Дионисий. Одигитрия Смоленская. 1482. Москва

Сергей Куракин
(Описание техники иконы). Исполнена без проризей, они видны только: лик Богоматери – внизу санкирь 93, санкирь босфорит, но это для ориентира – 5 градация, на самом деле такой же тон, но с плотными белилами. Лик Младенца и руки написаны ближе к 4 градации, на очень нежном, тонкотертом тоне в просвет.  Вначале прорисованы (везде) рисунок 204-й рефтью (2 слой), видно, как едва просечивает прорисовка на лике Богородицы, Младенца, Его руках, но очень нежно. Рефть видна в чистом виде на левом плече Младенца и рукаве. Волосы Младенца: исполнены по легкой санкири 93, (см.) охрой кирпичной 184, 6 градация, но едва пробеленной с сохранением указанного тона, но едва заметный, и переходами в мягкий просвет. Прописи: тем же цветом прописаны только у Младенца – брови, веки верхние, роговица в легкую растяжку, с ударами в зрачках, (так же и у Богородицы 45-м Вольфрамитом, 6 градация), причем это самое темное место в иконе; обведены Его левый край носа, удар над губой, средняя линия губ, едва касаясь. Уши, губы ни у кого не обведены. Везде идет просвет подкладки (см. выше). Руки будто в дымке, особенно левая Богородицы. Волосы Младенца: пробелены с санкирью 93, тон см. 4-ю градацию. Обводка рисунка сверху 100 Гематитом сметанником с легкой киноварью, тон см. 100, 6 градацию. Лик Богородицы: обводки тем же 184-м, 6 градация; на бровях, верхние веки (в нижних просвечивает первая пропись 189 умбра, 6 градация. Дальше левый край носа  (Ее) до низа по крыльям, внизу средняя часть губ). Охрение личное: в идеале такой цвет, как 190 санкирь розовая, 6 градация (но это охра + белила + киноварь). Этот цвет на руках, на ликах с подрумянкой. В оригинале такой цвет, как у - 16 санкирь рыжая, 6 градация. Подрумянки идут: Богородица нижние части щек, почти вся шея у Младенца, весь лик. Очень активно, но едва […], кроме краешек щек возле век.

                /  30 мая 2001 г. Из работ в ГТГ с оригиналами. / Текст приводится не полный. /