), всё то, что в результате своего использования способно приносить прибыль.

Так как одинокий владелец завода не может работать на нём один, он нанимает работников и за определённое материальное вознаграждение предоставляет им рабочее место. Наёмные работники  вынуждены идти на это, так как у них нет другого пути для зарабатывания денег на своё существование.  (О стоимости рабочей силы, то есть о заработной плате наёмных работников – в другой  статье).

Так и возникают капиталистические (буржуазные, частнокапиталистические) отношения. Одни - владеют средствами производства (частные собственники), другие (раньше их называли пролетариями) - работают на этих средствах производства, ибо никакой другой возможности заработать себе на пропитание у них просто нет.

Между этими группами людей (частными собственниками и неимущими) возникают определённые отношения, которые и можно условно назвать отношениями по поводу собственности на средства производства  (отношениями частной собственности).

Либо вы работаете на заводе (в шахте, в конструкторском бюро, в магазине, за рулём фуры или даже за экраном компа и т.д.), принадлежащем какому-либо, скажем, олигарху, либо  вы умираете с голоду (это так называемое  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ формально свободного, но лишённого средств производства работника).  Сегодня, естественно, в результате жёсткой классовой борьбы,  капитализм слегка приспособился и даже «разоряется» на социальные пособия  по безработице.

Безработным платят пособия,  подталкивают их к  открытию «своего дела».  Но всё это не меняет ситуацию в принципе - частная собственность принадлежит единицам, работают на них миллионы. В результате использования частной собственности возникает так называемая прибавочная стоимость (не путать с прибылью), которая достаётся полностью владельцу частной собственности. А это и есть не что иное, как эксплуатация (использование неоплаченного чужого труда с целью обогащения).

Частнособственнические отношения не сводятся только к отношениям собственности на средства производства. Они дополняются (можно сказать, вытекают из них) отношениями присвоения, распределения, потребления материальных благ (прежде всего жизненно необходимых товаров и услуг), произведённых на этих средствах производства.

Будучи собственником средств производства, человек, естественно, прежде всего позаботится о своём благополучии, о своей зарплате, о своей выгоде. Он всегда будет стремиться получить максимальную прибыль за счёт интенсивной эксплуатации своей собственности.

Давно известно изречение К.Маркса о том, что, если капиталисту предоставить 300% прибыли, то он пойдёт ради этого на любое преступление. Примерно это мы и имеем последние 25 лет.

Отношения присвоения, распределения, потребления материальных благ всегда были и будут в пользу собственников средств производства, ибо именно от них зависят все эти параметры. Наёмные работники всегда получали и получают только лишь в зависимости от рынка труда, от стоимости их рабочей силы. Это - закон капитализма. И сколь бы ни был выгоден труд отдельного наёмного работника, сколько бы прибыли он не приносил (а, как правило, он об этом мало что знает) ему всегда будут платить ровно столько, сколько пожелает работодатель. Вот почему капитал устремляется туда, где рынок труда дешёвый (то есть эксплуатация трудящихся выше).

Благодаря наличию капиталов, буржуазия формирует и соответствующую политико-правовую систему, которая полностью отражает и охраняет интерес частных собственников. Иными словами, экономически господствующие слои населения формируют и господствуют и во всех других сферах жизни (идеологической, правовой, политической, духовной).

Именно это понимание и является сердцевиной марксистской политической экономии. Производство материальных благ (товаров, предметов потребления...) носит общественный характер (в нём участвует большинство населения), а прибыль присваивается собственниками средств производства.

В СССР (при социализме) прибыль любого предприятия (так как все они были в собственности государства) шла в общий "котёл"- бюджет, и далее респределялась в соответствии с определёнными программами по различным отраслям и сферам общественной жизни. Вот почему удавалось развивать медицину, образование, выделять средства на космические исследования и т.д. 

Сегодня эта прибыль (чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов и различных расчётов с наёмными работниками и государством) идёт в карман собственника и расходуется им в соответствии со своими предпочтениями. Покупаются яхты, дома и дворцы за рубежом, различные спортивные клубы, деньги вкладываются в зарубежные банки и т.д.

Таким образом 3-5% населения, владеющих частной собственностью на средства производства, эксплуатируют всех, на них работающих, присваивают себе прибыль, произведённую большинством. А так как, количество средств производства ограничено, идёт буквально кровавая битва за их обладание. Буржуазия (владельцы частной собственности) готова на всё, чтобы эту собственность сохранить и преумножить. Все битвы, развернувшиеся в России в 90-е годы, есть следствие борьбы за собственность.

Каково количественное выражение частной собственности? Это выражается количеством всех, находящихся в собственности отдельных лиц, фабрик, заводов, мастерских, шахт и многих, многих других средств производства, благодаря функционированию которых, производятся товары, услуги и, как следствие, прибыль и прибавочная стоимость.

Количественно можно также выразить всё то число собственников, владеющих этими средствами производства. Тем самым, мы и получим численное выражение класса буржуазии. Но эта информация закрыта, по крайней мере, я её нигде не встречал. Власть не заинтересована в её распространении. Хотя в налоговой инспекции и органах безопасности всё давно известно.

Если мы возьмём количество всех промышленных предприятий, которые существовали в СССР (это упрощённый подход, ибо структура промышленности довольно сложна, включает в себя очень много различных объектов, как производящих непосредственно продукцию, так и способствующих их работе, например, электростанции), определим, какие из них стали собственностью отдельных лиц, мы и получим примерное количество частных собственников.

Структура частной собственности не исчерпывается только собственниками промышленных предприятий. Все частные структуры, так или иначе связанные с функционированием капиталистической экономики, также являются её частью. Это прежде всего банки, различные финансовые институты (инвестиционные компании, фонды).

Вообще говоря, частнособственнические отношения пронизывают всё общество, ибо любой гражданин так или иначе вовлечён в них. Но главную, ведущую роль играют прежде всего сами собственники, владельцы предприятий, финансовых организаций и т.п.  Они, блюдя свои интересы, навязывают всему обществу те законы, нормативные акты, которые отражают прежде всего именно эти интересы (посредством созданной ими же политико-правовой системы). 

В 1993 году в результате преступного расстрела российского парламента у власти оказалась группа людей, которые отстаивали необходимость срочного введения частной собственности в России. То есть они предлагали передать все средства производства в частные руки для того, чтобы, якобы, производство было более  продуктивным, а экономика в целом более эффективной.

Для этого была придумана так называемая ваучерная приватизация, в результате которой и произошёл переход российских средств производства в частные руки. Как признают сегодня практически все, даже так называемые «отцы приватизации» (напр., Чубайс), этот процесс был несправедливым, грабительским, обманом народа.  Особенно отчётливо этот обман был  обнаружен на судебном процессе в Лондоне между олигархами Березовским и Абрамовичем, когда в прессу попали их искренние признания о мошенническом ходе приватизации.

Таким образом,  в результате процесса приватизации в России возникла очень узкая группа людей (олигархов-миллиардеров), которые  стали владельцами основной массы наиболее значимых средств производства, определяющих промышленный потенциал нашей страны.  Они получили эту собственность практически за бесценок, только за счёт политико-правовых манипуляций. Надо также иметь ввиду, что собственность эта не была ими создана, они не имели к ней подчас никакого отношения.

Обладая обширной собственностью (не только в промышленности, но и в СМИ) и поэтому, огромными финансовыми ресурсами, эти люди стали, по сути,  диктовать условия жизнедеятельности  всему народу,  влияя на все сферы жизни (от цен на недвижимость, до цен на бензин).

Что же означает, таким образом, укрепление частной собственности?

Это означает не что иное, как дальнейшее укрепление и развитие собственности этих олигархов, их влияния на промышленность и экономику России.

А теперь прикиньте, сколько может быть собственников в России в области металлургии, или в области нефтяной промышленности, или в области домостроения и т.д. На самом деле, в лучшем случае - десятки. На что сегодня может рассчитывать простой молодой человек,  целеустремлённый и пусть даже  с задатками?  Если он не родственник олигарха, или хотя бы владельца какого-нибудь заводика – ни на что, кроме продажи своей рабочей силы по её рыночной стоимости. В лучшем случае, на хорошую зарплату ( по меркам России) за работу в поте лица с утра до ночи. И это лишь при условии хорошего здоровья и умения «грамотно» построить отношения с собственником. Потеря работы моментально грозит ему потерей всего (медобслуживания, достойного жилья, пенсии, питания и т.д.). Вот откуда появляется так называемая "неуверенность в завтрашнем дне".

Любой наёмный работник (а по сути – эксплуатируемый раб) может привести массу примеров таких мерзких, подневольных, несправедливых отношений господства-подчинения, которые доминируют сегодня в России.

Сегодня в России наступила определённая стабилизация в переделе собственности. Основные средства производства обрели в течение этих 25 лет в результате серьёзных общественных коллизий своих конечных собственников, которые заинтересованы  и в стабилизации политической, и в стабилизации правовой (справедливый суд, добропорядочные силовые структуры).

(Дополнение к статье от 4 июня 2012 г. Вот что сообщает газета Московский комсомолец от 4.06.2012 г.(стр.2): "Американское агентство Boston Consulting Group опубликовало рейтинг стран с наибольшим количеством долларовых миллионеров, в котором Россия в 2011 г. поднялась с 11-го на 4-е место. "Число ультрабогатых семей-миллионеров, имеющих более $100 млн., в России за прошедший год выросло на 13% - с 607 до 686", - говорит в отчёте компании". Таким образом, именно эти 686 семей и представляют собой высший слой владельцев частной собственности в России. Они являются самой влиятельной экономической и политической силой в стране.)

Грядущая приватизация также ничего не изменит в отношениях собственности, так как принять участие в ней смогут только богатые и сверхбогатые граждане. Она только усугубит разрыв между имущими и неимущими. По сути дела, дальнейшая приватизация есть ни что иное, как дальнейшее усиление власти буржуазии, захват ею оставшихся лакомых кусков общенародной собственности.

В процессе этой приватизации в ход будут идти всевозможные подкупы должностных лиц, отвечающих за выделение и выставление на продажу приватизируемых объектов. Коррупция будет развиваться на этой почве пышным цветом.

Тем не менее, основным политическим лозунгом сегодня является призыв "не раскачивать лодку". Буржуазия как бы требует от общества стабильности, которая, в первую очередь, означает полное признание её права на общенародную собственность, принадлежавшую ранее всему народу, а также на дальнейшую приватизацию средств производства в свою пользу.

Сегодня деньги и собственность стали определяющим стимулом любой деятельности. Спрашивается, откуда у нас взяться должной культуре общения, вообще культуре общежития, если в самой главной сфере человеческого бытия (экономической)  господствуют такие отношения?

Между тем, всё сказанное выше не означает отказа от частной собственности вообще.  Собственность далеко ещё не исчерпала своего положительного потенциала, как сильнейший стимул общественного развития (это отдельный вопрос, требующий своего отдельного анализа). Собственность, созданная своими руками, благодаря своему интеллекту, способностям, энергии, таланту. Однако вопрос о наиболее значимой собственности на средства производства, захваченной в процессе ваучерной приватизации, так или иначе, должен быть разрешён. 

Более подробно о процессах становления капитализма в России я пишу в статье «КОМА: или что и почему произошло в России».