11. Инцидент и беседы с Сократом

Александр Дворников
И  Н  Ц  И  Д  Е  Н  Т      

Вчера на дне рождения у Эдгара, ойлера, славно погуляли наши матросы. Были туда приглашены Рамзи, Чарли и Мехмет. Ночью разгулялся Вергелито Фавилларан, любитель прогулок с ножиком. Еле загнали его в каюту, так ночью все же вырвался на волю.

Только что читал свежеиспеченный рапорт Рамзи, где все дотошно передано. Кто присутствовал на дружейской попойке, сколько выпито (три бутылки виски), кто свидетели и т. д.

С утра разбор полетов. Готовится рапорт о списании Вергелито. Он, кстати, классный работник, матёрый матрос, да и человек неплохой.

А вот как выглядит рапорт, написанный чифом еще в Джибути:

т/х  «Беби»                порт Джибути
Валетта, Мальта                октябрь 27, 1991
                10. 00

В Эвинос Шиппинг К;.
Пирей, Греция

                Р  А  П  О  Р  Т

                (Судовой инцидент)

Настоящим информирую Вас, что 27 октября, в 7. 00, я, старший помощник, услышал шум, крики на главной палубе. Прибыв в каюту 113, увидел в умат пьяного (фул дринк) матроса Вергелито Фавилларана со слегка пьяным Середжио Д., матроса, за столом, уставленном бутылками. Я приказал Вергелито Ф. прекратить пьянку и идти спать. После моего ухода он продолжал пить и кричать в каюте.

В 8. 00 он вышел на палубу на работу — укладывать грузовые стрелы перед выходом в рейс. Так как он не был способен работать, я приказал ему идти отдыхать, но было бесполезно. Он начал драться, выхватил нож из кармана и пытался ударить им меня, боцмана, двух филиппинских матросов. Свидетелями случившегося была вся палубная команда и некоторые стивидоры. Я вызвал капитана.

С большими усилиями удалось водворить В. Ф. в его каюту.

Поведение — неуместное.
Дисциплина равна нулю по действием алкоголя, а также он опасен по этой же причине. Просим вашего подтверждения о списании В. Ф. в ближайшем порту. И отправке его домой за собственный счет и сообщении его агенту на Филиппинах.

Мастер                Старший офицер

Теперь старший офицер новый рапорт пишет.               
 
               
Б Е С Е Д Ы   С   С О К Р А Т О М

Каждый день в обед я отношу на мостик рапортичку о расходе топлива, масла, воды, оборотах главного двигателя, а там получаю сведения о скорости судна, ветре, волне и из этих общих сведений потом подсчитывается наши скоростные возможности, состояние корпуса и т. д. Сегодня поднялся на мостик кэп, читал Сократа. Поболтали о философии, о «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского в театре, о том, как я поступал на философию и что из этого вышло.
— Почему отравился Сократ, как думаешь, — спросил кэп.
— Разные версии существуют, — уклончиво ответил я.
— Причина одна — философия, — уверенно заключил кэп.

Внизу, в кают-компании, чиф втолковывал Бывалому принципы колхозной системы и почему нам приходтся зерно закупать  Штатах.
— Проедите все, — был Бывалого ответ.

А за обедом Чарли задал нам вопрос:
— Как русские относятся к слову «товарищ»?
— По разному. Мне оно нравится, —  ответствовал я. Капитан меня поддержал.
— Слово не виновато, если им в политике злоупотребляли. Есть его главный, внутренний смысл и это главное, а не политическая конънктура, — дальше развивал я свою позицию.
Это надо было видеть, как выворачивало Чарли от наших обьяснений. Мимика его неподражаема. Но молчал.

Прибежал Бывалый с вестью. Сгорел электромотор турбинки, отбивающей ржавчину.
— Ни минуты простоя: вперед, вперед, вперед. Придет ваш боцман, я ему объясню, что такое капиталистическая система — ни минуты простоя, — заявил кэп. Ну, думаю, началось...

После обеда я занялся заявкой на запчасти. Старпом стучит свой рапорт за переборкой. У капитана адмиральский час, послеобеденный сон.

Полным ходом идет покраска палубы и надстройки, «Беби» молодеет на глазах.

Появились дельфины. А перед этим — плывуны зловещей нефти, сбросы приякоренных судов. Особенно один китаец старается. Видно по утрам, как от его кормы отплывают длинные писяги масляной плёнки. Вдали в бинокль виднеются черные предметы. Воображение дорисовывает — дохлые дельфины. И, может быть, это так и есть.

Проводил солнце на покой. Завтра снова взойдет. Не это ли нас поддерживает и утешает — не помрем, возродимся.