Растрига - цикл - Из жизни

Владимир Огневец
                РАСТРИГА

   Во  время  полудикого  рынка  я  ехал  на  своей  оранжевой  «Ниве»  обратным  рейсом  из  Литамака  в  Евский.   Машина  была  заполнена  под  завязку  товаром,  который  я  продавал  на  базаре,  будучи  мелким  коммерсантом.   Но  переднее   пассажирское  сидение  было  свободно.  Это  на  тот  случай,  если  появится  попутчик,  который  оплатит  за  свой  проезд.   И  попутчик  у  меня  появился,  но  совсем  не  тот,   на  которого  я  рассчитывал.

   На  перекрёстке  главной  дороги  с  тупиковым  проездом  на   свалку  бытовых  отходов  стоял  знакомый  мне  человек   с  вытянутой  рукой.  Он  голосовал,  то  поднимая,  то  опуская  руку,  и  переминался   так,   что  было  понятно – он  задрог  в  этот  промозглый  день  поздней  осени.   Рядом    с    ним    находились    несколько  полиэтиленовых  пакетов,   набитых  до  отказа.  Я  бы  проехал  мимо  попутчика  с  его  грузом,  поскольку  разместить   пакеты   было   негде,   но   сжалился   потому,    что   худой   и   высокий,  неприкаянный  мужичишка  был  никем  иным,  как  недавним  попом  сельского  прихода  нашего  районного   центра. И  он  не  особенно  рассчитывал  на  то,  что  я  остановлюсь.  Поэтому,  когда  я  притормозил  и  открыл  перед  ним  дверь,  он  засуетился  и,  молча,  стал  укладывать  пакеты  на  пол,  где  должны  были  располагаться  его  ноги.  Тут  я  увидел  торчащие  из  пакетов  бутылки –   грязные,  как  сами  пакеты,  вонючие  и   пустые,  из  которых  сочилась  такая  же  грязная  и  вонючая  жидкость.  Пассажир  неловко  влез  в  машину,  содрал  с  сиденья  утепляющий  коврик  и,  запутав  ремень  безопасности,    стал так  же  неловко  поправлять  всё  это.  Наконец,   скрючив  ноги  под  панель  приборов,  устроился более  или  менее  в  удобной  позе.  Я  начал  движение,  не  говоря  ни  слова  и  стараясь   перехватывать  воздух  на  вдохе  из  струи,  влетающей  через  щель  приоткрытой  форточки.   Так  мы   ехали  до  центральной  улицы  посёлка,  пока  я  его  не  спросил,  где  мне  лучше  проехать,  что  бы  высадить  его  ближе  к  месту  назначения.       

    -  А  как  вам  удобно, - проговорил  он  так,  будто  чувствовал  какую-то  провинность.

    -  Могу  проехать  мимо  церкви  и  остановиться  поблизости, - ответил  я,  и  увидел,  как  он  нервно  засуетился.

    -  Нет,  нет,  вот,  здесь   лучше  будет.  Я  пешочком.

    Я  остановился  и  стал  ждать  его  выгрузки.   Он  неаккуратно  и  торопясь  вытащил  из  машины  свои  бутылки,  поблагодарил  скупо  и  рассеянно,  произнеся  что-то  невнятное,  и  остался  на  обочине.   Я  поехал  дальше,  думая  о  том,  насколько  этот  русский  мужик,  христианин  и, надо  полагать,  истинно  верующий,  не  приспособлен  к  жизни.  Он всё  время  делал   что-то не  так  и  не  то.   И  когда  был  на  службе  в  Свято  Никольском  храме,  и  теперь,  когда  пытался  прокормить  себя  и  свою  большую  семью  из  пятерых  детей,  подбирая  выброшенные    бутылки  на  свалке.

     О  нём  я  услышал  смешную  историю  после  похорон  соседа – дяди  Толи.  Мне  эту  историю  рассказала  моя  супруга,  а  ей  поведала  о  том  соседка,  ставшая  вдовой. 

     После  отпевания  новопреставленного,  раба  Божьего - Анатолия  в  его  доме  и  похорон,  примерно  через  неделю,  поп  явился  к  тёте  Гале  для  подкрепления  своего  сочувствия.  И  всё  это  выглядело  бы  достаточно  прилично,  хотя  и  неожиданно,  если  бы  посетитель  в  рясе  не  предложил  увядающей  вдове  своего  утешения  в  её  же  супружеской  пастели.  Он,  видимо,  не  уловил,  что  тётя  Галя  была  из  тех  женщин,  которые  не  способны  раздеться  донага  даже  перед  собственным  мужем.  И  именно  она  с  гордостью  рассказывала  соседкам,  как  будучи  молодой  работницей,  получила  бесплатную  поощрительную  путёвку  от  профсоюза  ЖД  транспорта,  и  одна,  без  мужа,  поехала  отдыхать  на  ЮГ.  И  не  смотря  на  то,  что  муж – алкоголик   был  как  мужчина  абсолютный  слабак,  она   «Там»  ни  с  кем  ни  разу  ему  не  изменила.  Хотя,  конечно  же,  могла  сделать  это  много  раз  с  разными  ухажерами.

     Разумеется,  тётя  Галя  выставила  попа  с  позором,  напомнив  ему  о  поповне,  о  пятерых  его  детях,  а  также  о  сане,  который  он  позорит  таким  поведением. 

    Как  потом  рассказывали  мне  другие,  поп  делал  такие  предложения  многим  вдовушкам.  И,  возможно,  это,  как  раз  послужило  тем  пределом,  из-за  которого  епархия   лишила  попа  сана,  и  выставила  его  со  службы  вон.

     Я  ещё  много  раз  видел  фигуру  этого  нелепого  попа,  мельтешащую  по  посёлку.  И  однажды,  уже  работая  в  Доме  детского  творчества  педагогом,  я  вышел  на  крыльцо,  где  стояли  мои  коллеги,  и  обратил  их  внимание  на  то,  как  человек  в черной, бесформенной шляпе и в  длинном  плаще,  похожем  на  рясу,  шёл  быстро  в  сторону  вокзала.  В  его  походке  была  какая-то  отчаянная  решительность  и  отрешенность  от  окружающего  мира.   Он  что-то  говорил  сам  себе,  жестикулировал  руками,  мотал  головой,  будто  спорил  с  невидимым  оппонентом.   Но  не  прошло  и  десяти  минут,  как  он  снова  шёл,  почти  бежал  мимо  нас  в  противоположную  сторону.  Вскоре  это  повторилось.

   -  Несчастный  человек, - произнёс  я,  пытаясь  обратить  на  него  внимание  своих  товарищей. -  Чем  он  живёт,  бедолага?   Пятеро  детей  по  лавкам,  а  он  без  работы!  И  ведь  никому  дела  нет  до  него!   Что  с  ним,   как  он?

   -  А  ты  как живёшь?   Есть  кому-нибудь  дело  до  тебя? – циркнув  через  зубы  слюну,  произнёс  наш  старый,  а  потому,  авторитетный  работник.

   -  Я  педагог,  инженер.   Наконец,  у  меня  несколько  рабочих  профессий.  А  он  поп,  его  учили  проповедовать  Божье  слово.  Он  больше  ничему  не  научен.

   -  А  детей  настрогал,  как  столяр  с  похмелья,  хе,  хе,  хе.

   -  Нет,  я  о  том,  что  служители  церкви  выбросили  своего  неугодного  им  члена  команды  с  корабля  в  пучину  штормового  моря,  так  сказать,  на  погибель.  Как  бы,  плыви,  если  можешь.  А  не  можешь,  тони,  чёрт с тобой.

    -  Пусть  ищет  работу  и  полный  вперёд.

    -  Не о  том я.  В  наше  время  он,  действительно,  никому  не  нужен.   Какой  с  него  работник!

    -  Это  его  проблемы.

    -  А  духовенство,  епархия,  приход,  верующие,  которые  недавно  целовали  ему  руку,  где  они?!

    -  Ты  что  заморочился?  Оно  тебе  надо?  Пошли,  перекур  закончился.

    Прошло  несколько  дней,  и  я  услышал  новость,  облетевшую  посёлок:
    "Бывший поп повесился".
               
               
                29. 12. 2011 г.