Размышления над книгой пророка Малахии

Олег Жиганков
Размышления над книгой пророка Малахии (1)

«Пророческое слово Господа к Израилю чрез Малахию. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “в чем явил Ты любовь к нам?”».

Не видит человек, в чем явил Бог Свою любовь к нему. Не замечает. Слеп от рождения. Отсюда все другие проблемы, о которых хоть тома пиши. Да и написали уже. С пророком Малахией Бог лаконичен – в четырех коротеньких главках говорится о неуважении человека к Богу, об измене с другими, пустыми божками, об издевательстве над женами, о неверии в Бога правосудия, о несправедливостях, притеснениях вдов, сирот, пришельцев, о неверности в десятинах… Но по сути все эти непотребства вытекают из циничного вопроса, который человек задает Богу, в Которого и не верит-то толком: «в чем явил Ты любовь к нам?».

Как это по-человечески, в худшем смысле слова – по-человечески – не видеть и не замечать, в чем явил Бог Свою любовь к нам. Сегодня опять пролистывал старенький затертый «Путь ко Христу», и опять не мог не открыть первой страницы, которую, наверное, знаю наизусть.

«Природа и откровение равно свидетельствуют о Божьей любви. Наш Небесный Отец является источником жизни, мудрости и радости. Посмотрите на удивительные и прекрасные произведения природы. Вдумайтесь, как чудесно все предусмотрено для пользы и счастья не только человека, но и всех живых существ».

Я не мог удержаться сегодня от первой страницы, потому что по дому у меня бегает подстреленный галчонок. Прячется по углам. Его сегодня хороший мой друг по глупости, как сам он в том признался, подбил из пневматического пистолета. С крыши моего дома. Мы подобрали его, галчонка, дрожащего, в крови… Сделали перевязку. Да не важно. Важно, что Господь его любит. Он сидел на крыше – у него (или у нее) там, под крышей галчата – по утрам нас будят. Никого не трогал. Радовался жизни. Точно говорю, радовался. Творения Божии умеют радоваться и быть благодарными. Господь позаботился о счастье всех Своих созданьиц. И хоть они, как пишет Павел, тоже совокупно стенают и мучаются (это я сегодня явно прочувствовал), но все же они знают, в чем явил Бог Свою любовь к ним. В мухах, в червяках, в песнях, в уютном гнезде, в друге (который за тобою подстреленным летит и плачет, как плачет птица), в птенцах, в утренней заре…

Прав, тысячу раз прав был Франциск, когда воспевал братьев своих меньших. У меня в одном из тестов по истории средних веков постоянно проходит такой вопрос: за что Франциск так любил их? Вот вам три варианта ответа, которые я предлагаю: а) потому что им тоже приходится нелегко; б) потому что они – творение Божие; в) потому что они напоминали ему о Христе. Какой ответ вы выбираете? Что выбрали, то и будет для вас правильным ответом. А Франциск любил творение за то, что оно напоминало ему о Христе. И вот мой галчонок напоминает мне о Христе. Как Ему было больно! Ни за что! Страдал безвинно. И Христос создал эту пернатую птаху и сказал, что о каждой из них Он заботится. «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “в чем явил Ты любовь к нам?”».

Я эти стихи прочитал как-то вечером на встречах, которые мы называем «Агапе» - вечеря любви. И задал вопрос: а в чем Бог явил Свою любовь к нам? Мы-то это видим? Замечаем? Помним? В тот вечер мы долго делились своими большими и маленькими историями, переживаниями, опытами. Многое узнали друг о друге, может быть о самих себе. Может и о Боге. Задайте себе и Господу этот вопрос: «в чем явил Ты любовь к нам?». Задайте без сарказма. Задайте его с благодарностью.

Если вы приобретете и весь мир, а не будете видеть любви Божией к вам – вы несчастный человек. Чем более у вас всего будет – тем несчастнее вы сделаетесь, если за всем этим не будете видеть любви Божией. И, напротив, замечая ее, благодаря за нее Бога, вы почувствуете, как светлое счастье, благодать объемлет вас. Вы почувствуете это всем своим естеством – до мурашек на коже.
Беда не в том, что люди тогда, во времена пророка Малахии задавали этот вопрос. Беда в том, что они не желали на него отвечать.