Аромат любви

Олег Жиганков
В Евангелии от Марка записана одна история, о которой Иисус Христос сказал, что ее должно рассказывать людям повсюду. Он сказал, что везде, где бы ни было проповедано Евангелие, в целом мире сказана будет эта история.

Евангелие от Марка 14:1 «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков; и искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить. Вот люди, которые были больны. Вот это больные люди, которые ищут кого-то, чтобы взять и убить. Особенно человека, который ходит, исцеляет, помогает людям. Это каким надо быть больным, чтобы хотеть убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного».

Марк запечатлевает здесь события последних двух дней земной жизни Иисуса Христа. И мы находим Его в доме прокаженного. Не переставал Христос добро делать.
«Пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного, и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев, и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее, что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Она сделала, что смогла: предварила помазать Тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где не будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала».

Всем, знакома эта история, все знают, что сделала эта женщина, знают, что она расточила то, что стоило целого состояния. Люди так раньше себе на пенсию откладывали – в виде какого-то сырья, дорогого материала. И вот она взяла все это и расточила на Иисуса Христа. А Он говорит, что она доброе дело сделала. Он узнал в этом действии, в этом поступке руку исцеленного человека. Он увидел в этом действии признак того, что у этого человека исцелилось сердце, что этот человек может любить, этот человек может быть благодарным. Эта женщина, я уверен, раньше думала, что она может любить. А вот не умела она прежде любить, и теперь лишь научилась. Теперь Иисус Христос говорит, что она правильно все сделала.

Я думаю об этом поступке. Это не логический поступок. Это не просчитанный ход, и на первый взгляд –это глупость, это расточительство, это безрассудство. То, что она сделала – неразумно. Но Иисус Христос узнает за безрассудством любовь. Он узнает за тем, что кажется людям глупым, кажется излишним, исцеленное сердце человека.

Когда я думал над этим отрывком, я что-то понял: всякое безрассудство, совершенное с любовью, прорастает любовью, дает такие плоды, о которых человек и не думал. Человек не может себе и представить, что он делает, человек не может представить, что какое-то его деяние может дать великий плод. Вылила она на Него этот драгоценный сосуд, эту драгоценную жидкость, косметику, а этой косметики хватило бы, чтобы целый городок умастить, чтобы целый городок роскошно благоухал, чтобы все благоухали, как кинозвезды. Сосуд с нардом стоил дороже, чем годовая зарплата человека. А она все на одного потратила.

У нарда есть одна особенность – в чистой, концентрированной форме он сохраняет свой запах до двух недель. Поэтому нард так дорого и ценился. Если капля этого состава попадала на одежду, на волосы и даже на кожу, то целую неделю человек мог явственно ощущать этот запах: настолько это был стойкий сильный аромат. А у Иисуса Христа не было недели, у Него двух дней даже не было до смерти.

Я подумал о том, что когда толпа в Гефсимании шла брать Его, и когда все упали перед Ним на колени, они не могли не чувствовать этот запах. Так мог благоухать только Царь. И когда Его привели к первосвященнику, люди не могли не чувствовать, что Иисус Христос так благоухает, как никто другой: по царски. И когда к Пилату Его привели, и тот спрашивал Его: «Ты ли Царь Иудейский?», он не мог не чувствовать этого запаха, который только от царя мог исходить. И когда Иисуса Христа бичевали, то солдаты с каждым ударом этот запах поднимали в воздух и думали, наверное: «Кого же мы бьем?». И когда Иисус Христос нес Свой крест к Голгофе, вся эта толпа людей, которая следила за Ним, не могла не чувствовать, как от Него пахло, каким драгоценным мирром, по королевски, Он благоухал. И люди спрашивали: Кто это?

Когда воины возле креста делили одежду Иисуса, ту одежду, которой еще две недели суждено будет пахнуть по-королевски, когда они смотрели на эту табличку, которая вверху была прибита и на которой было написано «Сей, есть Царь Иудейский», что думали они? Может быть отчасти благодаря этому запаху поверил в Иисуса сотник, который сказал: «Воистину, Сей, есть Сын Божий». А Иисус Христос, когда висел на кресте, когда не мог ни пошевелиться, ни слова сказать, ни слышать ничего уже не мог, и когда все, что вокруг было видно – это, в основном, люди, которые Его распяли, и которые Его ненавидели, может быть единственным напоминанием о том, что кто-то Его любит, что Он нужен кому-то, что Он не зря совершает Свой подвиг, что любовь не бывает без ответа, было то, что Он чувствовал, как все еще благоухает Его помазанное мирром тело.

Эта женщина – она не знала, что она делает, она совершала безрассудный поступок, она совершала поступок, который в глазах даже самых близких Иисусу людей был глупостью. Но она поступили верно, и Иисус удостоверил всех, что она поступила правильно. Потому что мы никогда не знаем, какими плодами взойдут наши дела. Мы не можем предугадать, не можем догадаться о том, что наш поступок, который не просчитан, который не рассчитан, а просто сделан по любви – что он может сделать, чем он может обернуться? Безрассудный поступок, сделанный с любовью…

Иисус Христос, находясь в доме Симона прокаженного (никто не ходил в гости к прокаженным, потому что все боялись заразиться), Иисус Христос здесь показал, что есть гораздо более заразная болезнь, чем проказа. Этой заразной «болезнью» является любовь. Самой заразной вещью на свете является любовь. Да, Он совершил много чудес, совершил много исцелений, Он многих прокаженных излечил. Но самое большее, что Он сделал в этом мире – это то, что Он выпустил на свободу вирус любви. У этого вируса, конечно, есть инкубационный период. Иисус сказал, что когда Он будет вознесен на крест, Он всех привлечет к Себе, всех, кто будет смотреть на Него. Этот инкубационный период в каждом из нас разный. И болезнь эта, болезнь любви, она тоже протекает у каждого по-разному.

Самое большое чудо, которое совершил Иисус Христос, это то, что Он дал миру исцеление чувств. И поэтому мы больны, как была больна та женщина, больны любовью. Мы заразны, потому что кто-то от нас может заразиться любовью. Не сразу, может быть, но пройдет какое-то время, и вы увидите, что у человека появятся те же счастливые симптомы, какие были у вас. Это то, что дает нам Господь, это то самое главное, что Он явил в этой истории в Евангелии от Марка. В последних стихах из 16 главы сказано: «По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его». По человеческому рассуждению – вот когда надо было умащать тело ароматами, вот когда нужно было это масло. Но по рассуждению любви они нужны были раньше. Марии Магдалине и Марии Иаковлевой и Саломии эти ароматы так и не понадобились. По счастью (!), им эти ароматы не понадобились. Сколько они принесли, столько они унесли, потому что некого было ими мазать, потому что Иисус был уже помазан, потому что Он был уже в Царствии.

«И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И взглянувши видят, что камень отвале, а он был весьма велик. И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И вышедши побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Воскресши рано, в первый день недели, Иисус я вился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим, но они им не поверили. Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим не вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».