Вторичная литература

Лев Израилевич
 Как-то зашёл я в наш самый шикарный магазин художественной книги. Полки и столы ломились. Конечно, здесь были люди, чётко знавшие, зачем пришли. Но немало и таких, кто уныло ходил меж полок, не зная, что выбрать. Так с пустыми руками и ушли. Может денег пожалели, а может быть решили, что дешевле и легче вовсе не читать бумажные книги.

В детстве, а оно было послевоенным, трудным, хороших книг издавалось мало. Не до них тогда было. Подымали страну из руин. Да и что такое хорошо в художественной литературе нам тогда объявляла КПСС, а нередко это делал даже сам товарищ Сталин.

Тем не менее  читал я запоем. Всё подряд. Точнее сказать, всё, что удавалось раздобыть в библиотеках, у друзей и знакомых. Понятное дело, по школьной программе – исключительно русскую и советскую классику.

И всё же при всей скудности выбора до класса седьмого умудрился прочитать
«джентльменский набор» моего босоного детства: Жуль Верн, Дюма, Конан Дойль, Марк Твен и др. Из советских авторов мне запомнились книги братьев Стругацких. Само собой, Ильф и Петров, повести Рыбакова. Всех уже и не припомню.

Почему-то «теоретики» называют эту литературу вторичной и даже побочной. Иногда, иллюстративной. Тем не менее я всегда читал её с увлечением. Естественно, не буду оспаривать давно известный факт, что существует БОЛЬШАЯ литература.

Это когда перед настоящим художником стоит одна единственная задача: посредством таланта, знаний, жизненного опыта и т.д. выразить себя, свою суть, поделиться своим взглядом на окружающий мир, своими мыслями и впечатлениями о нём. Именно так писали великие классики всех времён и народов.

В идеале к этому должен стремиться каждый, как когда-то говорили, взявшийся за перо. Но тут уже всё от Бога. Если наградил талантом – может случиться. Ну, а ежели нет, что ж, графомания – болезнь не смертельная. И всё же так называемая иллюстративная литература, мне нравилась всегда. В моём представлении это не что-то глобальное, а, скажем, красивая история, добротно изложенная в реалистической форме.

Правда, профессионалы говорят, что такая литература не делает нашу душу выше, возвышеннее, прекраснее! Однако что до меня лично, то из такой литературы я почерпнул, в том числе и на нашей Прозе, немало интересного, узнал много любопытного.

Можно даже сказать с удовольствием провёл время за чтением. Главное, чтобы писалось с душой, искренне, без заезженных штампов и всякой там словесной шелухи. Так что дорогие писатели, читатели и критики я желаю Вам, и себе в том числе, писать именно так.