Дороги

Валерий Максюта
О ЧЕМОДАНЕ

Я обую ботинки старые,
Возьму чемодан и гитару
И по лёгкому свежему ветру
Я дорогой уйду незнакомой,
Что ведёт подальше от дома.

Я солнце возьму в пригоршню
И натру им струны гитары,
Чтоб звенели они и пели,
Точно брызги звенят над морем,
Отрываясь от белой пены.

Я пройду через лес толстоногий,
Я пройду сквозь горбатые горы,
Сквозь ветры, дождя потоки...
И если конца дороги
Не будет - пойду я дальше.

Когда я девчонку встречу -
Чужую в тени платана,
Я спою ей весёлую песню,
Я сыграю ей на гитаре,
Сидя на чемодане,
А потом скажу: "До свиданья."

Пойду вперёд я и дальше.
Со мной чемодан и гитара.
Дальше! К кому мне вернуться?
Вперёд! Кто меня ожидает?

1961




Когда был студентом, я и представить себе не  мог, чтобы
провести летние  каникулы не в родном Крыму.  А  вообще-то 
это стихотворение - просто шутка.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ВЕРХНЕЙ ПОЛКЕ

Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою.
Н.Некрасов

Скована скукой земля пролетарская.
Грязный от дыма закат.
Ржавая, синяя топь ленинградская.
Мерно колёса стучат.

Рельсы чугунные в даль бесконечную
Через леса и овраги летят.
Перечеркнула Россию беспечную
Чёрная линия Крым - Ленинград.

К югу от Питера - области дикие,
Реки, комар, Беларусь и Литва...
Я по железке над всем этим двигаю.
Слева осталась Москва.

А впереди за щербатой полоской,
Той, что за полем несжатым видна,
За Украиной, унылой и плоской,
Дальнего детства легла сторона.

В небо взбиралось и к вечеру слазило
Солнце бессчётное множество раз
После того, как украдкой размазал я,
С Крымом прощаясь, водицу из глаз.

Многие парни успели жениться,
Счасте какое-то где-то нашли.
Мне же, бродяге бездомному, хочется
Ноги лишь выпачкать в крымской пыли.

Много на свете есть девушек чудных.
Я, как южанин, их прелесть ценю.
Сам же, считая любвишки приблудные,
Призрак свободы зачем-то храню.

Череп трещит от космических помыслов
Многое сделать хочу - не могу!
Буду болтаться ненужным оболтусом,
После - подохну на мокром снегу.

Будет конец неизбежный тот сладостным
Всем, кто имел отношенье ко мне.
Скажет редактор: "Неуж-то?! Вот радостно!!"
Станет хозяйка копаться в белье.

Пару ботинок, засаленный галстук,
Бритву (не бреет), две пары носков,
Томик потрёпанный Хемингуэя -
Всё заберёт в счёт уплаты долгов.

Труп мой обмерят небрежно и пьяно:
Сколько продольно и что поперёк.
И на гробу сэкономят сверх плана:
Вместо двенадцати - десять досок!

На мою на могилку позорную,
Уж конечно, никто не придёт.
Порастёт она травкою сорною,
И на ней будет нежится кот -

Рыжий кот - дворовой забияка,
Что единственным другом мне был...
Тут завыл паровоз, как собака,
Поезд дёрнулся раз и застыл.

Пробежал с фонарём, отдуваясь,
По проходу толстяк-проводник.
А за ним, чемоданом цепляясь,
Ревматизмом согнутый старик.

Где-то песню запели о Волге.
У гармошки задёрганный звук...
Поезд тронулся. Снова дорога.
Поезд мчится сквозь ветер на юг.


Пожалуйста, утрите слёзы. Примите к сведению, что это очень глубокое
творение, в котором на большой, практически не досягаемой с поверхности,
глубине, зарыта радость и вера в светлое будущее.

1961




Однажды мы с Рыжим проехали на попутках  от  Ленинграда  до 
Севастополя,  но не напрямую,  а  дугой - через  Прибалтику 
и вдоль западной границы  СССР.

ЭПИЗОД ИЗ "ВЕЛИКОГО ЗАПАДНОГО БРОСКА"

Тишь, разморясь от зноя,
К смолистым стволам прилипла.
Только наш "газик" воет,
Да где-то трель мотоцикла.

Воздух прочищен ветром,
Солнышко в каждой луже.
45 километров.
Неплохо. Бывает хуже.

Вдруг, на полянке слева,
Где только солнце, да тишь -
Девушка в платье белом,
Стройная, как камыш.

Я ей рукою махнул.
Она мне, кажется, тоже...
Солнечный зайчик мелькнул
На загорелой коже...

Скорость у нас - что надо!
Едва обернёшься вспять.
Не как у ТУ на параде,
Но всё-таки 45 !

Две-три секунды только,
И нас разделили кусты.
Девушка нам вдогонку
Бросила цветы.

Потом в городке заштатном -
У бензоколонки, что-ли,
Глянул зачем-то обратно
На тёпло-зелёное поле.

Глянул - и снова с опушки
Солнце смолою дохнуло,
И в белом платье девчушка
Букетом цветов махнула.

Не было мне напасти -
Думать теперь об этом!
Будто оставил счастье
Там над заросшим кюветом...

Теперь грузовик заносит,
Ямы колёсами роет.
Может, к чертям всё бросить?
Может, вернуться стоит?

Где под мостом серебрилась
Гладкая синь реки,
Встал грузовик, и в канаву
Сбросили мы рюкзаки.

Наши пути расходились:
Нам - прямо, ему - направо.
Жёсткая объективность:
Двое бродяг в канаве.

1961


ДОРОГА-МЕРИДИАН

К северу, к югу дорога через границы стран...
К северу, к югу дорога - дорога-меридиан.
К югу - через границы. Дальше нам не видать.
Лежит по меридиану, и ей на всё наплевать.
Что ей границы эти - глупости наций след?
Лежит по меридиану тысячи, тысячи лет.
Лежит... Как богиня, не старится -
Всего, что в движении, мать.
С пылью века по ней катятся.
Чего ей ещё желать?
Ею тащился к Каабе огнепоклонник-араб.
Ею шли караваны в Индию и Багдад.
Ею в далёком веке сквозь позвоночный хряск
Лодьи тащили предки в Греки из Варяг.
А при социализме, наевши будки,
Едем мы на попутке.

1961



ПЛЫВУТ ОСТРОВА

Плывут острова, где кончается море.
Плывут острова, где начинается небо.

Мы поднимем над островом парус,
Парус, сшитый из света и силы.
Пусть солёный прохладный жемчуг
На горячее тело льётся!
Жемчуг - на грудь,
Жемчуг - на пояс!
Кто богаче нас и щедрее?

Страшная грива прибоя,
Зелёная мрачная грива:
Вниз - до зубов кораллов,
Вверх - до смуглых кокосов.
Эй, чудовище, дай твою лапу!
Мы любим тебя и знаем
И над тобою смеёмся.
Мы над всем миром смеёмся!
Кто нас веселее?!

Запах земли горячей, запах тёплого моря
Заполняет нам лёгкие - он повсюду.
Мы сами пахнем морем,
Жгучим солнцем и морем,
Что смеётся над миром тоже.
Мы хотим вдохнуть весь запах!
(Но нельзя вместить его больше!)
Пусть же рвутся лёгкие к чёрту!
Мы ХОТИМ вдохнуть этот запах!

Эти цветы - из горных долин,
Долин, что высоко над океаном.
На цветах -- бриллианты росою...
Эти руки цветы сорвали,
Руки цвета золотого кофе
Там, высоко над океаном
В горах, где дуют прохладные ветры.
В них любовь и боль расставанья,
В них улыбки твои и слёзы
И глаза, что молят "Останься!"

Это цепь между нами и сушей,
Меж земною судьбой и нашей.
Но над островом поднят уж парус,
Тот, что скроен из света и силы,
И наполнен всеми ветрами...
Они рвут цветы и бриллианты
С венка, что ты мне подарила.
И не могут сдержать нас цепи -
Ведь уж поднят над островом парус!

Плывут острова, где кончается море.
Плывут острова, где начинается небо...

Лето 1962. Впереди - Африка