Предмет Разговора Книга знаний

Юрий Рафиков
Перед нашим обществом стоит задача развития, выход на качественно новый уровень общественных отношений, без которых мы не выйдем и на новый научно-технический уровень.

Понятия древних астрономов и их подход к устройству мироздания недостаточны для космических полетов, точно так же наш теперешний язык не обеспечит более совершенных отношений. Новые отношения, как и вообще все новое, требуют новых понятий для своего обеспечения. На какие представления опирается наш с Вами новый язык?

Жизнь - это все живое в совокупности. Вы, или я, или любое другое отдельно взятое существо – абстракция. Я существую постольку, поскольку существуют «остальные». Свободный кислород воздуха, которым мы дышим, выделен организмами. То, что мы едим, построено организмами. Мы перевариваем пищу с помощью живущих в нас микроорганизмов. Митохондрии (симбионты клеток) обеспечивают нас энергией. А без себе подобных мы даже не появимся на свет.

Нет и отношений отдельно взятых существ. Все многообразие отношений между нами суть не разные отношения, а разные стороны одного и того же – того, что мы называем Отношениями, Жизнью. 

В Книге Вы не найдете чисто умозрительных построений, требующих проверки и доказательств.  В отдельных случаях использования умозрительных построений я подчеркиваю их условность.

В неживой природе рассеивается и распределяется энергия и вещество, что и описывается формализованными термодинамическими законами. Для формализации наш прежний язык достаточен.

Жизнь, наоборот, концентрирует, собирает в себе энергию и вещество, создает в себе новое, ранее не существовавшее. Пределы Жизни постоянно расширяются. Жизнь сосредоточивает все в себе – или распространяется повсюду, что одно и то же. Отношения недоступны для формализованного описания: в них нет распределения и законов распределения.
   
В нашей деятельности мы, как правило, опираемся на формализованные представления. Но формализованные решения не обеспечивают жизни. Например, на формализованных представлениях построен расчет дома, каким он возникает в нашем представлении. Но сами наши представления о доме мы не рассчитаем и не улучшим с помощью расчета.

Мы решаем транспортную проблему увеличением количества транспорта, вводом новых маршрутов.   В то же время мы видим неполно используемые и простаивающие транспортные средства. Так при нехватке транспорта существует его же избыток. Попробуйте рассчитать транспортную систему, обеспечивающую все наши перевозки и свободную от этого противоречия. Вы убедитесь, что формализованного решения задача не имеет вообще.

Так же дело обстоит с «экономическими», «жилищными», «продовольственными» и прочими задачами. Противоречия устраняются только Отношениями, но не системой. Знание законов распределения внутри любой системы не избавит от противоречий, заложенных в принципах построения   любой системы. Развиваясь по пути, продиктованному нашими противоречиями, мы углубляем и обостряем наши проблемы.

Распространен взгляд, согласно которому противоречия есть причина развития, т.е. противоречивость заложена в самих Отношениях. Если так, то нам необходимы наши проблемы, и мы напрасно собираемся их решать: война необходима для мира, а болезнь есть проявление здоровья. Тогда для спокойствия я разнервничаюсь; для смелости испугаюсь еще больше; для здоровья вообще умру, и предложу всем передраться со всеми для достижения мира и согласия.

Когда я представляю себя системой – (машиной) – я говорю: «Я раздражен», «Я боюсь», «Я болен». Когда я руководствуюсь тем, каков я в действительности, то я вижу, что «Я» ничего такого не имею: раздражение, страх, болезнь есть свидетельство нарушения Отношений.

Противоречивость, чуждая Отношениям, тем не менее, появилась одновременно с Жизнью.
Противоречивость возникает тогда, когда Жизнь не расширяется, а сокращается; в той или иной мере это происходило и происходит всегда.

Чтобы предвидеть развитие термодинамических процессов во всех их формах, мы стали строить абстрактные, формализованные представления об окружающем. Но вот пользуемся мы нашим новым инструментом – сознанием – в соответствии с уже сложившейся до сознательной противоречивостью. Вместо использования сознания по назначению - для управления термодинамикой – мы вмешиваем сознание в Отношения, нарушая их, уподобляя отношения между нами термодинамическим столкновениям. Заменяя отношения столкновениями, мы навязываем жизни термодинамику, углубляем противоречия, создаем проблемы - уничтожаем Жизнь.

Как теперь формулируется наша задача? Нам предстоит обнаруживать и устранять формализацию из наших отношений, освобождаться от навязанной нам противоречивости, от термодинамизма.

Для решения этой задачи прежние понятия недостаточны, прежний язык бесполезен.

Предлагаю условное графическое представление «личности» и противоречий, ограничивающих «личность». «Личность» представим как гладкую сферу, окруженную «облаком отношений». Облако не состоит из отдельных частиц и не квантуется. Облако простирается до границ Жизни. Тогда мое облако отношений совпадает с Вашим облаком и с облаком каждого, имеющего облако: Отношения едины и общи для всего живого.

Сфера – «личность» - покрыта более или менее плотным слоем противоречивости. Там, где «Я» отделен от Отношений противоречивостью, порождается термодинамизм. Обращенные друг к другу противоречиями, мы сталкиваемся друг с другом, заменяя отношения между нами чисто механическим взаимодействием. Мы становимся «несовместимыми», в том числе, и в геометрическом, в физическом смысле. Это мы и называем «проблемами», «непониманием», «разногласиями» и т. д.

Поверхность слоя противоречивости негладкая. Пучности поверхности слоя противоречивости – выражения недовольства, неудовлетворенности, страха, ненависти - говорят о состоянии.  Сообщения о состоянии характеризуют механизм нашей общей противоречивости.

Противоречивость доступна для формализации, представима в виде системы. В описании противоречивости в настоящее время достигнуты определенные успехи (медицина, биология, психология и пр.). При этом авторы, описывающие нарушения жизни, нарушение отношений, говорят, что описали жизнь и отношения. Пытаясь соответствовать этим описаниям, мы увеличиваем противоречивость, создаем проблемы.

Нам с Вами описание противоречивости позволит отказаться от формализации отношений, уменьшить противоречивость, решить проблемы, неразрешимые в рамках прежнего подхода.
А сейчас Вы отличаете человека, решающего проблемы, от человека, создающего их?