О прозе Виктора Пелевина

Валерий Аллин
     "Может быть, все, что он [Пелевин] пишет, - именно небывалый
      концентрат отвращения, сгусток ненависти, испепеляющая и
      страстная проповедь христианства от противного? Такой подход
      внушает надежду" (Дмитрий Быков "SOSущая тоска")

Виктор Пелевин, на мой взгляд, наиболее интересный из известных мне современных русских писателей. И это - несмотря на то, что в его романах даже близко нет художественных достоинств прозы знаменитых предшественников (например, Гоголя или Бунина). Я бы, возможно, и вовсе не читал его, если бы не темы, так созвучные моим мыслям, если бы не его сверхсовременность, не его невероятная ясность мышления, щенячий исследовательский задор, остроумие... Пелевин циничен, а его произведения беспощадны в своей правдивости. Беспощадны к читателю, к России, к человечеству в целом. В своей неприязни к неправде Пелевин почти божественен. Иногда мне кажется, что он дружен с самим Гермесом... Другими словами, Пелевин меня интересует не как писатель, а как человек, ищущий Истину. Поначалу я даже был уверен, что нам с ним по пути.

Сколько раз он дразнил меня своим возможным пониманием запредельного: казалось, вот-вот и за нагромождением грязи и мусора на "поле чудес" появится Истина. Но очередной роман заканчивался ничем и приходилось ждать следующего. Пелевин никак не может оторваться от аналогии жизнь-экран-иллюзия, и снова ходит вокруг Истины, как ведьма в "Вие" Гоголя вокруг "Библии". Подобно ей Пелевин лупит своим даоским посохом по магическому кругу, но не может пробиться к Истине. Ближе всего он подобрался к ней в "Empire V" ("рассказ молдаванина-богослова"), но в следующем романе ("t") опять скатился к своеобразному буддизму.

Причина, я думаю, проста - у Пелевина нет связи с высшими уровнями духовного мира. Нет источника высокой информации, который интеллектом не заменишь... Кстати, несмотря на то, что Пелевин прекрасно знаком с мистическими учениями, у него трудно найти какую-нибудь конкретную Идею (не просто идею, а именно Идею большой буквы). Он экспериментирует с очередной остроумной идеей, подходит к её сути совсем близко и как будто останавливается, натыкаясь на её нелепость, тогда как на месте настоящей (высокой) Идеи должна быть Пустота. Получается забавно, но я ждал не этого.

Конечно, нельзя сказать, что у Пелевина вообще отсутствует связь с миром Идей. Просто она у него явно непостоянная и невысокая. То есть Пелевин изредка выходит на связь со своим уровнем мира Идей и вполне талантливо передаёт полученную там информацию, но для высокой связи нужна особая чистота души, а уровень циничности Пелевина говорит о том, что в нём мало доброты (что автоматически означает не самый высокий душевный уровень).

Всё, что остаётся при этом умному и талантливому писателю в современной России - стёб на грани гениальности. Жаль только, что божественного откровения мы от него, похоже, в этой жизни не дождёмся. За этим к Достоевскому, Толстому...

Мне сейчас подумалось, что читательский роман с Пелевиным похож на то, как если бы мы хотели посмотреть на циркового слона поближе, а к нему в стойло по каким-то причинам мог бы пробраться только Витя Пелевин: каждый раз наслушавшись разговоров уборщиков он рассказывал бы нам что-нибудь новое о Слоне. Но нам всё равно интересно. Пусть даже с грязными фактами: мы же как дети...


Подборка наиболее интересных (с моей точки зрения) цитат В.О. Пелевина здесь:

http://val000.livejournal.com/249272.html