Бремя ответственности

Олег Жиганков
(стенография проповеди, 1998 год)

Сегодня я хотел бы порассуждать с вами об одном из самых великих чувств, воспетых в Библии. О чувстве, которое было присуще всем героям веры, а источником, воплощением и абсолютом которого является личность Триединого Бога. О чувстве, которого в какой-то степени не лишены и мы. А если порою лишаемся его, то это печально сказывается на нас и на детях наших, и на делах рук наших, и в какой-то степени, на всем мире. Нет, не о любви будем говорить мы сегодня. О любви не мало песен сложено. Я хотел бы поговорить о другом чувстве – о чувстве ответственности.

Наверное, это самая тяжелая ноша, которую можно себе вообразить. Под ее ношей начальники, великие мира сего изнуряют себя куда больше, чем землекоп изнуряет себя своей лопатой. Многие люди боятся брать ее на себя и не скрывают этого. Люди бегут от нее. Даже самые честолюбивые ищут власти, но не ответственности. И на кого ее, как правило, сбрасывают? Да, как говорится, на Иванушку-дурачка. Таков закон мира сего. Но есть еще один закон, пришедший к нам из другого, не падшего мира. И во все времена Господь находит себе людей, следующих этому во многом нелепому, непонятному, неудобному с нашей точки зрения закону. И самым нелепым кодексом этого закона для человека грешного является предлагаемое  Господом чувство ответственности.

Ответственности громадной, тяжелой, ответственности не за себя одного, а за всех и вся.
Я обнаружил, вернее сказать, заметил, что открыв любую страницу Библии, буквально наугад, вы сможете найти достаточно материала для того, чтобы порассуждать на тему об ответственности. Прочитайте биографию любого из библейских персонажей, и вы сразу увидите, было у него это чувство или нет. Библия ярчайшим образом подчеркивает это, и сейчас я могу только удивляться своей прежней слепоте, когда я ничего подобного не замечал в ней. Давайте откроем Библию на самых первых страницах и быстро, задерживаясь лишь на некоторых местах, пролистаем ее.

Первый человек - Адам. Какую ответственность возложил Бог на него? В Быт.1:28 мы читаем: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле". То слово, которое переведено на русский язык как "владычествуйте", может быть переведено и как "несите ответственность". Да мы и так понимаем, что если человек поставлен "владычествовать" над чем-то, управлять чем-то, то на этого человека ложится и ответственность за то, что ему подвластно. Мы видим, что на плечи Адама легла ответственность за все и вся. И следующим библейским откровением, данным нам для понимания чувства ответственности, удивительным, превосходящим наше понимание откровением, были последствия грехопадения Адама. Да, Адам согрешил - ну и что, казалось бы? Он согрешил – ему и отвечать.

Но за этим грехопадениям следуют непостижимые, нелогичные, жестокие с точки зрения светского, неосвященного разума последствия. Вся земля оказывается под проклятием в результате его поступка. Львы, овцы, медведи, люди, растения - под проклятием. Больницы переполняются страдающими. Киты выбрасываются на берег океана. Кошек и собак калечат и убивают камнями. Солдаты не возвращаются с войны. Люди гибнут под колесами автомобилей, под кулаками хулиганов и бандитов, под изощренными пытками дипломированных палачей.  Бог мучается в смертной агонии на кресте. И все это входило в ответственность одного человека - Адама. Он согрешил, и последствия этого греха на всей бесконечной Вселенной. Наверное, он не сознавал, что дело так серьезно. Как и мы сегодня не сознаем той ответственности, которую Бог возложил на нас. Адам не хотел думать об этом, и мысли не хотел он допускать, что Бог возложил на него такую ответственность.

Мы перелистываем страницы Священного Писания и перед нами следующий в хронологическом порядке персонаж Библии, первенец Адама - Каин. Надежда Адама и Евы. Логично было бы представить, что он осознал ошибку своих родителей, понял, какую ответственность Господь возложил на человека, и попытается не открещиваться от нее. Но что же происходит? Какие слова Каина доносит до нас Библия? Самые первые его слова, записанные в Св. Писании - Быт. 4:9 "Разве я сторож брату моему?". Каин гениально сформулировал то, к чему шло человечество от него и до наших дней. "Разве я сторож брату моему?" И один Господь Бог знал, что когда Каин произносил эти слова, он был убийцей брата своего. И один Бог знает, что когда мы думаем так о ком-то, кем мы в действительности являемся или можем стать.

Но перевернем еще страницу, и перед нами окажется другой патриарх - Ной. Где только Господь нашел  такого человека? Господь возложил на него одного ответственность за будущее всей земли. Что было бы, если бы Ной не выполнил поручение Бога? Страшно себе представить. А люди, наверное, смеялись над Ноем -" Смотрите, выискался спасатель на водах пустыни". Вы, наверное, помните знакомый афоризм, выведенный Ильфом и Петровым: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"? Господь, зная заранее, что никто не послушает Ноя, мог бы не мучить старика. Велел бы ему сделать небольшую удобную яхту, достаточную, чтобы вместить членов его семьи. О зверях, в конце концов, Господь и Сам мог бы позаботиться или создать новых. В конце концов, без чуда тут все равно не обошлось. Но нет, понадобился этот плавучий зверинец, и все потому, что человек несет великую ответственность за все и вся. Ной знал, что все, кто останутся за пределами ковчега - погибнут. Не пустил бы он в ковчег слона - занимает, мол, слишком много места - не видеть бы нам никогда слонов.

А далее перед нами целая плеяда патриархов - Авраам, Исаак, Иаков, которым было завещано потомства, как песка морского. Был завещан великий народ, царству, которого не будет конца. И, наверное, им было о чем подумать, когда у них не рождались дети, и данные им обетования, казалось, висели на волоске. У них было время задуматься о той великой ответственности, которую возложил на них Бог, и они в полной мере испытали тяготы и мучения этой ответственности.

И так можно рассматривать одного за другим всех героев Священного Писания.
Вспомните хотя бы о тех эпизодах Священной истории, кажущихся без должного понимания ответственности жутко жестокими - когда за вину одного человека наказание падало на весь род, за вину царя - на весь народ.

Подумайте об ангелах небесных, которые не являются безучастными наблюдателями земной драмы, но которые приставлены к нам, людям и несут ответственность за нас. Вся непавшая вселенная дышит чувством ответственности. А есть ли это чувство в нас? Чувствуем ли мы свою ответственность за братьев наших, за грешников, за весь мир? Или ограничиваемся в лучшем случае чувством ответственности за себя самого, занимаясь личным спасением? Если мы не испытываем чувства ответственности хотя бы за нескольких самых близких нам людей, мы никогда не станем светом миру. Мы и вправду поставим свой светильник под сосуд. А вы когда-нибудь пробовали ставить свечку под сосуд? Если "да", то наверняка знаете, что недолго она там будет светить. Вначале погорит немного, излучая в ограниченный банкой мирок свой свет, свое тепло, но очень быстро погаснет, т. к. ей просто напросто не будет хватать кислорода. Почему свет наш бывает тускл и бледен? Почему Церковь обмирщается? Потому что люди перестают чувствовать ответственность перед Богом за других людей. В чем недостаток Лаодикийской церкви? Равнодушие, отсутствие чувства ответственности.

Ответственность – это дар Божий. Вспомните хотя бы пророка Иону, к которому с призывом обратился Сам Бог. Сам Бог послал его проповедовать, Сам Бог дал ему конкретное задание. Но вы не сыщите Иону и близко от того места, куда посылает его Господь. Разве что силой Господу удалось заставить Иону проповедовать. Но Господь не желает заставлять нас служить Ему. И потому Он преподает Ионе урок жалости, урок сострадания, заставляя его плакать над увядшим растением. И пока Иона еще находился во власти этих чувств, когда его сердце вдруг приоткрылось для любви и сострадания, Господь обращается к нему и говорит о Своем сострадании к грешным людям и о том, что от него, Ионы, напрямую зависит их участь. Или взять Самсона. Вот человек, призванный, без всяких сомнений, Самим Господом. Да, он стоял горой за свой народ, за свою религию, особенно когда дело доходило до кулаков. Но в повседневной своей жизни он не чувствовал той ответственности, какую возложил на него Бог – ответственности за весь народ. Еще задолго до того, как он был физически ослеплен, он уже был духовным слепцом, и не чувствовал таинственной взаимосвязи, которая существует между личным поведением человека и судьбой его народа, или если хотите, судьбой его церкви. А такая взаимосвязь есть. Это тот крест, о котором говорил Христос, и который должен нести всякий верующий в Него. Ответственность за себя - это еще не крест. А вот быть ответственным за других людей - это тяжелый крест.

Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что человеку гораздо легче бывает согрешить, когда он проникается мыслью, что его поступки - это его личное дело, которое ни в какой степени не может причинить вред другим, в том числе и родственникам, и друзьям, и церкви. Но перед нами опыт Адама, Ноя, Авраама, Соломона. Мы видели, что Бог наделил человека величайшей ответственностью за судьбы ближних своих и за судьбы мира. И потому грех никогда не может явиться личным делом одного человека.
Постигая ту ответственность, которую налагает Господь на каждого смертного, мы начинаем таинственным образом меняться. Бог совершает с нами настоящее таинство. Он дает нам неведомую нами прежде силу. Нас уже не надо подталкивать на добрые дела. Правая рука у человека, исполненного чувством ответственности, не будет знать, что делает левая, творящая милостыню. Этот человек освящает мир вокруг себя. Что бы он не сделал - в этом будет свет миру.

Я всегда пытался осмыслить логически и сердцем понять сущность служения Христа в Небесном Святилище. Прочитал немало книг и статей по этому вопросу. Но вот не так давно я, тою частичкой души, которая соприкасается с Богом, с миром горним, вдруг понял нечто важное, чего до сих пор не осознавал. Я понял, что это служение необходимо не только нам, но и Ему Самому. Он не может просто находиться во славе, когда "вся тварь совокупно страдает и мучится". Лично мне тяжело будет выдавливать из себя смех, когда я знаю, что ближний мой, родной мне человек находится в настоящий момент в большой опасности. Я буду молиться за него, я превращу свою комнату в святилище, по которому буду ходить взад и вперед, из которого буду посылать молитвы к престолу Божию. И когда я понял это, тогда мне открылось, что налагая на нас ответственность за ближних наших, Христос хотел, чтобы мы увидели в этом Его характер, и чтобы и в этом уподоблялись Ему.

Взгляните на то, чем заняты сейчас все Три Личности Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Христос служит для нас в Небесном Святилище. Дух Святой "ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными". Бог Отец является Тем, к Кому все эти воздыхания и ходатайства возносятся.

Христос дает нам удивительную возможность уподобиться Ему. Он спасает нас, но далее Он говорит "идите и вы, спасайте обреченных на смерть" и "что вы свяжете на земле, то будет связано и на небесах". Никаких конкретных советов Он не дает: куда идти и что делать. Научитесь жить, сознавая ответственность, и Господь вам подскажет, что нужно делать. Нам, слабым человекам, порою хотелось бы жить, отвечая только лишь за себя. Такая жизнь, думается нам, принесла бы с собой свободу, независимость, легкость. Нам так думается. Но ничего подобного. Господь никогда не наделяет нас одним бременем, не снимая в то же самое время другое, тяжелейшее, греховное бремя. Налагая на нас чувство ответственности, Он одновременно освобождает нас от другого бремени - бремени угрызений совести. Угрызений совести за свои дела и поступки, за свои мысли и желания, за свое бездействие и растраченные даром силы, за тех людей, которым мы не стали примером, но стали соблазном.

Бремя ответственности за людей убило Христа, бремя угрызений совести убило Иуду. Но Христос воскрес, и благодаря Его смерти и воскресению миллионы людей, принявших Его заботу, Его непрестанное ходатайство воскреснут к жизни. А вместе с ними их родственники, друзья, знакомые, соседи, попутчики - те, за кого при жизни они чувствовали свою глубокую ответственность.

Итак, если в нашей жизни отныне мы будем нести еще одно бремя, бремя ответственности за всех и вся, то будем помнить, что это Христово бремя. И Сам Спаситель засвидетельствовал нам о нем: "Возьмите иго мое, ибо оно благо, и бремя Мое, ибо оно не тяжко".