Антимир и Божий Мир

Олег Жиганков

(стенография проповеди О. Жиганкова, 2000 год)

Раньше о черных дырах и антимирах говорили в основном писатели-фантасты. Сегодня о них пишут ученые исследователи и популяризаторы. А я хотел бы поразмышлять о мире Божием, и об антимире, о черной дыре греха.

Антимир – это не фантастика. По крайней мере антимир греха, о котором мы будем говорить. Это тот мир, который исходит не от Бога. Это мир греха, мир сатаны. И этот мир порой сильно влечет к себе. Порой сильнее он манит, чем мир Божий. Почему? Оба этих мира наполнены таинствами. Грех – это тоже таинство, притягивающее человека, поглощающее его. Когда я размышлял над этой темой, я услышал, как дети на улице кричат: «Беги! Беги!». Я сначала испугался, выглянул в окно. Но все было нормально, дети просто играли. Человеку, просто, иногда нужна помощь для того, чтобы он понял, что находится в опасности, что дело зашло далеко – пусть даже во время игры. Иначе, если человека не остановишь, он из-за принципа будет делать все на зло. Особенно если находятся люди, которые одобряют его: «Делай, делай это». Или если все просто смотрят. Знаете, как говорится, «ради красного словца не пожалеешь и отца». Что хочешь разобьем, что хочешь сломаем, что хочешь сделаем – только чтоб видели, что мы ни перед чем не остановимся.

У детей есть инстинкт самосохранения. Им крикнешь: «Беги!», и это нормально срабатывает. Вот если бы можно было так и от греха еще убежать! Если бы мы еще кричали друг другу: «Беги!». Если бы мы прислушивались друг к другу. Может, это как-то помогло бы.

Хотя грех – это такая сильная штука, что бежать от него очень сложно. Часто грех сравнивают с тупиком: человек, мол, зашел в тупик. Да нет, грех – это не тупик. Это гораздо хуже, чем тупик. Грех – это бездна. Кажется, что книга Откровения, которую многие побаиваются, порой готова крикнуть нам, как детям: «Беги! Беги!» Побаиваются эту книгу по праву, потому что она описывает, порой, страшные вещи.

«И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их». «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы е прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Отк 11:7; 20:1-3).
Вот какова эта бездна! Она не пуста, в ней есть кто-то, в ней таится зверь, в ней засел враг, в ней живет сатана. Эта бездна затягивает. 

Господь говорит, что дракон только еще будет скован, а пока он еще выходит из своей бездны и загоняет туда людей. С чем сравнивает врага рода человеческого Священное Писание? Подобно кому он ходит? Подобно рыкающему льву, ищущему, кого поглотить. Он выходит из бездны, как рыкающий лев.

В Чикагском музее истории я видел чучела двух львов, точнее львиц: милые, на вид, зверюшки. И рядом с ними, на стене, висел плакатик с запечатленной на нем историей этих самых львиц. Их  чучела привезли из Африки в 1898 году, и с тех пор они удостоились стоять в одном из самых больших и престижных музеев в мире. «Много чести для этих львов!», - подумал вначале я. Но когда я прочитал их историю, я изменил свое мнение. Только за один год, во время строительства моста через реку Саво в Африке эти две львицы утащили и съели сто тридцать работников. Меньше чем за один год! От них не было спасенья никому! Люди загораживались телегами, разжигали костры, загораживали лагерь, каждую ночь выстраивая баррикады. Львицы приходили – и пустыми не уходили. Приехал самонадеянный инспектор из большого города, весь обвешанный пистолетами. Спрятался в вагончике. Через две ночи львицы унесли его из этого вагончика вместе с пистолетами и съели. В конце концов этих львиц все таки выследили и застрелили. Когда потом  осмотрели их логово, то увидели, что оно все завалено костьми. Никто не смог сосчитать, сколько там было останков. Знали только, что сто тридцать человек они унесли только со стройки.

Люди в страхе бежали с той стройки в Африке. Когда они поняли, насколько все серьезно, их ни за какие деньги нельзя было заставить там работать. Но что такое две эти зверюшки по сравнению с сатаной, который ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. Как легкомысленны бывают люди, когда пугаются львов сильнее, чем настоящего зверь, который ищет, кого поглотить, которому силы и опыта не занимать. Когда все закончится, и Господь убьет зверя, древнего змея, мы увидим, сколько там костей осталось в этой бездне, сколько в логове врага осталось миллиардов костей человеческих, погибших навеки. Как легкомысленны мы бываем! Мы подходим к этой пропасти и заглядываем в нее. Потому что она притягивает, потому, что в ней есть какое-то таинство. И мы кричим: «Ау! Кто там?».

Газетой «Известия» был проведен опрос среди московских школьников: по какой причине они совершают правонарушения. Были предложены следующие варианты ответа: от нечего делать; желание обогатиться; месть; любопытство; нужда. Оказалось, что большинство преступлений совершается ради любопытства: а как оно там, за чертой? Это тоже своего рода таинство. Мы просто бедные, беспомощные люди перед лицом нечеловеческих сил. Никто никого не винит. Есть таинство, зло, которое нас притягивает, хотим мы того или нет. К сожалению, мы не часто слышим крик: «Беги!». К сожалению, мы не часто оказываем помощь друг другу. Мы как-то стесняемся что ли, боимся что-то кому-то сказать. Не обвинить, а упредить! Обвинять мы как-то не боимся! А вот просто искренне сказать: «Беги! Осторожно!» – вот этого мы боимся. Каждый человек сам себя считает таким сильным! Но на деле человек оказывается слабее телевизора, видеокассеты, слабее блестящих игрушек, сигаретки, водки – слабее всего. Оказывается, человек такой слабый, что он – слабее всего. Есть такая детская присказка, четверостишье:

Три мудреца в одном тазу
Поплыли по морю в грозу,

И заканчивается она просто:

Будь попрочнее старый таз –
Длиннее был бы мой рассказ.

Такие вот мы мудрецы! Мы снова и снова забираемся в старый таз, который явно нас не выдержит – пойдет ко дну. Особенно в таком мире, где все бурлит. В грозу… Три мудреца… Вообще, это точно подмечено. Один мудрец – он бы в таз не полез. Если бы один мудрец полез в таз, то немножко длиннее был бы рассказ. Но один никогда не полезет. У двоих уже больше шансов и желания влезть в таз. А трое – вот трое лезут в таз смело. Почему так происходит, почему? Мы, мудрецы, изучавшие многое, научившиеся многому! Мы садимся в этот таз, и не по одному, а втроем, а иногда даже и в большем составе садимся. Чем больше народа в этот таз лезет, тем проще и нам в него сесть.

Вы замечаете? Тот же старый таз, но если много народа туда садится, то и я сяду. Как будто он будет от этого лучше плыть! Подумайте: в какой таз вы садитесь со своими друзьями? У нас у каждого есть свой собственный таз, а то и не один, в который мы то и дело садимся. Притом с разными друзьями мы садимся в разные тазы, в разные, в лучшем случае, лужи. Тазы эти долго не задерживаются на плаву. Тем не менее, мир дает им хорошую рекламу.

Очень хотелось бы дать антирекламу. Это не то, что убережет: нет! От  соблазна убережет что-то другое – другое таинство. Недавно группа ученых получила Нобелевскую премию в области физики за исследование физического антимира. Ряд ученых давно уже исследует проблему антимира и проблему черных дыр, и люди на сегодняшний день собрали немалые сведения, хотя многое и по сей день остается непонятным и не умещается в голове. Даже это физическое явление не умещается в нашем сознании. Даже явление физического антимира никак не влезает в рамки наших представлений, не говоря уже об антимире греха.

Что такое физический антимир? Что такое черная дыра? Ученые обнаружили (в принципе, это было уже обнаружено, но эта группа ученых прояснила некоторые детали), что когда большая мегазвезда взрывается, она сначала начинает разлетаться от своего центра, но притяжение центра настолько велико, что втягивает в себя все, что разлетелось. Втягивая в себя все это, она уменьшается в размере – настолько плотно гравитация прессует материю. И если раньше звезда могла быть диаметром, скажем, с нашу солнечную систему, то начав сжиматься, уменьшаться в размере, она становится диаметром с солнце, потом диаметром с землю, с луну, затем диаметром с дом, с кулак, с иголочную головку, потом диаметром с молекулу, а потом еще меньше. Так она уменьшается до бесконечности. Плотность и тяжесть увеличивается до бесконечности. Вся та тяжесть, которая была в этом пространстве, несказанном и громадном, она вся на кончике иглы и даже меньше – она становится ничем! Все становится ничем. Как это понять? Как это можно себе представить? Не знаю, пожалуй только в страшном сне. Но, тем не менее, антимиры есть, они достигают такой плотности, что эта черная звезда (так еще называют антимиры) начинает втягивать в свою орбиту все, что находится вокруг. Она начинает втягивать другие планеты, она становится такой тяжелой, такой ненасытной, такой влекущей, что она все в себя втягивает абсолютно все, что есть вокруг. Никакая сила не способна удержать ее. И чем больше она в себя втягивает, тем большую тяжесть обретает, тем меньше она становится. Она уже ничто, и она становится еще более ничем, но чем тяжелее это ничто становится, тем больше она втягивает в себя. Не старайтесь это понять. Это просто невозможно понять, невозможно себе представить.

Так же обстоит дело и с антимиром духовным. Есть мир Божий – есть солнце праведности. Священное Писание говорит об Иисусе Христе как о солнце праведности нашей. А есть антимир. Люцифера, бывшего ангела Божия, падшего и ставшего сатаной, Библия называет светом зари, денницей зари, утренней звездой. Сатана – это тоже звезда, звезда, которая взорвалась от гордости и зависти, и стала черной дырой. Это звезда, которая стала поглощать все, что вокруг нее есть. Вот оно – таинство греха, вот оно – притяжение греха. И не просто мы по глупости своей туда суемся – нет. Мы все оказались в зоне действия этой черной дыры, мы все оказались под влиянием этой непреодолимой гравитации.

Раньше ученые (особенно ученые-фантасты), когда было мало сведений об этих черных дырах, пытались представить, что будет с человеком, попавшим в черную дыру. Писались разные фантастические рассказы: вот, попадет туда человек, а там все наоборот – все ходят задом наперед, сначала умирают, потом становятся старыми, потом молодеют, рождаются… Время там идет вспять… Другие говорили совершенно иное. Ходили разные басни. Сегодня говорят, что если человек, или любой другой объект, начинает двигаться в направлении к черной дыре, его начинает мучить и вытягивать, он утончается и удлиняется и, наконец, рвется на бесконечное число маленьких частичек и поглощается ненасытной черной дырой, делая ее еще более ничем, но еще более тяжелой и жадной.
Слава Богу за Иисуса Христа – солнце праведности нашей.

Слава Богу за то, что притяжение любви в этом мире, которое исходит от Иисуса Христа, оно сильнее, чем притяжение греха. Оно одно способно победить притяжение черной дыры безысходности. Восходя на крест, Иисус сказал, что всех привлечет к Себе. Я не могу Ему противиться! Я хочу греться, купаться в лучах солнца Праведности! Мне хорошо со Спасителем! Благо, счастье – быть спасаемым и спасенным! Слава Богу за Его победу! И всем, кого сегодня несет, неудержимо несет к черной дыре, я хочу крикнуть: «Беги!». Беги к Богу. А если вы уже далеко зашли, далеко залетели на пути в никуда, в меньшее и худшее, чем никуда, то хоть руку протяните Богу, хоть взгляд бросьте на Него. И вы вдруг почувствуете благую силу Его притяжения. Почувствуете Его тепло, Его всесильную силу.