Дружбе поставлен диагноз - сифилис!

Темнов Михаил Юрьевич
Закарпатье – многонациональный край со своей самобытной историей и традициями. В разные исторические периоды этот край в силу разных причин находился то под управлением Австро-Венгрии, то Чехословакии, то Венгрии. Соответственно, в области проживает достаточно много лиц венгерской, чешской, словацкой, немецкой национальностей, имеющих родственников за границей, в тех или иных странах, к которым принадлежала нынешняя Закарпатская область. В разные годы вопросы поездок к родственникам, обучения, работы в страны, с которыми граничит наш край, решались по-разному. Порой даже были упрощены до предела. С образованием Евросоюза и вхождением в него Венгрии и Словакии многое изменилось. Венгрия, проявляя заботу о венграх, проживающих в Закарпатье, предельно удешевила и упростила процедуру оформления паспортов заграничных венгров. А в последние годы успешно решила вопрос о принятии в гражданство закарпатских венгров. На сегодня, по разным источникам, более 130 000 краян имеют паспорта заграничных венгров и около 30 000 вошли в венгерское гражданство. Другие закарпатцы продолжают подавать документы. Их понять можно. На сегодня заграничный паспорт с шенгенской визой стал, по сути, хлебной карточкой – можно не только зарабатывать на хлеб на пересечении границы, но и получать более высокую пенсию, чем в Украине, обучать своих детей и внуков за границей, без особых проблем путешествовать по Европе, миру.
В выгоде и венгерская сторона. Неблагоприятные демографические тенденции перекрываются притоком новых граждан, а не лицами из юго-восточной Азии. В случае распада Украины – возможность присоединить к себе область с лесами, минеральными водами и 17 % водных ресурсов, на что население фактически готово. Совершенно иначе обстоят дела в соседней Словакии.

Антисловацкие законы

В довоенный период Чехословакия вложила сотни миллионов долларов в развитие Подкарпатской Руси. Это можно видеть по береговым укреплениям, постройкам, транспортным сообщениям. Большие средства пошли на развитие образования и культуры.
В послевоенный период Чехословакия всячески поддерживала и развивала культурные связи с Закарпатской областью, многочисленными словацкими общинами. Такое же отношение некоторое время сохранилось и после распада СССР. В начале 90-х годов не составляло проблем поехать в Словакию. Для этого было достаточно приобрести на границе ваучер, стоивший тогда несколько рублей. И всем при этом было выгодно. Закарпатцы ездили за границу, как по семейным, так и по частным вопросам. Экономика Словакии получала миллионы долларов, так как наши граждане вывозили их более качественные товары и продукты питания.
В последние годы все изменилось. Первым тревожным сигналом в начале нового тысячелетия стало закрытие пешего перехода в г. Ужгороде. Открытие переходов в других районах не решило проблемы. Экономически ужгородцам не выгодно переходить границу за пределами г. Ужгорода, что создало многочисленные автомобильные очереди на границе.
Коснулись изменения и самой процедуры оформления статуса заграничного словака. Серьезно в правах и льготах усох и сам статус. Если раньше он позволял получение шенгенской визы на несколько лет без всяких там оформлений видов на жительство, то сейчас это сложная, к тому же очень дорогая бюрократическая процедура.
Словаки в госучреждениях говорят, что это «требования» Евросоюза. С ними можно было бы согласиться, если бы эти «требования» распространялись и на соседнюю Венгрию. Там по поводу оформления документов для заграничных венгров проблем не делают. По деньгам это почти что бесплатно. Оплата только за медицинскую страховку и консульский сбор за визу, если ты не пенсионер. Но эти деньги потом возвращаются через банк. А вот про Словакию этого не скажешь. Даже наоборот, думают, как больше содрать со своих обворованных всеми властями братьев-славян.

Диагноз: сифилис!

Злоупотребления и коррупция. Высокомерие, пренебрежение и заносчивость…. Именно так характеризуют заграничные словаки – закарпатцы и иные иностранные граждане, действия работников медицинских учреждений, где они в настоящее время, согласно новых нормативных документов, принятых правительством Словакии, до 31 июля должны пройти медицинскую комиссию. От услышанного на голове начинают шевелиться волосы, и ты понимаешь, что не только у нас в Украине бардак и беспредел.
Приведу только несколько примеров. Так, для прохождения медицинских комиссий законом определено 4 медицинских центра -  города Братислава, Нитро, Мартин и Кошице. Учительница из г. Ужгорода проходила в г. Нитро медицинскую комиссию, сдавала анализы, за что заплатила 130 евро и получила на выходе приговор с диагнозом – сифилис. Женщина, сомневаясь в результатах анализов, прошла повторное обследование г. Кошице, которое ей, в связи с близостью к г. Ужгороду, уже стоило 223 евро. (Для медцентра Братиславы цена определена в 180 евро, для Мартина – 130 евро. Почему такой разнос – непонятно. Можно предположить, что это связано с уровнем подготовки медицинских кадров и качеством обслуживания, подтверждаемое последующей информацией, – Прим.  автора). Заключение Кошицкой лаборатории не подтвердило приговора «специалистов» из медицинской лаборатории в г. Нитро. Вывод: женщина здорова!
Второй, не менее интересный пример. Врач-кардиолог, профессор из г. Ужгорода, недавно для переоформления документов на статус заграничного словака проходил медицинскую комиссию в том же г. Нитро. Комиссия установила, что у него больное сердце, и отправила на консультацию к частному врачу в г. Михайловце. Прием у врача стоил ему 63 евро. Потом были выписаны не менее дорогие лекарства. И только потом врач, заплатив 223 евро и выстояв очередь (перед ним без очереди, по «упрощенке» проходила медицинскую комиссию группа китайцев, – Прим. автора), прошел медицинскую комиссию в г. Кошице, где было установлено, что он здоров.
Еще один пример, рассказанный в международном автобусе участницей эпопеи по подтверждению статуса заграничного словака. У этой закарпатки, назовем ее просто Мария, в лаборатории из г. Нитро нашли глисты, после чего отправили ее на лечение и, понятно, что к своим врачам. После покупки лекарств и сдачи анализов в г. Кошице ей был поставлен диагноз, что она здорова.
Комментировать это со всех сторон очень сложно. Понятно, что закарпатцы едут в г. Нитро, потому что там дешевле на 90 евро. За такие деньги у нас на кассе в банке и в «Барве» надо работать целый месяц. Таков наш уровень жизни, вернее, отношение государства и бизнесменов к гражданам Украины. Все считают их за быдло! На основании выше изложенных примеров можно смело утверждать, что такое же пренебрежительное отношение к нашим гражданам и в Словакии, не меньше Украины погрязшей в коррупции.
Многие, в случаях с неподтвержденными диагнозами, советуют нанять словацкого адвоката и наказывать таких «игроков» на чужом здоровье. Дело, мол, беспроигрышное. Оно то так. Но за адвоката, чтобы выиграть моральный ущерб у медучреждения в чужой стране,  надо заплатить 500 евро. К тому же надо успеть сдать все документы. Поэтому желающих судиться нет. Потому и идет фактически двойная и более переплата за прохождение медицинской комиссии в словацких медучреждениях. И такие случаи не единичны.
Я бы порекомендовал правоохранительным органам Словакии истребовать из выше указанных медицинских центров все отказы негативными результатами, наподобие сифилиса и т.п. Потом проверить пофамильно результаты повторного прохождения комиссий этими же гражданами. Налицо будет не один подлог, злоупотребление своим служебным положением.
Не менее интересные результаты дали бы и независимые анализы крови у лиц из юго-восточной Азии. Обнаружение редких азиатских вирусов гарантированно… Не сомневайтесь. У них тоже все продается и покупается. Только в Венгрии умеют во всем этом разобраться, а в Словаки то ли правоохранительных органов не хватает, то ли с медициной не все в порядке. То ли с совестью государственных чиновников не все так, как у нормальных людей…
Как прокомментировали эту ситуацию сами словаки, причину следует искать в недавно прошедших парламентских выборах. В такой способ – обдирание заграничных словаков и других граждан,  бывший премьер-министр Радичова надеялась накануне выборов  пополнить бюджет и улучшить материальное положение недавно бастовавших медицинских работников. Учитывая, что переоформление документов затронет десятки тысяч заграничных словаков, а с иностранцами это значительно больше, то сумма покажется впечатляющей. В среднем затраты на оформление документов, с повторными медкомиссиями (перевод и нотариальное  заверение одной апостолированной страницы документа составляет 20 евро, – Прим. автора) составляют 500 евро и более на одного человека. С видом на жительство дороже. Граждане Словакии в среднем берут от 300 до 500 евро за прописку. На все это припомнилась в сердцах рыдающая бабушка в автобусе, которая сказала, что ей с ее пенсией надо не есть полгода, чтобы она могла оформить документы и спокойно ездить и жить возле своих детей и внуков.
При этом следует добавить, что словацкая сторона скрывает от других граждан информацию. Например, дети до 15 лет платят за медицинское обследование 18 евро. Но об этом их родителям в этих медицинских центрах никто не скажет. Как и о том, что детям до 3-х лет кровь сдавать не надо. После этого невольно напрашивается вопрос: а что это за медицинские центры и кому они принадлежат? Если государству, то это одни вопросы. А если частным лицам, то кто в этих нарушениях заинтересован и кому идут откаты выдранных с заграничных словаков и иных граждан денег?
Есть еще одно существенное нарушение. Требуя переводов и нотариального заверения апостолированных украинских документов, Республика Словакия грубо нарушает требования Гаагской конвенции 1961 года об легализации иностранных документов. Если документ прошел апостолизацию, то какая разница, где его переведут и заверят,  и что при этом изменится. Апостиль он и в Африке апостиль. Но это, в первую очередь, выгодно словацкой стороне – нотариусам, чьи услуги, в сравнении с нашими, обходятся нашим гражданам в 6-7 раз дороже, а то и больше, за один документ…

«Руснаки то е цигане…»

Так заявила одна из работниц словацкого консульства в г. Ужгороде закарпатке, сдавшей документы и сказавшей работнице дипломатического представительства, что ее родственники русины.
На это сказать фактически нечего. Если это уровень персонала дипломатических учреждений Словакии за границей, то МИД Словакии остается только посочувствовать и порекомендовать немедленно провести во всех посольствах, консульствах и торговых представительствах за границей курсы ликбеза (ликвидации безграмотности, – Прим. автора). Причина вновь банальна. После второй мировой войны в пяти районах Чехословакии, на которых всегда исторически тысячелетиями компактно проживали русины, присоединенные Масариком к Чехословакии, а не Подкарпатской Руси, русинам был дан выбор: 50% имеют право взять национальность словак, а 50% – украинец. (В Закарпатье, на бывшей территории Подкарпатской Руси, происходило все проще, без выбора. Целевым указанием в один день все русины стали украинцами с портретом Шевченко вместо иконы в красном уголке, – Прим. автора).
Вот так и появилась украинская диаспора за границей в соседней Чехословакии. Вот так массово появились украинцы в Закарпатье. И именно это население, проживающее от Карпат до предгорья Татр, работница консульства обозвала цыганами. Но они-то теперь словаки и украинцы! По ее логике выходит, что словаки и украинцы, проживающие в этих краях, есть цыгане!
Смешного в этом очень мало. Я не имею ничего против населения ромов. У них своя самобытная культура, традиции. На них так же одинаково светит солнце, как и на нас. По мнению многих граждан, как Украины, так и Словакии, ромы не совсем вписываются в научно-технический процесс, не хотят учиться, вести иной образ жизни, что они только умеют воровать и размножаться…
Обвинить в последнем их невозможно. Все имеют право на жизнь. А первое требует доказательств. Все не могут воровать! То,  что они не видят себя в техническом прогрессе, то это их право и способ выживания, позволяющий сохранить свою самобытность и не раствориться в массе народов. Такой бы сказать механизм самозащиты.
На 5 миллионов населения Словакии они составляют внушительный процент. С существующими демографическими тенденциями в этом регионе, ромы вместе с китайцами, вьетнамцами и другими народами из юго-восточной Азии, любыми способами,  переселяющимися в Европу из своих перенаселенных стран,  действительно могут стать большинством в этой маленькой европейской стране с тенденциями на исчезновение как нации.
Думать об этом, как и о том, почему правительства стран юго-восточной Азии выделяют средства на создание пятых колонн в Европейских странах с последующим не только экономическим закреплением, но и вхождением во власть (надо полагать, и на подкуп чиновников, – Прим. автора), ни Словакия, ни парламент Евросоюза не собираются. За что и придется расплачиваться. Не сразу, а со временем…
 
Словацкая карточка взамен на паспорт?

При всем этом следует отдать должное руководству Венгерской Республики в ее как внешней, так и внутренней политике. Сохранив национальную валюту – форинт и не войдя в проблемное пространство евроколхоза, венгры, которых сейчас больше 17 миллионов, думают о завтрашнем дне. Они подбирают под себя то, что легко можно забрать. В первую очередь население. Для этого правительство даже предусматривает льготы, выделяет немалые средства.
Так, владелец паспорта заграничного венгра 4 раза в году может проехать по венгерским железным дорогам бесплатно. Такие еже льготы и в образовании. Поговаривают, что в правительстве Венгрии изучают вопрос о принятии в гражданство Венгрии всех граждан,  родившихся на территории Закарпатья до 1945 года, с их родственниками, рожденными позже. То есть всех. Не только имеющих венгерские корни, а и русинов, словаков и т. д.
Если в Словакии думают, что при таком варианте заграничные словаки, проживающие на территории Украины, не войдут в гражданство Венгрии, ошибаются. В Закарпатье очень много смешанных семей, где в одной семье есть и венгры, и поляки, и словаки, и немцы. Как говорят сами словаки, с которыми приходилось общаться, им без разницы, какое европейское гражданство у них будет. Главное, чтобы они могли ездить в Словакию к своим родственникам, раз в году через территорию Венгрии, зато без головной боли и всяких там поборов. Некоторые на прямой вопрос так и говорили: «Если потребуется, то оставим карточки заграничных словаков и войдем в венгерское гражданство». Поэтому не есть удивительным, что на сегодня многие заграничные словаки вместе со словацкими документами имеют и венгерский паспорт…
Людей понять можно. Надоело! Надоело неуважение, пренебрежение со стороны словацких властей их, как коренных словаков, из которых глупые работники консульств делают ромов, русинов-сепаратистов, отдавая предпочтение китайцам и другим народам из этого региона.
Не поэтому ли граница дружбы между двумя славянскими народами стала границей очередей, напряженности, презрения, унижений и насмешек? И кто в этом виноват и больше заинтересован?
Продолжение следует.

От редакции. За две недели, прошедшие после анонса на эту тему, редакция газеты получила много писем, в том числе и на словацком языке. Авторы обеспокоены нынешней ситуацией и просят нас, журналистов, достучаться до руководства Словацкой Республики и остановить нынешние негативные тенденции.
Недавно мы встретились с журналистами из Словацкой Республики и их руководством. На встрече была достигнута договоренность об обмене материалами на эту и иные темы, обращение в соответствующие государственные инстанции, правоохранительные органы.
Мы в свою очередь продолжаем прием и обработку всех жалоб и заявлений граждан по этой проблеме. Все ваши замечания с фактами нарушений ваших прав и свобод, предлжения будут оформлены и переданы в Европарламент, Премьер-министру Словакии, МИД Словакии, Президенту Украины для разрешения этих вопросов на высшем уровне по сути, про что вас и проинформируем.