Отец Дмитрий

Александр Белоус
   На фото: Отец Дмитрий в гостях у художника Васильева (в Песках), 1988 г.

 Было это горячим летом 2004 года. В день похорон этого Народного Батюшки, или Великого батюшки, как его называли поклонницы, идущие вслед за гробом, по узким проходам Пятницкого кладбища, мне захотелось рассказать и свои воспоминания о нем. И пожалуй самое сильное, что осталось в памяти - как когда мы с моей подругой Лялей пришли к нему в Пески, я, зайдя в его комнату, сплошь увешенную иконами, подошел к знаменитому батюшке, я уже знал тогда об этом, и протянул ему руку для рукопожатия, а не так, как положено, поцеловать батюшке руку. А сопровождающая меня Ляля сделала как надо, поцеловала руку иерарха.
     Дело в том, что в лагере, где я провел первые 4 года, не крестили. И не мог, да может и просто не умел делать как надо. Но главное то, что реакция Отца Дмитрия была на редкость демократичная. Он нисколько не обиделся! Он поговорил со мной о литературных вечерах, провел по комнате, рассказал об иконах, и мы вышли во двор, к Храму в Песках. Уже потом, когда мы вышли, появился Леня Плоский, тогда ученик, поклонник отца Дудко, но в скором будущем также священник, и сквозь зубы сказал в нашу сторону: "Что делают здесь эти атеисты?"
       Всего мы с Лялей ездили в Пески три раза. А перед этим Дмитрий Дудко два раза выступал у нас в булгаковском клубе.  После одного из вечеров Виктор Аксючиц (будущий депутат Думы от Христианской партии)  спросил меня: «Ты не будешь против, если про этот вечер на «Свободе» будет информация». Я струсил и сказал: «Я не против, но лучше не надо». Но информация все же была, и первыми об этом почему то узнали руководители Эрмитажа. Резонанс от этих выступлений был такой сильный, что в конце-концов клуб разогнали и лишили места сборов сначала в Саду Эрмитаж, а потом в библиотеке им. Некрасова.
        Отец Дмитрий, а в миру Дмитрий Сергеевич Дудко родился 24 февраля 1922 года в деревне Забруда Брянской обл. Его отец был из духовного сословия, и был репрессирован в 1937 году. Какое то время Д.С. находился под немецкой окуппацией. В 1943 году Дмитрий Сергеевич был призван на фронт. В войну был тяжело ранен, после госпиталя, в 1945 году он поступил в Московскую духовную академию. Но уже в 1948 году он был арестован и осужден за антисоветскую пропаганду.  Ему в вину поставлено то, что будучи на окуппированной территории, он написал стихи на религиозную тему и публиковал их в газете.
    В 1956 году он был освобожден и восстановлен как студент Духовной академии.
   После окончания Академии он начинает служить в Петропавловском храме в Москве, который был взорван в годы Хрущева.
    После этого он был переведен в храм Святого Николы на Преображенское кладбище. В это время отец Дмитрий развил необычайную пастерскую деятельность. За год он крестил до 400 взрослых людей. Духовная паства его не имеет равных. Он проповедовал, говорил о современной жизни простым языком.
Это был вызов КГБ. Такая форма, как беседы с верующими стала главной формой общения отца Дмитрия с народом. Эти беседы стали перепечатываться как внутри страны, так и на Западе. Люди их читали и учились по ним, как жить и как веровать. Его книги ходили по рукам.
     Делал это он с вызовом, т.к. он уже прошел сталинские лагеря. Но и внутри церкви к нему относились настороженно, поскольку тогда было принято, что проповеди  проходили цензуру внутри и вне церкви.
То были годы потепления, и молодежь искала в отце Дмитрии диссидента. Вокруг о.Д. вкладывался кружок ищущей молодежи. Авторитет о.Д был велик и соизмерим с авторитетом о.Александра Меня. Не случайно, именно они вдвоем ездили к Солженицину в Рязань для окормления и причащения писателя.
       Однажды о.Д. попал в автокатастрофу. После длительного лечения он получил приход в Гребнево, под Москвой. Там он служил до своего 2-го ареста.
Он был арестован в 80-м году прямо в храме. В этот год, год Олимпиады КГБ подготовило чистку прогрессивного духовенства.
После этого ареста произошло то, что для многих остается загадкой. И почему то многие, те, кто в этот год оставался на свободе, обсуждают это, и осуждают о.Дудко, который находился на Лубянке. Он выступил с покаянной речью по телевиденью.
      Для многих христиан это был стыд, обида, слезы, растерянность, шок. Этот поступок о.Дмитрия осталось загадкой. Далось ему это нелегко. Это был для него момент истины. И он прошел через это испытание, через эту крестную муку.  Он сказал, что он воевал не с Советской властью, а воевал с безбожием (как и патриарх Тихон).
     После освобождения о.Д. служит в селе Виноградово, а через полгода - в Черкизово (Пески).
     После перестройки о.Д. сотрудничает с газете "Завтра", "Наш современник". Он был открытым активным патриотом с особенной идеей. Много сил отдавал борьбе за трезвый образ жизни, видел в пьянстве трагедию русского народа. Он считал, что это не болезнь, это тяжкий грех, духовная трагедия.
      Последнее время он жил в Москве, патриарх Алексий специальным указом разрешил ему служить в своем доме.
    Слава и честь перед Богом этому исповеднику Христову, праведнику и пастырю народному.