Горящий Зевс

Наташа Лазарева
Горящий Зевс. 

1. Несёт меня течение.

          26 апреля я была уверена в своих планах до конца сентября.
          Ещё в марте я предупредила начальство, что уволюсь в начале июня. Я нашла работу кружководом в детском лагере. В первых числах съездила туда, познакомилась с директором, подала заявление на 4 смены.
          Конечно, я бы с большим удовольствием поработала за границей, но в этом году не получилось.
          Итак, я составила план:
1. Работаю до июня.
2. Еду в лагерь на всё лето.
3. С майской зарплаты покупаю нетбук.
4. В сентябре делаю визу и, на честно сэкономленные,  лечу в Испанию или в Португалию.
5. После отдыха ищу новую работу.
6. В мае, до летней работы, с Галей покупаем бюджетный тур на недельку – вдвоём и выгоднее, и спокойнее. (У меня есть переработка ещё с Новогодних праздников, так что небольшой отдых – не проблема).

          27 апреля в магазине случилось экстренное собрание: фирма терпит убытки, поэтому все сотрудники автоматически переводятся в некую фирму по найму рабочих, зарплата серая, отпуск и больничный ёк, никаких окладов – платят по часам.
          Все недовольные пишут заявления задним числом и сразу же свободны. Я написала заявление, т.к. мне сообщили, что я буду работать продавцом бакалеи. Не буду.
          Бакалейщицы наехали: «Ты что?! В отделе продавцов нет, мы в отпуска хотим, а ты увольняешься?» Я объяснила, что тоже хочу в отпуск, и отсутствие персонала – не моя головная боль. Я не нанималась разгружать палеты и поправлять фейса,  я - художник.

          Думаю: ладно. Ну, уволилась на 40 дней раньше. В конце концов, дела какие-то накопились, надо заняться. Отдохну, опять же. Нетбук куплю с июньской зарплаты.
          В обед по радио передали сообщение Минздрава (или как он теперь у нас называется?): в связи с эпидемиологической опасностью в летние лагеря запрещено принимать лиц до 55 лет, не болевших корью и не имеющих соответствующих прививок. Супер. Не смотря на суровое детство, я не болела никакими инфекционными заболеваниями, а вот от прививок у меня медотвод. Один раз, лет семь назад, в приказном порядке сделала уколы от дифтерии. Свалилась на больничный, первые три дня даже пошевелиться не могла. Больше не экспериментирую.

          Снова думаю: ладно, лагерь отпадает, найду что-нибудь другое, а до устройства на новое место съездим с Галей куда-нибудь.
          28 апреля в обед позвонила Галя и сказала, что ей дали путёвку в санаторий, и она в мае уезжает.
   
          Вот так. За временной отрезок в сутки с хвостиком я осталась без работы, без курорта и без перспектив.
          Две недели, помимо домашних дел и всякой ерунды, шарила по сайтам работы и турагентств.
          На мои резюме даже не отвечали, зато после них добавляли в вакансии ограничение по возрасту.
          Стартовая стоимость любой поездки на одну персону начиналась от 16 тысяч. Если решиться на такую трату, останется лечь и помереть. Или добраться до дачи и сдаться на милость престарелых родителей. Плохие варианты.

          Знать бы, где упадёшь… Если б в апреле я потратилась на шенген, можно было бы проехаться по Европе. Но, специально не стала делать визу, потому что была твёрдо уверена: до осени она мне не понадобится.

          После майских праздников стало ясно, что в ближайшее время, воленс- не воленс, а придётся отнести трудовую какому-нибудь работодателю.

          10 мая я рыпнулась в последний раз, сходила в поликлинику, чтобы узнать, как быть с корью, которой не было. Никак. Только прививка. Или – детская карточка с подтверждением болезни (я пыталась соврать, что родители не помнят, болела ли я, и были ли прививки). Детской карточки нет.
          Из поликлиники пошла по другим делам, но ничего не клеилось.
          В седьмом часу вечера позвонила Таня ( http://proza.ru/2010/09/26/1019 ): «В музей срочно нужны смотрительницы. Зарплата 8 тысяч, но можно подрабатывать здесь же» Я сказала, что зайду перетереть.
          У меня нет комплекса неполноценности по поводу валяющегося где-то красного диплома университета культуры. Я давно играю с судьбой в поддавки.
          Музей в десяти минутах от дома. На дорогу тратиться не надо. И не надо покупать нетбук – живу дома, глобальная сеть присутствует. До осени подкоплю на отдых.


2. Горящий Зевс.

          Я стояла на улице Правды. Передо мной – две двери, ведущие в турагентства. Почему остановилась здесь? Потому, что телефон зазвонил, и я завозилась, вылавливая его в сумке.
          Я посмотрела на рекламу, развешенную на окнах, и поднялась по ступенькам в левое агентство. Во-первых, я – переученная левша, но при выборе направления всегда сворачиваю налево. Во-вторых, символом этого агентства был силуэтный портрет Зевса. Я подумала: «Вау! Силуэт!» и вошла внутрь.

          Туроператор улыбнулся: «Здравствуйте! Меня зовут Антон. Что хотите?» Я пожаловалась: «Визы нет. С деньгами беда. Внезапно осталась без работы, уже надо устраиваться куда-то, но если я сейчас не отдохну, ближайший отпуск светит глубокой осенью. Что самое противное, я одна» - «Когда можете поехать?» - «Да, хоть сейчас» - «Сейчас вряд ли, а вот завтра…
          Смотрите, есть одна путёвка, сингл, Кипр, 6 дней, Лимассол, отель «Крузейро», три звезды, завтрак +ужин, перелёт, трансфер, вылет завтра в 14-20. Стоит 10 с чем-то. Секундочку, сейчас открою».

          Я купила. Дома кинула в рюкзак майку, футболку, две кофточки, платьице, юбочку, купальник, босоножки и пляжные тапки. Я готова.
          Утро встретило дождём. Отлично. Дождь – к удачной дороге.
         
          Летели хорошо. В самолёте орали дети. Я привычно вставила в уши беруши и уткнулась в иллюминатор, фотографировать облака.
          Из аэропорта нас повезли по отелям. Я начала страдать: некоторые отели выглядели, мягко скажем, никак – безликие несколькоэтажки не у моря. Я уговаривала хныкающую душу: «Наташа, чего ты хотела за такие деньги?»
          Мой отель оказался у самого-самого моря. И был если не роскошным, то очень красивым. Высокий, стройный, этакая «точка» или «щепка». Парковочная площадь, вход с просторной аркой, рыцарские доспехи перед рецепшен, ресторан, бары, обширная терраса с бассейном, детская площадка. Море – тут же, вход в воду с мостка прямо с террасы!
          Лифты, зеркала, ковры, бронза, дерево, мрамор…
          Если это – три звезды, какие чудеса творятся в пяти?
          Одноместных номеров не оказалось в наличии, мне вручили ключ от двухместного.

          В ресторане висело объявление только на русском: «За вынос любой еды штраф 15 евро».
          Я ознакомилась с расписанием: «Завтрак с 7 до 9.30. Ужин с 19 до 21-45». Что мы имеем? Шведский стол и четырёхразовое питание. Зачем что-то выносить?

          Нам предложили сейфинг за 2 евро в сутки. Я развесила в шкафу одежду, вложила в пакет документы, наличные и отключённый сотовый. Приподняла тумбочку с телевизором и засунула пакет в образовавшуюся щель.
          До ночи гуляла вдоль моря. По всем пляжам разгуливали кошки. Интересно, они плавать умеют?
          В номере рухнула в койку, закрыла глаза, сняла часы, промахнулась мимо тумбочки. Пофиг. Завтра.


3. Там, под океаном

          Проснулась в половине седьмого и подумала: до завтрака схожу пофотографирую утреннее море.
          Сюрпрайз. Солнце давно раскатывало по небу, яркий свет мешал. Отдыхающие купались. В семь утра? Я потрогала воду – тёплый бархат. Воздух тоже был густым, тёплым и бархатным. Значит, переходим к водным процедурам.

          За завтраком мои попутчики делились неприятностями: каким-то москвичам пришлось менять номер за доплату, потому что у них под окнами гремела стройка.
          В 10-30 наш гид по экскурсиям, Лидия, принимала заявки. Я могла позволить себе только одно развлечение из длинного списка. Меня заинтересовал дайвинг. Лидия позвонила куда-то, ей ответили, что дайвинг будет лишь в среду. Я чуть не заплакала: «Я в среду улетаю!» Меня забрали через час.

          Обучение проводилось в другом отеле. Инструктор, паренёк с внешностью истинного арийца, родом из Риги, сказал: «Вам повезло и с погодой, и со мной. Ещё вчера море было мутное, здесь шли дожди. Я даю групповые уроки два раза в неделю. Занятие должно быть завтра, но завтра я не могу, поэтому сегодня Вы одна, вне расписания. Раньше погружались?» - «Нет» - «Почему вдруг?» - «Хочется» - «А, Вы смелая» - «То есть?» - «Даже молодые боятся» - «Я не боюсь» - «Я вижу».
          Дайвера из меня не получилось.
          Костюм сковывал движения. Грузовой пояс и акваланг на суше давили, а в воде изящества не прибавляли. В маске я выглядела идиоткой. Ласты в восторг тоже не привели. Тем не менее, упражнения в бассейне прошли вполне нормально, и мы с Василием направились к морю.
          До моря пришлось топать сначала по лестнице, потом ещё метров тридцать. Толстый костюм-двойка, на поясе 10 кг грузил, за спиной железная дура. Я проклинала все фильмы, где герои и героини, живо экипировавшись, легко закидывают за плечи баллоны со сжатым воздухом и грациозно ныряют в океан…

          Под водой царила солнечная идиллия. На мелководье солнца больше, чем песка. Я трогала дно, любовалась золотыми сияющими сетями, которыми Кипр ловит сердца гостей.
          Мы почти доплыли до небольшого островка, Василий сделал знак поворачивать влево, чтобы обогнуть его и начать погружение на большую глубину, и тут я почувствовала тошноту.

          Перед этим был момент, когда в мою маску попала вода, а я, вместо того, чтобы выдохнуть носом и вытеснить воду (легко было в ученье, тяжело оказалось в бою), носом вдохнула. Нам пришлось делать перерыв, чтобы я отдышалась.
          Всё бы ничего, но я не употребляю соль. Я смолочу и перец чили, и васаби, и имбирь, да любые приправы и пряности – только не соль. Мой организм её не принимает. Тем более, в концентрированном виде и почти на голодный желудок: после завтрака прошло пять часов, а я не стала подкрепляться, рассудив, что набитое пузо плохо для плавания.
          Кишки свело спазмом. Я вынырнула, выплюнула загубник, сорвала маску и промычала: «Снимите с меня снаряжение, меня рвёт!»
          Василий отцепил пояс, расстегнул крепления акваланга, вытряхнул меня из лямок и придал мне вертикальное положение. Я вцепилась в накачанный воздухом жилет и блевала. Хорошо, что спектакль состоялся в приличном удалении от пляжа. Сначала мне было стыдно, а потом я подумала, что что в этом же море плавают где-то и дерьмо, и кровь, и трупы, и перестала комплексовать. Василий поддерживал меня: «Всё хорошо? Сейчас масочку сполоснём, и продолжим!» 
          «Ни-за-что!» Кто-то легко отходит после стрессов, мне надо с такими делами, что называется, переспать. В мозгу крутились строки для будущего неизвестного рассказа, или романа: «Паника затмила разум, она забыла про то, что в акваланге достаточно воздуха, рванулась к поверхности, на ходу выдрав загубник из намертво сжатых зубов…» Ну, что-то в этом роде. Надо будет записать, потом пригодится.

          Василий отбуксировал меня поближе к берегу и поплыл искать сброшенный грузовой пояс. Я балдела, качаясь в прибое. Вернувшийся инструктор запечатлел этот момент и констатировал, перекидывая уже в холле отеля фотки мне на диск: «Вы здесь выглядите абсолютно довольной!» - «Я люблю море!»
          Да, Василий был прав: сегодня мне повезло. Кстати, учитель сказал, что у него есть постоянный «студент», которого рвёт после каждого погружения. Мол, такие случаи бывают раз в год, с людьми, не имеющими противопоказаний, что непонятно. Я получила диплом о совершении пробного погружения по программе PADI Discover Scuba Diving, на котором Василий дописал от руки: «За проявленное мужество и стойкость». Я засмеялась: «Это Вам надо такую надпись в документах сделать! Представить не могу, с какими ситуациями Вам приходится сталкиваться!»

          По дороге в свой отель попыталась нашарить в сумочке шоколадку. Шоколадки не было. Я рассердилась, поставила сумку на колени и заглянула внутрь. Шоколадка была. Я взяла её – внутри обёртки плавало что-то жидкое. Ну да, когда на улице за 30, а сумочка всё время на солнце…

       Дверь в мой номер была приоткрыта. Табличка «PLEAS, DO NOT DISTURB» валялась на полу. В шкафу раскачивалась вешалка с ветровкой. Кто-то свалил из моих апартаментов за секунду до меня. Я проверила «свой сейфинг» и похихикала вслед воришке.
          Включила телевизор. О! Италиано каналы! Завалилась смотреть какой-то сериал. Парочка на экране пила текилу. Я вспомнила, как однажды была в гостях у подруги и испортила вечер всем присутствующим. Когда, приговорив водочку, мы ударили по текиле, мне внезапно стало так плохо, что я почти теряла сознание.

          Открытие взбудоражило. Не то чтобы я решила, что могу стать спасителем части населения, но, согласитесь, если кого-то начнёт выворачивать на глубине, мало никому не покажется – ни страдальцу, ни участникам группы, ни инструктору. Связаться с Василием могла только через гида, которая появляется в отеле вечером. Решила прогуляться, перебивание одних эмоций другими – самое лучшее моё времяпровождение.
          Люди – самое интересное, что может быть. Кто-то считает, что дети, но я не согласна. Дети все одинаковы в своей непосредственности и открытости. С возрастом появляются привычки, шлифуется характер, гипертрофируется темперамент. И, что самое забавное, люди начинают тупеть от стереотипов и догм. Вот, захожу в Макдональдс. Захотелось Макфлури. Перед покупкой пошла в туалет, помыть руки. Одновременно со мной зашли мать и дочь-подросток. Заперлись в кабинках, через секунду обе выскочили: «У тебя в кабинке тоже нет бумаги? И здесь нет полотенец! Что делать?!» (Вот не надо хихикать, я тоже никогда не нажму на слив рукой, не защитив кожу бумагой или салфеткой, и в 99 случаях из 100 у меня с собой влажные салфетки).  Я молча показала дамам на шкафчик с одноразовыми сиденьями для унитазов. Тонкие, как салфетки, они, как салфетки же, вытаскиваются по одной. Я взяла круг и вытерла руки. Мать тут же отреагировала и схватила пару сидений. Дочка задохнулась от возмущения: «Мама! Это же сиденья для унитазов!» Маме пришлось её уговаривать. Интересно, девочка никогда не задумывалась, что туалетная бумага и полотенца для рук отличаются только шириной бумажного полотна? Как она сможет жить, когда узнает, что из слоновьего навоза производят упаковку, книги, журналы, настольные игры, школьно-письменные товары, фоторамки, открытки, игрушки и много чего ещё, включая тот же пипифакс…


          Перед ужином подошла к Лидии и попросила позвонить Василию. Трубку взял его напарник. Я сказала, что если причина недомогания дайвера кроется в попадании соли в желудок, возможно, этого легко избежать. Например, за полчаса до выхода в море выпить смекту или мезим, я не знаю, надо нарыть инфу в Интернете и посоветоваться с медиками. И ещё – надо всем «студентам» задавать этот вопрос, наряду с остальными: «Страдаете ли Вы повышенным давлением», «Бывают ли у Вас кровотечения» и др.

          После долгого-долгого ужина (я перепробовала всё! и объелась мандаринами) ушла бродить по берегу. Отели сияли, пароходы гудели, люди купались, кошки шастали у самой воды.

          Я шевелила серыми клеточками. После подводного приключения (никаких сожалений о потраченных еврах – столько впечатлений!), мои финансы поют не романсы, а оратории из «Трёхгрошовой оперы». Впереди – три дня для насыщенного времяпровождения, но наша гидша отказалась открыть тайну самостоятельных походов по достопримечательностям.
          Информацию о поездках da solo я таки получила. По пляжам забрела далеко, хотела доехать до отеля на автобусе. Остановки пусты. Расписания нет. Я заглянула в таверну и спросила на ломаном английском: «Сорри, зе бус го?» Женщина за стойкой что-то проворчала на греческом (послала, что ли?), но я не отставала. Она проворчала: «Руссо?» Я обрадовалась: «Да!» Женщина крикнула: «Алекзандро!» Появился загорелый седеющий красавец, с золотыми фиксами: «Что случилось?»
          Я стала бить на жалость: «Здравствуйте! Как хорошо, что могу спросить знающего человека! Я, понимаете ли, пятку натёрла, теперь еле хромаю. А в отеле экскурсии групповые. Если ехать с группой, буду всех задерживать, и сама ничего посмотреть не успею. Пожалуйста, подскажите, как и куда можно одной съездить?»
          Продиктовав номера и маршруты городского транспорта, Александр сказал: «Жаль, завтра я работаю. Сам бы Вас отвёз!» Я сказала: «Спасибо огромное! Ничего, я справлюсь!» и поскакала восвояси, забыв про «хромоту».
         

4. Мадам из России.

          Приняв утренний душ, уселась перед зеркалом, включила фен и обнаружила, что расчёски нет. Где-то вчера посеяла.
          Фен выключила. После принудительной просушки я буду походить на сумасшедшую. Грива сохла естественным путём, я грустила: «Чёрт побери, как люди заботились о патлах до изобретения расчёски?!»
          Растопырила пальцы, провела по спутавшимся лохмам. Не-а.
          Выйти к завтраку, напялив кепку? Глупо. Магазины закрыты. Достала стеклянную пилочку для ногтей. Через полчаса выглядела почти прилично. Да-а, древние модницы, наверное, тоже наводили красоту сначала одной веточкой, а потом кто-то сообразил соединить вместе несколько – вот вам и гребень.

          Что я забыла спросить у соотечественника, так это расписание работы музеев. Вдруг, в воскресенье у них выходной? Опять же, неизвестно, сколько времени займёт дорога, а в 18-30 будет парад цветов. В отеле со вчерашнего только об этом и говорят.

          Позавтракав, влезла в джинсы и майку, села на автобус, идущий вдоль береговой линии. Решила, что поеду в сторону центра, до кольца. Буду глазеть по сторонам и запоминать, что понравится. Обратно пойду пешком, сколько сил хватит. Устану – сяду в автобус, и к себе.
          Маршрут оказался длинным. Я дивилась на дороги и тротуары. По ходу, здесь, как на Сицилии, дворники отдыхают. Мусор так же выносится в пакетах из домов и складывается у стен или фонарей.
          Некоторые улочки, по которым бродила, один в один Сицилия: узкие, извилистые, с одно-двухэтажными старыми домиками. Балкончики, розы, пальмы, кактусы, садовые скульптуры, апельсины, лимоны, мандарины и кошки. Только итальянской речи почти не слышно. На Кипре русский – основной, хотя международный – английский, а государственный – греческий. Люди отзывчивы, стоит подойти к кому-либо и обратиться: «Здравствуйте!», тут же вопрос: «Мадам из России?», и вам моментально находят или русского, или говорящего по-русски. Причём, не только в магазинах и всевозможных тавернах, трактирах, кафе и барах, где, опять же, никто не навязывает услуги, зато все разрешают фотографировать.

          На обратном пути я фотографировала грузовой порт, корабельное кладбище (на светлых камнях, в нескольких метрах над морем – ржавые катера и яхты, среди которых меня особенно поразил когда-то шикарный парусный катамаран), живописнейшее поле с валами сена в окружении высоченных кипарисов, мечеть, несколько церквей, замок Короля Ричарда (вход 3 евро 40 центов, фотографировать запрещено, ага, как же), улицы и лавочки, площади и фонтанчики, набережную Старого порта (сам порт закрыт на реконструкцию), парк скульптур, пару базаров, просто прохожих и городской парк отдыха с аттракционами, в котором оказался памятник… Пушкину!

          Пока ждала автобуса, ко мне подкатил улыбчивый грек на джипе: «Мадам из России?» - «Да». Припарковался поодаль, вышел из машины. Сказал, что его зовут Алексис, он – хозяин рыбного магазина, позвал в гости. Я сказала, что меня зовут Наташа, есть я не хочу, а хочу смотреть Кипр и фотографировать. Алексис пожал мне руку и откланялся. Такой вот грек, простой, как сибирский валенок. Мог бы до отеля подбросить. Наверное, отправился на поиски более отзывчивой Наташи.

          Расчёску купила. С обязательной длинной ручкой. Почему с длинной? Мне лень каждый раз шнуровать кроссовки. Длинная ручка расчёски отлично заменяет рожок для обуви.
          Из автобуса перед отелем вывалилась, жалея, что у меня нет крыльев – ноги за 6 часов непрерывной ходьбы устали так, что я сразу засунула их в ванную, намазала кремом и уложила на подушку – отдыхайте!
          Ступни гудели о том, что фиг мне, а не купание. Я шепнула, что в воде им станет лучше. Уговорила. Море слегка волновалось – то, что я люблю.

          Для цветочного шествия перегородили проезжую часть на протяжении трёх автобусных остановок. Я начала одеваться. На джинсах сломалась молния. А юбка ещё не просохла после пляжа. Я уронила её с лежака и по ней же потопталась, поэтому выстирала. Но, мне надо было в магазин! Девушка на рецепшен, выдавшая ключ от номера, ахнула, глянув на мои красные плечи, лоб и декольте: «Срочно купите шляпу. Вы же обгорите!» Я уже обгорела и завидовала умным тётям и дядям, разгуливающим под пёстрыми зонтами. Мой зонт остался в Питере. Новый купить? У меня их уже четыре.
          Учитывая дальнюю поездку, запланированную на завтра (ещё не выбрала, поеду в Kolossi Castle или в Амфитеатр), мне нужны шляпа и длинная юбка. Но, в чём выйти на улицу сейчас? Сняла с вешалки мини-платье. Достала из рюкзака леггинсы. О-о… Я перепутала упаковки и взяла с собой не леггинсы, а колготки. Плотные ярко-синие колготки. Очень смешно. Лучше пойду голыми ногами. Конечно, мне не 17 лет, и подол по самое некуда меня не украсит, но здесь дамы гуляют в таких открытых полупрозрачных одеяниях, что я на их фоне буду почти монашкой.
          Через два часа вернулась в юбке (в примерочной надела под платье, которое сразу стало кофтой), шляпке с широкими полями и новыми фотографиями.


 5. Билет одного дня

          В выданном нам в первый же вечер рекламном проспекте мои пункты путешествия указывались. Но, прайс-лист на круизы в Израиль, рыбалку на акул, ночи Дионисия для взрослых, полёты над Кипром с уроками пилотирования, путешествие на восток с лицезрением танцующих фонтанов, посещение святых мест с чудотворными мощами и иконами, ставил перед фактом, что против кармы не попрёшь: в этой жизни я не могу присвистнуть с растяжечкой и крикнуть: «Такси!», выкинув руку над сложной дорогой.      
          Я таскала рекламку с собой, вздыхая о невозможных приключениях и искренне завидуя тем, кто сейчас пользуется эксклюзивными услугами.

          В автобусе уточнила, где выйти, чтобы пересесть на автобус к замку.
          Здесь шофёры часто женщины. Это – раз. Два: на приборной панели – видеоэкран со второй дверью. Но, если вы не нажали кнопку остановки, имеющеюся у каждого сидения, а на остановке пусто, автобус лихо прокатит мимо, даже если вы демонстративно встанете у двери. Откуда водителю знать, зачем вы там стоите? Может, сидеть не хотите. Я поняла это в первую же поездку, поэтому каждый раз, покупая билет, спрашивала, где мне выйти. Если задать подобный вопрос, можно удалиться в конец салона. Водитель не только сделает остановку, но и высунется из кабины и, обратившись к вам, громко возвестит, что вы прибыли.
          Купив билет за 3 евро, можно ездить на всех автобусах в течение дня. Сначала я не поняла этого (объявления с разъяснением висят не во всех автобусах).
          Зайдя в автобус, спросила, где сделать пересадку. Водительница продала мне розовый билет (в отличие от жёлтого, за 1 евро) и сказала на выходе, что мой автобус подойдёт сюда же через 4 минуты.
          Я дождалась нужный номер, вошла в салон и водитель, после моего вопроса «Pou Kolossi Castle?», оторвал билет за 3 евро. Я подумала, что маршруты дальнего следования стоят дороже и, нашарив в кармане оплату без сдачи, вместе с мелочью вытянула розовый прямоугольничек. Водитель заволновался, схватил обе бумажки, побежал в диспетчерскую, вернулся, денег с меня не взял и объяснил, что по розовому билету можно ездить до ночи. Приятное известие.

          За этот день я побывала и в замке, и в Курионе. Билеты  в них по 1,70 евро. Фотографируй сколько влезет в карту памяти.
          Замок очень понравился. Мощный и красивый. Во дворе растёт дерево, толстые длинные ветви которого в нескольких местах подпёрты вертикальными брёвнами. Надо глянуть в сети, сколько веков этому дереву. Сам замок, построенный луизианцами в XII веке, является образцом средневековой архитектуры.
          Одна из служащих отеля вчера говорила, что замок Ричарда лучше Колосси. Ну, кому что. Замок в центре Лимассола плотно окружён домами. И сам он вполне вписался бы во двор какого-нибудь питерского квартала в новостройках – любой житель подумал бы, что это – очередной комплекс для детских игр. Компактный, симпатичный, маленький, весь в клумбочках.

          Из интернета:
«В один прекрасный день 1191 г. Ричард Львиное Сердце высадился у берегов Кипра, чтобы свести счеты с Исааком Комнином, тогдашним правителем острова, овладевшим английским кораблем, который потерпел крушение у его берегов. На борту захваченного корабля находилась Беренгария Наваррская, сестра короля Ричарда и одновременно его невеста. В ответ на это "похищение" Ричард Львиное Сердце со своими войсками высадился в Аматусе, теперешнем пригороде Лимассола, и, после молниеносной атаки наголову разбив войска противника, почти сровнял город с землей. Завладев Лимассолом, 12 мая 1191 г. он обвенчался с Беренгарией Наваррской. Венчание состоялось в церкви или в том здании, которое находилось на месте нынешнего замка.
На месте венчания сейчас стоит красивейшее здание, сочетающее в себе элементы различных стилей, что придает зданию особое очарование и делает его уникальным. История замка чрезвычайно богата и интересна. Здесь можно увидеть и могильные плиты периода правления Лузиньянов и венецианцев, и остатки византийской часовни…»

          Ну, теперь понятно, почему я восприняла замок без исторической дрожи. Лепили его из того что было. Получилось мило.

          А вот Колосси возвышается на горе, и с его башни, площадью во всю крышу, уходить не хотелось.
          Вокруг замка ведутся раскопки. Я б пожила в таком «домике»!
          Ветер неистовствовал, срывал шляпу, гонял по каменному полу, задирал юбку, пытался завалить фотоаппарат, перед которым я позировала, придерживая подол, шляпу и шарфик одновременно. Все портреты на крыше получились смазанными. Зато панорамные фотки – восторг!

          Когда ехала в замок, обратила внимание, что автобус идёт вслед  маршруту на Courium Theatre. В каком-то месте дороги разбежались.
          Ожидая обратного рейса, нарисовала в блокнотике картинку: внизу листа домики и надпись «Limassol». Наверху слева – замок, надпись «Kolossi Castle» и автобус с №17. Наверху справа – полукруг Амфитеатра, надпись «Courium Theatre» и автобус №16.
          Дорога от Лимассола раздваивается в центре листа (рисунок похож на рогатку). Разветвление перечёркнуто крестом. Над крестом – знак остановки автобусов №№16,17. На остановке – женщина при юбке и шляпке. Стрелка по шоссе ведёт от замка к остановке, где поворачивает к Амфитеатру.
          Это я так долго расписываю. Рисунок размера 10х15 был схематичен и примитивен. Водитель понял, высадил меня через несколько минут, махнул влево. Не успела сделать двух шагов, мимо пронёсся №16. Стало обидно до слёз. ХЗ, как часто они здесь курсируют. А на улице жара. И я только забалдела от удачи – поездки на два дня укладывались в один.
          Возле ближайшего магазинчика обратилась к мужчине, тыча пальцем в рисунок и старательно произнося: «Пу автобус?» По-гречески автобус звучит иначе, но картинка должна была выручить.
          Чернокудрый грек лет сорока кивнул и сказал, что отвезёт меня. Я кивнула в ответ. Николос говорил на смеси русского, греческого и английского. Я понимала через слово через два. Николос спросил, откуда я («Санкт-Петербург! О!»), как меня зовут («Наташа?» - и хитренькая улыбочка), предложил продолжить знакомство и попросил номер телефона. Я сказала, что телефона нет. Он довёз меня до кассы и спросил, есть ли у меня часы. Часы есть. Николос спросил, сколько времени мне надо для осмотра археологической зоны. Я сказала, что меня ждать не надо. Николос пожелал гуд лайк и уехал.
          В Courium Theatre я провела 4 часа.
          Амфитеатр разочаровал. На фоне четырёх, ранее виденных на Сицилии, этот был мелким. Зато панорама – великолепная! Краше было только в Таормине. Хотя, нет – иначе там было, всё иначе.
          Из амфитеатра побрела по указателям, из которых не очень-то понятно, что тебя ждёт, и организованные группы туда не водят. Я бы и сама не пошла, но заинтересовала надпись «Дом гладиаторов». Дорожка вела кверху, и ничего на этом верху не было. Я подумала, что, возможно, сфотографирую более удачный вид окрестностей. Я сделала полсотни снимков.

Информация из интернета:
«Археологический парк Курион (Куриум) находится на западе от Лимассола.
В древности Курион был крупным городом-государством. В парке Куриона можно увидеть великолепный театр греко- римской эпохи, который был построен во II в. до н. э. Во II в. н. э. здание театра было расширено. К настоящему времени оно полностью отреставрировано. Сегодня в нем проводятся музыкальные и театральные представления. В ходе археологических раскопок был обнаружен дом Евстолия - частная вилла, которая в раннехристианский период была местом отдыха горожан. В доме расположены римские термы и другие помещения, пол которых украшен мозаикой, выложенной в V в. В парке находится раннехристианская базилика, тоже относящаяся к V в. н. э., которая, вероятно, была кафедральным собором Куриона. В северной части базилики расположена отдельная крестильня. Дом Ахилла и дом Гладиаторов получили свои имена из-за тематики мастерски выполненных мозаичных изображений, украшающих их полы. В других частях города расположены частные виллы и большой нимфеум, посвященный водным нимфам. В километре к западу от города рядом с дорогой, ведущей в Пафос, расположен древний стадион, относящийся ко II в. н. э. Это открытое сооружение, поэтому туристы могут посещать его круглый год.
Расположение: 19 км к западу от Лимассола по дороге в Пафос».

          В общем-то, весь город-государство – руины. Но это – руины целого города, большого, и обойдя его весь и застыв где-то посередине, у меня возникло представление о том, как здесь жили люди тысячелетия назад. Неимение под рукой машины времени компенсировало воображение.

          В отеле отдохнула, искупалась и до ужина каталась по городу почти без всякой цели. Поужинала и снова поехала кататься.


Часть 6. Кипрский сувенир

          День перед отъездом посвятила походу по магазинам. Поход ещё тот. Евриков кот наплакал, а хотелось привезти что-то детишкам. Так как я все дни захаживала во все попадающиеся на пути магазины, примерно представляла цены на основные кипрские сувениры: поделки, алкоголь, сладости, оливки и всё что из них производится, от масел до мыла. Самый недорогой продуктовый магазин оказался напротив отеля и назывался «Святой Нектарий». Рядышком был магазин с сувенирами, средних цен, но с множеством распродаж.
          Забавным в походе было то, что из-за узкой проезжей части водители паркуют автомобили на тротуарах, особенно плотно по вечерам, и автомобили стоят на пешеходных дорожках, а пешеходы идут вдоль них по шоссе.
          Нас предупреждали о сложностях левостороннего движения, но у меня их не возникло. Моя улица в Питере – одностороннего движения, выходя из подъезда, я сразу смотрю направо.
          Нам говорили, что водители не очень-то любезны по отношению к пешеходам, но и этого я не заметила. Топать до светофоров лениво, переходила улицы, где мне удобно. Стоишь так, пережидаешь поток, нередко машина останавливается и водитель делает знак: иди! Улыбнёшься, ручкой помашешь, почапала.

          Среди, как меня уверяли, традиционных сувениров прекрасного острова, была такая игрушка (название не записала, из головы вылетело): деревянная рюмка на длинной ножке, но без подставки, и шарик на верёвочке, прикреплённый сбоку. Держа «рюмку» одной рукой, надо качнуть шарик так, чтобы он попал внутрь ёмкости. Лет –дцать назад я купила две таких игрушки под Псковом, в Стругах Красных (на Прозе начат сборник «Струги Красные – места прекрасные»), как традиционную игрушку славных скобарей. Детям развлечение быстро надоело, и я держу его для гостей – определять степень опьянения. Трезвый человек без труда, после нескольких попыток, забрасывает шарики в «рюмки», держа игрушки в обеих руках одновременно. Тот, кто слегка подшофе, справляется с задачей, ловя шарики по очереди левой и правой рукой. Человек в среднем подпитии едва справляется с праворукой версией забавы. Если участник застолья с трёх попыток не может закинуть шарик правой, баста – ему больше не наливать!

          За ужином ко мне прилепилась дамочка. Тут же рассказала, какая она творческая личность, но ужасно невезучая. Несчастная, вынуждена была лететь на отдых в одиночестве. Но, не имея лишних денег, она не может воспользоваться экскурсиями, предлагаемыми турфирмой. Я откликнулась на печальную повесть и объяснила, как посетить местные достопримечательности самостоятельно и почти без затрат. Дамочка вцепилась в меня клещом: «Вы всё уже знаете, съездите со мной! Нам вдвоём нескучно будет!» Я извинилась: «Мой отдых закончился, увы». Эту фразу пришлось повторить трижды, прежде чем творческая личность поняла, что я с ней никуда не поеду. Тогда она предложила провести вечер в баре, где уже началось веселье: «Я ни с кем не знакома, и контингент тут совсем для меня неподходящий!» Я поднялась из-за столика: «Мне рано вставать, поэтому я рано лягу». Она потащилась за мной в лифт. Перед моим номером воскликнула: «Ах! Мы – соседки! Можем посидеть, поговорить!» Я отказалась от такого заманчивого предложения: «Извините, я ложусь спать». Следующий вопрос меня поразил: «У Вас в Санкт-Петербурге отдельная квартира?» - «Нет, я живу в коммуналке, в комнате с родителями» - «Жаль. Знаете ли, я бываю в Санкт-Петербурге, и знакомые часто ездят. Но гостиницы такие дорогие! Останавливаться неизвестно у кого опасно, а когда есть приличные люди, и ты их знаешь…»
          Я пожелала ей спокойной ночи и захлопнула дверь. Надо же, какая хваткая. Нет, чтобы сказать для начала: «Будете у нас на Колыме…». А она даже моего имени не спросила!

          Почему всегда находятся люди, которые считают, что их все должны ждать?
          Автобус в аэропорт назначили на 7-55. В 8 девушка в жёлтой футболке побежала в отель, искать не явившихся на вылет. Через 5 минут принеслись два парня со спортивными сумками. Семейную пару ждали ещё 5 минут. Нестарые и спокойные, пришли в развалочку, мирно беседуя между собой. Через 10 минут девушка в жёлтой майке пригнала двух тёлок. Молодые сисястые дылды, при минимуме одежды и максимуме загара, увешанные «золотом и брильянтами», вихляясь на высоченных шпильках и капризно надув до треска накачанные гелем губищи, изображали нечеловеческие усилия, таща за собой что-то вроде комодов на колёсиках. Как ни странно, дивы были брюнетками. Наверное, перекрасились.

          В аэропорту трижды вызывали на рейс в Екатеринбург полтора десятка русских. Самолёт улетел без них. Думаю, на Кипре прибавилось наших гастарбайтеров.

          Обратный полёт прошёл незаметно. Было много свободных мест, люди разбрелись по салону, опускали подлокотники и спали. Самолёт прибыл в Пулково на 20 минут раньше.
          В аэропорту включила телефон. Сразу звонок. Из лагеря. Я вздохнула и ответила: «Да. Да, это я. Нет, боюсь, ничего не получится. Я не болела корью, и у меня медотвод от прививок. Что? Медотвод – годится?! Ладно. Когда привезти санкнижку? Собрание, на днях, в центре? Спасибо!»
          Ура!

          Я ехала домой на прямой маршрутке и думала, что Швеция - хорошо, и Финляндия - хорошо, и Латвия - хорошо, и Литва - хорошо, и Чехия - хорошо, и Кипр - хорошо, а Сицилия – лучше!

         

         
 
         






На фото: дайвинг)))