Лист 4. зияющие высоты диссиденства

Юрий Стеклов 2
До сентября читал я потихоньку «Зияющие Высоты», и не скажу, что без всякого удовольствия. Конечно, книга была сатирическая, злая, вобщем- пасквиль на наше общество. Человек писал умный, профессор логики. С мировым именем. Конечно, знай, я заранее, какая трансформация произойдёт со стариком незадолго до смерти- ни в жисть не стал бы рисковать. Собственно говоря, догадаться об этом никак нельзя было. Будучи изгнанным из России в 1976г и поселившись в Германии, он вернулся только в1999, изменив свои взгляды на прямо противоположные. Кажется, даже вступил (снова!) в компартию. Ну, это уж его дело; мало ли, какие бзики найдут на человека, тем более на старости лет! Впрочем, мне к тому времени, уже всё это почти до лампочки было. Всё это было далеко, и я 10 лет уже был в другой стране. Разве что обидно немного. Как будто предали тебя. А уж предательства я ещё раньше попробовал на своей шкуре предостаточно. Надобно сказать, что штука эта пренеприятнейшая, хотя позже, с годами, понимаешь, что урок был дан не зря. У меня, во всяком случае, именно так и было. Но об этом- позже. А тогда, конечно, куда как было проще догадаться, подождать ещё пару лет. Но— «Нетерпение сердца». Да, именно так назывался тот роман Цвейга! А я что написал? Ладно, не буду исправлять: значит, то название правильнее тогда было. А это как раз теперь подходило. …Впрочем, я не опоздал, благодарение Провидению.
                ***
Тем временем, к октябрю, я закончил «Зияющие Высоты» и отдал Жеке. За это время отпраздновали свадьбу его сестры. Так как жених заканчивал режиссёрский факультет, то свадьба прошла на высшем уровне. Толя всё продумал сам и провёл профессионально. Всё действо провели в ресторане. Жеки, увы!, не было. Он ещё отходил от бурного лета и спал дома. А я сидел между гостями совершенно трезвый и пил лимонад. Но скучно не было… Впрочем, я не об этом.
К октябрю Жека пришёл в себя и к облегчению своих родителей собрался в Москву. Перед отъездом мы встретились, бродили по родным улицам и обсуждали наши дела. Конкретные подробности я сейчас не помню. Суть была в том, что в некоем учреждении разобрали нашу книжку, разложили на листы и ксерокопировали. Жека забирал очередной экземпляр, платил деньги и складывал книги у себя. Решили сделать пока10 экземпляров. Потом он звонил мне на работу, и мы, по случаю, должны были встретить Кешу, возвращавшегося из командировки. Сначала, конечно, не было всё так подробно рассчитано, но, с течением времени, постепенно вырисовывалось всё яснее. В общем, пока суд да дело, был уже глубокий декабрь. Зима стояла ясная, снежная. К этому времени я уже определился с клиентами, и теперь ждали, когда Кеша поедет в Москву. Главное было сейчас в том, чтобы он не перебрал в дороге, дабы ничего не случилось из ряда вон. Позже Жека рассказал мне анекдотический случай. Когда из важного Учреждения перегружали нашу печатную продукцию, прямо в центре Столицы (вы не поверите, но это Учреждение было ничем иным, как главной типографией МВД!!!), часть пакетов порвалась, и часть книг даже вывалилась на снег мостовой. Но всё удалось быстро убрать , и никто ничего не заметил. Мы уже были далеко не мальчики, понимали всю опасность, но практически не боялись, сосредоточившись на деле.

                ***
В тот вечер поезд приходил на Московский Вокзал поздно. Чуть ли не в 12м часу ночи. Мы уже знали перрон и вагон, но вот найти Кешку в сидячем, полутёмном, наполненном шерстяно-меховом, зимнем вагоне было делом нелёгким. Тем более, вытащить его оттуда. Он походил чем-то на медвежонка, какой-то шарообразной формы. Щуплое его тело и огромный рюкзак шатались во все стороны. Хорошо, что я был не один: Николай с Татьяной, которых я давно знал, были крупными, сильными людьми. Он был патологоанатом, она- медсестра… Кеша что-то бормотал, но Николай ухватил его за лямки рюкзака, а мы поддерживали его за руки. Так нам удалось противостоять двойному потоку людей и вытащить Кешу на свежий воздух. Здесь он постепенно протрезвел. Толпа приехавших устремилась по главному пути, а мы спустились с платформы, направо. Пошёл снег, стало темнее, хотя освещения было достаточно. Николай профессионально разрезал  упаковку, и наш груз стал на 2 тяжёлых книги легче. Деньги они отдали сразу. Я не помню, брал ли Кеша книгу, но в любом случае мы разделили груз, т.к. ехать нам было по дороге. Пришлось взять такси. Вот так мы и приехали. Лида уже знала обо всём, и отнеслась стоически. В трудных случаях от неё можно было ожидать поддержи. Дочке я сказал, чтоб ничего не говорила, а то «папу посадят в тюрьму…» Ох, если б я знал, на ЧТО мы затратили столько сил!!!
                ***      
Потом пошли какие-то обрывки воспоминаний. Встречи в метро, поездки на квартиры, вечерние прогулки. И всё для того, чтобы отнести очередную книгу. Какая-то полушпионская игра; причем, она могла неважно закончиться. Но моя Судьба ждала Михаила Сергеевича,… Большинство этих людей знали меня и раньше, а те, кого я не знал, были рекомендованы мне людьми доверенными. Да, в общем-то, и оставалось всего 7 книг и они уже знали своё направление. Так что, до конца года я всё роздал-распродал, а деньги отправил переводом Жеке. Я испытывал «чувство законной гордости и глубокого удовлетворения», как любили тогда подшучивать над «самыми распространёнными чувствами советских людей». Однако, у меня всё это было серьёзно. Начался 1984й, високосный. Но для меня он не был тяжёлым. Скорее наоборот