Жемчужина

Олег Жиганков
Стенография проповеди, сказанной в студенческой церкви Заокского Адвентистского университета (2002 год)
 
Евангелие от Матфея  13:1-9:
«Вышед же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, упало и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Когда ученики выслушали эту притчу, они спросили: «А что она значит?» Иисус Христос объяснил им ее значение. Он сказал: «Вы же, выслушайте значение причти о сеятеле. Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и посещает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и не постоянен: когда настанет скорбь или гонение ха слово, тотчас соблазнится. А посеянное в терние означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так, что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

Вот то, что случится с каждым из нас, вот то, что уже сейчас случается в нас, потому что вступила в действие эта притча. Потому что уже посеяно было что-то в нас, потому что уже посеяно Слово Божие в вас, потому уже посеяно семя Царствия   Божия, которое Господь хочет всем дать. С каждым должно произойти что-то. У одного просто ничего не взойдет, у другого взойдет, да потом постесняется человек и потеряется все это. У другого взойдет, да будет забот полон рот, дел много. А кто-то даст результат благословенный: у кого-то в тридцать, у кого-то в сто крат. Вот то, что произойдет с людьми, слышащими Слово Божие.

И вот теперь еще одна маленькая притча, которую я хотел бы объяснить: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее».

Этим летом я познакомился с ловцами жемчуга, ныряльщиками, которые занимаются тем, что с ночи выплывают в море, в залив. К утру, когда начинает светать, они уже на месте. У них нет никакого особого оборудования, они обмазывают себя маслом, чтобы лучше скользить в воде. На шести или на десяти лодках они выплывают, чтобы как-то поддерживать друг друга в случае опасности: если увидят акулу, или случится что-то еще. В каждой лодке по два человека. Они берут обыкновенный камень и привязывают его к себе так, что его можно легко снять. Потом они ныряют в воду и ищут там раковины. Одну из них мне подарили. Они ищут там эти ракушки, которые лежат на дне и не подозревают, что за ними сейчас придут, что какое-то существо, которого они никогда не видели, которое в миллионы раз умнее, спрыгнет в воду, выловит ее, и в скором времени судьба этой ракушки будет решена. Найдется в ней жемчуг или не найдется? Откроют ее, эту ракушку – и что в ней найдут? Ловцы много набирают этих ракушек. Они даже не всегда проверяют их на лодке, но привозят их на берег и говорят, что потом их проверят – некогда сейчас. Пока волн нет, надо собрать побольше. Когда они привезли на берег эти ракушки и стали в них разбираться, одна из них досталась и мне.

Что же такое жемчуг, и как он развивается в этих ракушках? Сейчас я объясню. В моих руках – та самая ракушка. Она закрыта, ее еще никто не открывал. А вообще, когда она под водой, она открыта: из нее вылезает улитка и ходит по дну. А знаете, чем она питается? Она прогоняют через себя воду. Как насос, улитка качает и пропускает через себя все, что вокруг имеется. Попадаются водоросли, какие-то маленькие жучки, микроорганизмы – ракушки всем этим питаются. Вода выходит, а еда остается у них в желудке – и они довольны. И все, казалось бы, в жизни у них бывает хорошо. Да вот время от времени в эти ракушки попадают песчинки. А что еще хуже – какая-нибудь щипа, заноза, кусочек дерева, особенно инфицированного. Простая песчинка или заноза – она как войдет, так и выйдет. А вот инфицированная часто остается. Например, какой-нибудь комар укусил не того, кого надо и умер. И попал в ракушку.

Теперь с ней, в ней что-то происходит – она заболевает. В ней появляется то, чего вообще в норме у ракушек нет. Вот они живут, эти ракушки, и нет в них песчинки, нет в них соринки. Знаете, как тяжело ей, бедной, больной становится? Эта ракушка заболевает. Ловцы мне объяснили, как примерно они определяют, в какой ракушке может быть жемчуг, а в какой – нет. Они ищут ракушки несколько необычной формы: или она больше, или, наоборот, меньше. В общем, чтоб было видно, что она проходила через какую-то борьбу, что что-то в жизни у нее происходило, что-то ее мучило. Это откладывает отпечаток на ее форму, особенно на тех ракушках, в которых зарождается жемчуг: на этих ракушках, почему-то, начинают нарастать паразиты. На другие, на здоровые ракушки, они, как правило, не нарастают, стороной их обходят. Откуда паразиты знают, какая ракушка с жемчугом?  Не знаю. Но они начинают нарастать на эту ракушку.

Я когда-то мечтал заняться подводным плаванием. Я пробовал заняться этим в Туле, и даже ходил в секцию подводного плавания при Политехническом институте. Но нам нырять было негде – бассейна еще не было. Поэтому теорию мы прошли, и я даже научился не дышать две минуты пятнадцать секунд. Так что всю теорию мы прошли, а за ракушками так и не удалось нырять.

Я подумал, что в жизни этой ракушки, как и в нашей жизни, наверное, много чего происходит. Во-первых, то, что эта ракушка появилась на свет и выжила – это уже чудо. Знаете, сколько ее мама отложила икринок? 500 миллионов!!! Пятьсот миллионов икринок было отложено, а выжило из них немного, и вот моя ракушка была одной из тех, кому посчастливилось увидеть белый свет, точнее голубую воду. Народившиеся ракушки жили нормально, но в нее, видимо, попало что-то, какая-то соринка попала ей в сердце, и она стала не такой, как другие. Ее стало что-то терзать изнутри, стало что-то мучить. Другие развивались, как развиваются нормальные ракушки, а ней что-то большое происходило.

Песчинка, которая в нее попала, она начала обрастать перламутром, чтобы ракушка могла выздороветь. Ракушка начала вырабатывать в себе больше перламутра. Я не знаю, начала или нет вот эта ракушка, которая у меня в руках, выращивать свою жемчужину. Но мы сейчас узнаем это, мы ее откроем. Кто смелый? Пока нет желающих, я скажу еще несколько слов. Точно так же в жизни человека бывает: человек тоже живет, пропуская через себя воду, весь мир этот пропуская. Так живут все: пропускают через себя этот мир, а кому-то попадает в сердце, как вот этой ракушке, Слово Божие. Кому-то попадает Слово Божие, и ей, этой ракушке, становится не по себе, ей становится больно от того, что в ней есть что-то такое, чего в других нет, чего и в ней не было раньше. Она даже по-своему заболевает. Она начинает развиваться по-другому; и паразиты на нее нападают.

Тяжело приходится человеку, которому попало Слово Божие в сердце; больно ему приходится в жизни; иначе у него все складывается. Но вот однажды кто-то вытащит нас на берег, откроет наш внутренний мир и увидит, что там у нас внутри. Пока мы живем, это еще не слишком заметно. А вот когда Господь нас всех к Себе призовет и откроет, распахнет наши души – что там окажется? Пустота, мертвечина или жемчужина?

Я взял с собою ножик и хочу, чтобы кто-то открыл эту ракушку. Вот так когда-то Господь нас откроет. Ох, держитесь, что будет у нас внутри – я не знаю. Ныряльщики сказали, что по этой ракушке видно, что она через многое в жизни прошла. Другие были гладенькие, а эта не такая как все: она блестит, и в такой может быть жемчужина. Вот также и Господь, смотрит на вас и говорит: «Вы не такие как все, вас можно отличить от других». Ну, кто откроет ракушку? Вот, нашелся смельчак. Как тебя зовут, представься, пожалуйста.

(…. Здесь выходит один из моих студентов – я ни с кем не договаривался…)

«Миша».

Хорошо, вот тебе нож – открывай.

(Миша с трудом открывает ракушку, из недр которой тут же доносится не слишком приятный запах. Он долго ковыряется в ней, и когда уже он готов был сказать, что в ней ничего нет, нож наткнулся на что-то твердое. Миша извлек это «нечто», и у него в руках заблестела крупная, ровная, великолепная жемчужина. Вся церковь ликовала от этой находки. И я тоже. Я не был уверен, что она там будет. Жемчужину пустили по рукам, чтобы все могли посмотреть на нее.)

Слава Богу. Даст нам Бог, чтобы когда пришло время предстать перед Ним, Он смог обнаружить в нас такую вот чудесную жемчужину, которая выросла из маленького, как горчичное зерно, семени веры, которая выросла из маленькой песчинки Слова Божия, занесенной однажды в наше сердце!