Москва 1696 г. - день Богоявления Господня

Александр Одиноков 2
         А.Одиноков

                Москва 1696 г. - день Богоявления Господня

       Русь XVII века — это не только смутные времена. Колорит празднеств церковных через века встаёт перед нами с поражающей воображение картиной. В одном из номеров «Новгородских губернских ведомостей» за 1850 г. воспроизведено описание: «Празднество дня Богоявления Господня, в Москве, 1696 года» из «Ведомостей М. Г. П.». Аббревиатура «М. Г. П.» расшифровывается, как «Московской городской полиции». Если принять автора ссылки, то это — А. Быстров.
       Мы публикуем полный текст описания, но, прежде всего, дадим краткое пояснение существа праздника.
       «Все четыре Евангелия говорят о том, Иисус пришёл на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна. Этот сюжет возник в изобразительном искусстве очень рано и получил широкое развитие вместе с песнопениями и обрядом крещения. В иконописи утвердилась следующая иконография: Иисус стоит в водах Иордана, в то время как Иоанн совершает крещение. Ангелы с полотенцами стоят на берегу как свидетели. Нередко в водах Иордана, который тесно зажат прибрежными скалами, видны морские животные и речное божество, которое, толи убегает от Христа, толи молится на него.
        Икона «Крещение» приурочена к 6 (19) января, — одному из самых древних христианских празднеств. Его происхождение относится ко времени языческого, а затем христианского освящения Нила в связи с его регулярными разливами. Это происходило по римскому календарю между 25 декабря и 25 января и может быть прослежено вплоть до II–III веков.
        Праздник 6 января стал называться «Крещением Господне», «Богоявлением». Главный обряд этого праздника — освящение воды в храме, происходящее обычно при большом стечении народа».

        (Онаш Конрад, Шнипер Аннемария «Иконы. Чудо духовного преображения. М., 2001. С. 107).

 
                А. Быстров

                Празднество
                ДНЯ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ,
                в Москве, 1696 года (1)


                (1) Любопытное  описание сего торжества заимствуем из «Дворцовых записок». Известный Гордон, в записках своих, помещённых Туманским в его «Российском магазине» (Ч. 3. С. 258) упоминает также о праздновании дня Богоявления, происходившем в Киеве 1685 года. Вот слова Гордона: «Сего числа (6-го) был праздник и торжество Богоявления. Мои конные полки, также и стрелецкие, выступили в стой, имея при себе 16 полевых пушек. После обедни и по освящении воды, по обыкновению учинена трёхкратная пальба из пушек, потом мелочная ружейная, и на каждые ответствовано было выстрелом из 21 пушки с валов крепостного и городового к нижней части города, так же мелкою пальбою от шести полков с валу крепости и города в виду нижней части города». Подобные известия современников не должны оставаться в забвении. Для истории церковных и народных наших праздников они суть важные материалы.
                А. Быстров


       Января в 6-й день, в понедельник, на праздник Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Великий государь, царь и великий князь Иоанн Алексеевич, всея Великие и Малые и Белые России самодержец, изволил божественные литургии слушать в церкви св. Пророка и Предтечи Иоанна, что у них великих государей вверху.
И  после литургии, в 5-м часу дня, изволил он, Великий государь, итить в соборную и апостольскую церковь Успения Пресвятые Богородицы, Постельным крыльцом и Красною лестницею, что подле Грановитой палаты.

        А на нём, Великом государе, кафтан был золотой.

        А за ним, Великим государем, царевичи, и бояре, и окольничие и думные, и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и гости были в золотых и в объяриных (2), и в камчатных кафтанах (3).

        И вшед он, Великий государь, в соборную церковь, изволил знаменаться у святых икон и чудотворных мощей, а в то время ему, Великому государю, патриаршие певчие, дьяки и подьячие пели многолетие.

        А за ним, Великим государем, в той церкви были царевичи, и бояре, и окольники, и думные, и ближние люди, а стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и гости, не входя в церковь, стояли по порядку, что от соборной церкви к Архангелу по обе стороны пути.

        А после многолетия, изволил Великий государь у святейшего патриарха принять благословение.

        А потом великий господин святейший патриарх со властьми и со освящённым собором, начав молебное пение с честными кресты, и со святыми иконы, пошли из соборные церкви в западные двери, ко освящению воды на Иордан на Москву-реку.

        А Великий государь изволил стоять соборные церкви в южных дверях.

        А святейший патриарх со властьми, шед мимо тех же южных дверей, его, Великого государя, осенял животворящим крестом, а власти ему, Великому государю, кланялись.

        А потом Великий государь изволил итить за святыми иконы на Иордан.

        А перед ним, Великим государем, шли окольничие, и думные, и дьяки, и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки наперёд с нижним чином, по три человека в ряд.

        А за Великим государем шли царевичи и бояре, и думные дворяне.

        А за ними шёл для оберегания государского пути от утеснения нижних чинов людей, окольничий князь Иван Степанович Хотятовский.

        А за ними шли гости, и разных чинов люди, а около государского пути по обе стороны шли полковники стрелецкие.

        А после всех чинов Конюшенного приказу дьяки, и за ними везли государские большие нарядные сани.

        А около саней шли столовые приказчики и стремянные конюхи, и иные конюшенного чину люди, в цветных кафтанах.

        А около ж пути по обе стороны шли Стремянного полку стрельцы 150 человек, в один человек, в цветных кафтанах, с золочёнными пищальми, да с батожки.

        Да перед крестами шли Стремянного ж и иных с головы двух полков выборных стрельцов 400 человек в цветном лучшем платье с нарядными протазаны и с копьи, и с винтовки, и с долгими пищальми по 4 человека в ряд.

        Да в Кремле ж по обе стороны пути от соборные церкви до ворот, что под церквами святых благоверных князей Александра Невского, Михаила Черниговского стояли полковники стрелецкие с капитаны и с стрельцами со всем ратным строем.

        А как Великий государь изволил прийтить на Иордан, и стать на своём государском месте, и святейший патриарх, став на своём патриаршем месте, и подав ему, Великому государю, благословение, начал действо освящения воды, а власти и из соборов протопопы во время того действа ему, Великому государю, и святейшему патриарху кланялись по степеням по два человека в ряд.

       А после того святейший патриарх, сшед с места, подал ему, Великому государю, свечу, и раздал свечи ж властем, и боярам, и окольничим, и думным людем и стал на своём патриаршем месте.

       А власти и весь освященный собор стояли по обе стороны Иордани.

       А бояре, и окольничие, и думные, и ближние люди стояли по левую сторону государского моста.

       А меж надолб за решёткою стояли стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, да солдатского строю генералы и полковники стрелецкие.

       А за другими решётками в надолбах стояли московских же чинов люди, которые не в золотых кафтанах.

       А у дверей, у первые решётки на левой стороне стояли гости.

       А за надолбами стояли служивые и приказные разных чинов люди.

       А на Москве-реке около Иордани, до Всесвятских, и по другую сторону до Москворецких ворот, и по берегу подле садовничьих дворов, стояли подполковники солдатские и стрелецкие с начальными, людьми, и выборных полков с солдаты и стрельцы ратным строем с знамёны и с барабаны, и с ружьём, в цветном платье, по наряду из Иноземского и из Стрелецкого приказов.

       И как святейший патриарх погружал в Иордан животворящий крест Господень, и по указу Великих государей вышеписанных солдатских и стрелецких полков подполковники с начальными людьми и знаменщики с знамёны подступили к надолбам, которые были около Иордани.

        А при совершении действа погружения креста Господня, святейший патриарх Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх с честным крестом и со святой водою подшед к Великому государю, и его, Великого государя, осенил крестом и кропил святою водою.

        А потом он, святейший патриарх Великому государю поздравлял.

        А Великий государь святейшему патриарху изволил поздравлять же.

        А потом святейший патриарх благословлял животворящим крестом властей и бояр, и окольничих, и думных, и ближних людей.

        И потом власти и весь освящённый собор Великому государю поздравляли ж.

        А Великий государь изволил им поздравлять же.

        А после того царевичи, и бояре, и окольничие, и думные, и ближние люди Великому государю поздравляли ж, а речь говорил боярин Феодор Петрович Салтыков.

        А Великий государь изволил царевичем, и боярам, и окольничим, и думным, и ближним людем своим государским милостивым словом поздравлять же.

        А после того, по благословению святейшего патриарха, власти кропили святою водою вышеписанных солдатских и стрелецких всех полков знамёна.

        И по совершении действа с честными кресты и со святыми иконы святейший патриарх со властьми и священным собором с Иордани пошли к соборной церкви.

        А потом, за честными кресты и за святыми иконы, изволил итить Великий государь.

        А перед Великим государем царевичи, и бояре, и окольничие, и думные, и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и гости шли по чину, так же, как шли от соборной церкви на Иордань.

        Да перед кресты от Иордани до соборной церкви преж всех чинов шли вышеписанные выборные стрельцы с головы трёх полков с ружьём строем, также, как шли от соборной церкви до Иордани, по 4 человека в ряд.

        А по обе стороны пути шли Стремянного полку 100 человек в один человек с протазаны золочёными, да 50 человек с ботожки.

        А как с честными кресты, и со святыми иконами в соборную церковь пришли, и по совершении молебного пения Великий государь знаменовался у животворящего креста Господня, и приняв у святейшего патриарха благословение, изволил из соборной церкви итить в свои государские хоромы вышеупомянутою ж Красною лестницею.

(Вед. М. Г. П.)
 
Примечание:
(2) - старинная шелковая ткань ручного производства различной выработки - с поперечными рубчиками и волнистым отливом, чисто шелковая гладкая, ткань с узором.
(3) - в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками.

Источник: "Новгородские губернские ведомости". Отдел II. Часть неофициальная к № 8-му, 25 февраля 1850 г. С. 50-53.

Публикацию подготовил: А. Одиноков