Лист 2. империя зла

Юрий Стеклов 2
Генеральный Секретарь развил симуляцию бурной деятельности, вполне достойной своей прежней должности. Вместо того, чтобы как-то начать реформировать систему, он приказал укреплять трудовую дисциплину, причём методами начальника местного управления милиции. С утра и до обеда милиционеры (а то им больше нечего было делать!) ходили по кинотеатрам, баням, ресторанам, магазинам и проч. И отлавливали тех, кто вместо нахождения на рабочем месте проводил время в вышеуказанных заведениях. Конечно, он боролся и с крупной коррупцией, о чём мы скоро узнали. Всё же, не только в этом надо отдать ему должное. Андропов, обладавший обо всём большей информацией, чем кто-либо другой, при всём желании кардинальных реформ не был в состоянии их обеспечить. Хотя бы потому, что был уже тогда тяжело болен. Кроме того, он был слишком зашорен советскими взглядами. И, наконец, хотя это было самое важное,- было уже слишком поздно исторически. Я тогда обо всём этом не думал; просто он мне активно не нравился. Да и как мне мог нравиться бывший Председатель КГБ? Ещё до того, как достиг он высшей власти, глядя на его портрет, я видел сквозь стёкла очков глаза оберштурмбанфюрера СС. Что с того, что он был ,якобы, более интеллигентным среди других членов Политбюро, интересовался литературой и писал стихи? Комендант то ли Освенцима, то ли Бухенвальда тоже был утончённым аристократом. Он с наслаждением слушал мелодии Баха и Моцарта, которые заглушали крики и выстрелы за окном. Я же тогда видел лишь результаты мелкой  деятельности «на местности»,и, к счастью, они меня не коснулись. Из больницы, ведь, не пойдёшь в город: просто некогда. А когда я перешёл в поликлинику, около дома, то мне просто везло: работая в вечернюю смену, я ходил утром за пивом к ларьку или за сухим вином и продуктами в магазин и не попадался. Что я хорошо запомнил из этой эпохи- это новая водка, кажется за 3р62коп. Её сразу прозвали Андроповкой.

                ***
Но я запомнил не только это. Всё-таки, газеты я читал, с людьми общался. И радио пытался слушать. Иностранное, конечно. Глушилки на какое-то время ослабли, но уже с 1981г, с польских событий, завыли с удвоенной  силой. При Андропове они выли и верещали уже с утроенной силой. Мой отец, радиоэлектроник, говорил, что это обходится в огромные деньги. Зажали всё. За границу перестали выпускать даже тех, которые до того ездили уже без всяких проблем. Однажды, весной 83года я зашёл в наш районный ОВИР. Он был пуст. Только на стенах висели разные правила и вырезки из газет об ужасах израильской военщины и о бедствиях эмигрантов из СССР. Я был после ночного дежурства, небрит и слегка пьяненький- моя любимая рюмочная была мне по пути. В комнате, куда я открыл дверь, сидели несколько девиц и, кажется, пили чай. Они спросили, что мне нужно. Я ответил, что хочу уехать в Израиль. –У нас обеденный перерыв, приходите через час- отвечали мне. Ну, я не имел тогда серьёзного намерения, да и не хотел оставлять жену с маленькой дочерью. К тому же, побаивался маленько… Впрочем, это другая повесть. А вот в газетах и по нашему радио и ТВ развернулась бешеная антизападная, и, прежде всего, антиамериканская пропаганда. Высадка американского десанта на Гренаде… Вот вой поднялся! А что ж вы будете делать, господа, если на островке, у вас под боком, строится взлётно-посадочная полоса для советских, стратегических бомбардировщиков?  И, наконец, 1 сентября 1983(как раз я дежурил в эту ночь) сбили корейский пассажирский лайнер….Погибло то ли 369,то ли 269 человек. Совсем ох**ли, господа генералы. Как огромное чудовище в агонии, Советская Империя царапала когтистыми лапами по всем направлениям. Примерно в эти же годы Президент США Рональд Рейган объявил СССР «Империей Зла». Война же в Афганистане была в разгаре, и груз-200 постоянно возвращал на родину бойцов в цинковых гробах.

                ***
Ладно, пора и сузиться до нашей скромной судьбы. Кое-какой фон всё же приходится обрисовать, иначе не всё будет потом понятно. Особенно тем из терпеливых читателей, кои в те времена обитали ещё в счастливом неведении детства или ранней юности, а то и вовсе даже в проекте не существовали. Знаю, знаю, что многих из вас Судьба потом вовсе не баловала. Да и дальше-то, вам и детям вашим вряд ли светит счастливое будущее. Хотя я-то лично его вам искренне желаю… Впрочем, нашим родителям, бабушкам и дедушкам гора-а-а-здо хуже пришлось. А и они радовались молодости, веселились, как могли. Те, конечно, которых не убили и не искалечили на Войне или в лагерях. Немало и таких было, что везде по полной программе прошли. Я подозреваю, что нашему поколению, в общем, повезло всё же больше всех. Ну-с, как сказал поэт: «Времена не выбирают, в них живут и умирают» …. И, наконец, чтобы уже не отвлекаться от основного пучка событий, скажу, что до этого самого сентября ваш покорный слуга побывал два раза в больницах- прямо из одной в другую. Последняя была больше похожа на тюрьму (да она и была раньше тюрьмой). Там меня подшили и, благодаря этому, целых 15 месяцев я не пил. Как я потом узнал –зашили всего 2таблетки Эспераля вместо 10, учитывая мою неустойчивость; но и на этой дозе попытка попробовать хоть немного вина кончалась очень неважным самочувствием). Это был самый длительный период воздержания в моей жизни, и никогда больше я не подшивался принимал тетурам внутрь.