Толерантность, ксенофобия и экстремизм

Гадаев Алексей Вениаминович
 Толерантность - от лат tolerantia - терпимость к чужим мнениям и верованиям.  Что такое терпимость.
В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова записано:
 Терпеть - 1. Безропотно переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное). 2. Мириться с наличием, существованием кого-то, чего-то, что-нибудь. 3. Испытывать что-нибудь (неприятное, тяжелое). Терпеть поражение. Терпеть крушение. 4. Быть таким, что можно отложить, подождать. Время терпит. Дело не терпит.
В первую очередь школа, через которую проходят практически все дети соответствующего возраста,то есть возраста активного формирования знаний и навыков познания, действенного сознания, социального опыта, значимых ценностных ориентиров. Важное значение имеет объективно заданное пространство совместного пребывания и взаимодействия ребят из разных этносов, у условиях которых не исключена и возможная сфера возникновения и проявления межнациональной неприязни и конфликтов. Столь же объективны и возможности их профилактики и преодоления, заложенные в приобщении школьников из разных этносов к общему знанию и познанию. В его функции оказывается привлечение практического (по этносам, нациям. народам и др.) материала на уроках. Факты и явления национально-этнической, религиозной культуры и т.д. могут применяться и во внеурочной работе, дополнительном образовании (краеведение, школьные музеи, кружки, общества, экспедиции, приглашение представителей разных этносов, художественная и техническая самодеятельность), в организации самоуправления и прочее. Эти знания позволяют учащимся проявлять национальную идентичность и руководствоваться в региональных межнациональных отношениях в регионе, в ближайшем окружении. Толерантное сознание формируется там, где учителя целенаправленно работают с семьями учащихся, в социуме в целом и его секторах. Дети и молодежь приносят ксенофобию и экстремизм из социально-этнического пространства, менее доступного влиянию школы (Б.З.Вульфов).
КСЕНОФОБИЯ (от греч. хenos – чужой, посторонний, и phobos – страх) – негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы – представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п., так и вообще все «чужие» («обобщенный Чужой»), по выражению известного российского социолога Ю.Левады). В современной социологии и социальной психологии эти явления описываются в более четких аналитических терминах (межгрупповой конфликт, этноцентризм, этнические стереотипы и предубеждения, социальная нетерпимость и т.д), однако они имеют ряд общих черт.

Подобно другим социально-психологическим явлениям, ксенофобия коренится как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Люди всегда склонны воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной группы, выступающей в качестве эталона или оптимума: «Мы» (свои) лучше, чем «Они» (чужие).

В древнейших обществах подозрительно-враждебное отношение к чужакам было необходимым условием формирования и поддержания единства и идентичности собственной родоплеменной группы. По мере расширения, усложнения и интенсификации межгруппового общения, образы

«Других» дифференцируются, окрашиваясь разными эмоциями, в зависимости от характера конкретных межгрупповых отношений. Непохожесть может вызывать не только отрицательные чувства, но и интерес, потребность во взаимодействии и обмене. Группа-конкурент вызывает к себе враждебность и зависть. Отношение к людям, с которыми мы сотрудничаем, может быть окрашено положительными чувствами, а к тем, на кого мы смотрим со стороны, – чувством любопытства. Понятия «Другой», «Чужой», «Посторонний» предполагают разное социальное расстояние и имеют неодинаковую эмоциональную окрашенность.

Несмотря на интернационализацию и глобализацию жизни и культуры, а отчасти благодаря этим процессам, ксенофобия в современном мире очень сильна. Она проявляется в многочисленных конфессиональных, расовых и этнокультурных конфликтах и актах насилия.

Носителями и проводниками ксенофобии являются прежде всего те слои и группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности и боятся подчинения и поглощения более мощными силами. В развивающихся странах главным объектом вражды и одновременно зависти является «Запад», «вестернизации» противопоставляется идеология возвращения к собственному идеализированному патриархальному, зачастую воображаемому, прошлому. Западные же традиционалисты видят угрозу в интернационализации мира и наплыве иммигрантов из Азии и Африки.

Борьба развертывается как на мировом уровне, так и в рамках каждой отдельно взятой страны. Ксенофобия выступает, с одной стороны, как проявление трайбализма, желания любой ценой сохранить свои «исконные» свойства, а с другой – как специфическая идеология, с помощью которой господствующие классы мобилизуют на борьбу с «чужаками» социально уязвимые слои населения. Образ символического врага при этом демонизируется и наделяется всевозможными пороками. Ксенофобия, будь то расизм или антисемитизм, – имманентная черта любой разновидности фашизма и национального экстремизма. Этнические фобии дополняются сексуальными (гомофобия) и культурными (неприязнь к любым нетрадиционным формам поведения, искусства и т.д.). Какой именно символ выдвигается на авансцену – часто дело политического расчета(Энциклопедия кругосвет).

Экстремизм (от фр. extremisme — крайний) — приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. Факторы, порождающие Э.: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформации политических институтов и структур, тоталитарный характер режимов подавления властями оппозиции, преследование инакомыслия, политические амбиции лидеров социальных и политических групп и т. п. Э. выступает против сложившихся общественных структур и институтов. Для достижения своих целей экстремистские организации и движения используют зажигательные лозунги и призывы, демагогию, провоцируют беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Их лидеры отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. В идеологическом плане Э. отрицает всякое инакомыслие, пытаясь жестко утвердить свою систему политических, идеологических и религиозных взглядов, требует от своих сторонников слепого повиновения, исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. При этом экстремисты опираются не на знания и разум, а на чувства и предрассудки людей, на примитивное сознание и инстинкты толпы. Для них характерно стремление к охлократии (власти толпы). Основные формы проявления Э.: политический, религиозный, националистический, экологический.

 Какие существуют компоненты  толерантности?
В книге "Психология общения" под редакцией А.А.Бодалева, можно прочитать следующее:"Субъектом этнической толерантности могут выступать: человек, готовый к восприятию всего многообразия мира; этническая групп, у который есть опыт отношений и деятельности, основанных на толерантности, внутри этноса и за её пределами. Толерантность как свойство представителя этнической общности включает такие компоненты, как:
1) установка на уважение и самоуважение;
2) склонность проявлять терпимость, снисходительность, такт по отношению к лицам противоположных взглядов, убеждений, культурных традиций;
3) способность волевым усилием отсрочить свою эмоциональную реакцию на раздражающие факторы и вывести её за пределы напряженной ситуации;
4) способность и готовность отказаться от действий, которые могут нанести ущерб людям, расстроить отношения с ними;
5) способность преодолеть противоречия в отношениях с людьми путем разумных действий, основанных на внутреннем убеждении в необходимости взаимных уступок (А.Г.Асмолов. Слово о толерантности. Век толерантности. 2001, №1).


Толерантность

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/tolerantnost
Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово Терпимость ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию.

Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.

Принципы толерантности можно выразить следующим образом: нельзя осуждать подлеца другой национальности и веры на том основании, что он принадлежит не к моему народу и исповедует другую веру. Однако, вне зависимости от этого, нельзя и не осуждать его за то, что он подлец.

12 форм толерантности
Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий и объединений.
Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей.
Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы.
Религиозая толерантность - признание религиозных особенностей различных конфессий.
Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола.
Возрастная толерантность - непредвзятость в отношении людей разных возрастов.
Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, людям с внешними недостатками.
Образовательная толерантность - терпимое отношение к высказыванием и поведению людей с низким образовательным уровнем со стороны более образованных слоев населения.
Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
Межклассовая толерантнось - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым.
Сексуально-ориентационная толерантность - терпимое отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргинальным представителям общства) - отношение к нищим, бомжам, заключенным и т.д.

Ксенофобия
http://www.psychologos.ru/articles/view/ksenofobiya
Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие иного как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Изредко может трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.
Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.
В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, усиливающийся в условиях взаимной информационной изоляции и не знания чужих обычаев. На этой почве легко возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», а иногда искусственно распространяются недостоверные слухи. Действительно, ксенофобия бывает выгодна тем, кто ее распространяет: образ врага объединяет, ненависть ослепляет и отвлекает от внутренних проблем..
Ксенофобия в наиболее яркой форме иррациональна, но может оправдываться некоторыми логическими доводами. Человек может объяснять свою неприязнь к группе Х тем, что она имеет плохие обычаи Y, а свое негативное отношение к обычаям Y — тем, что их придерживаются плохие люди Х. При этом ни людей Х, ни обычаев Y он может вообще не знать.
При личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге и страх перед неизвестным отступает. Это замечено и на примере антисемитизма, и на примере гомофобии.
Предпочитаемые объекты ненависти могут быть разными, некоторые не любят русских, евреев, другие — африканцев, азербайджанцев или американцев. По подсчетам социолога Льва Гудкова, в России вероятность пересечения разных ксенофобских установок составляет 75—80 %, таким образом среднестатистический ксенофоб может избирать в качестве объекта приложения своей ненависти и «чёрных», и евреев, и китайцев, и перуанцев, даже геев или представителей иной субкультуры, достаточно того, что перед ним — чужой (инакомыслящий).
Ксенофобия - заразна. Люди, испытывающие на себе действие ксенофобии, также могут испытывать ксенофобию как к другим представителям преследуемых меньшинств, так и к основной группе, то есть к большинству.
Важно: не путайте ксенофобию с ценностными предпочтениями. Если порядочные и воспитанные люди испытывают неприязнь к людям непорядочным и невоспитанным и делают свое общение избирательным, это не ксенофобия, а нормальный здоровый выбор, сопровождаемый нормальной для этого случая эмоциональной окраской.
Генетические детерминанты ксенофобии
Ряд этологов указывали на биологическую детерминированностьксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар. А различия во внешнем виде и характере поведения представителей различных рас (а зачастую — и субкультур) порой заметно сильнее, чем различия между разными видами (хотя всё человечество является представителем одного вида Homo sapiens).