Пушкин и 1812 год...

Всеволод Будак
   Осенью 1812 года, среди мальчиков, с завистью смотревших вслед уходящим русским полкам, был и Александр Пушкин. Как страдал он, узнав о пожаре Москвы, где был его дом.Юный лицеист посещал стоявших в Царском Селе офицеров гусарского полка. Ода "Воспомининия в Царском Селе" отразила впечатления пылкого сердца. Обращаясь, как требовала традиция, к истокам славы русского оружия, вспоминая, подобно Жуковскому, славных полководцев, Пушкин говорит о Наполеоне, прибегая к клише: "тиран... надменный галл". Да и картины войны /"пылает брань", "брызжет кровь на щит"/, старославянская лексика и поэтическая фольклорная метафора /битва - грозный пир/ традиционны. Но сила личного восприятия пробивает литературные каноны. Это и картины Москвы, обагрённой кровью" " Всё пламень истребил. Венцы затмились башен", и мысль о том, что для спасения родины на борьбу с захватчиками поднялся весь народ:
     Восстал и стар, и млад...
     Сердца их мщеньем зажжены...
     Их цель иль победить, иль пасть
                в пылу сраженья...
     За Рус ь, за святость алтаря.

   Отзвуки "Слова о полку Игореве" слышны в словах "мечам добычи ищут". Одно - единственное слово "сразились" потребовалось лирическому герою, чтобы передать ход многочасовой битвы. И такой же стремительный итог: "Русский - победитель!". Мощь лаконизма в существительных, передающих степень восторга и восхищения победой. В свою очередь Лев Толстой посвятил описанию Бородинской битвы 21/!/ главу третьего тома эпопеи. Это кульминация всех сюжетных линий произведения. А вот самая главная мысль о снисхождении  к поверженному врагу сближает авторов.

    Росс с улыбкой примиренья
    Грядёт с оливою златой...
    ...несёт врагу не гибель,
                но спасенье
    И благотворный мир земле.

   Впоследствии Пушкин не раз вернётся к событиям 1812 года: "Бородинская годовщина", "Клеветникам России", "Полководец", "Наполеон", в 7 и 10 главах романа "Евгений Онегин", повести "Метель", перейдя от национально-исторического аспекта к социальному, связанному с осознаньем роли народа в истории. В романе "Рославлев" /1831/ дана критическая оценка поведения дворянского общества во время войны 1812 года.