Краткие репортажи – тот жанр, с которым автор если и справляется, то с трудом. Хочется рассказать обо всем, проиллюстрировать. И притом не хвастаться – вот, смотрите, где мы побывали. И пишешь – ну, выехали, доехали, полюбовались красотами. Форты, океан там, волны плещут…. Однако сложно уместить путешествие в один выходной день, а потом записать впечатления, сгруппировать фото. Выберешь лучшее по своему мнению, как-то оформишь…. Я подумал – а как же работают профессиональные фоторепортеры, корреспонденты…. Из уймы отснятого материала отобрать несколько фото, которые могут быть опубликованы? Этого мне не постичь, но стараюсь, по мере возможностей.
Да, еще мы договорились – о работе ни слова.
А океан – выйдешь на набережную – будь то Marine drive или Strand road возле ворот Индии, и вот он, океан! Прогуляться хорошо, но, чтобы окунуться в живительные воды, придется проделать немалый путь. Как уже писал, и централизованного водоснабжения, ни канализации нет, со всеми, простите, вытекающими последствиями.
Мы уже проехали с Вами, дорогие читатели, до форта Карлаи. А чтобы добраться до пляжа, нужно еще минут двадцать, а до легендарного форта Janjira – еще 40. Но нам необходимо уложиться в один день, если не оставаться на ночевку. Работу никто не отменял.
Кратко. Мумбаи – Мандва – Алибаг - Афанасий (не пиво и не поезд СПб - Москва) – Ревданда и мост через реку river (названия нет) – Кошид (здесь пляж) – Муруд (Janjira fort) – всего-то три 15. При оптимальном раскладе. А он такой.
В 7-45 выходим из гостиницы, в 8-15 садимся на быстроходный теплоход компании Ajanta, в 9-00 прибываем в Mandwa, 9-30 садимся в арендованную мотобайку, через час – памятник Афанасию Никитину, примерно в 11-20 Кошид, здесь можно остановиться и не заморачиваться дальше, и еще минут сорок – и мы в Муруде. А далее – на паруснике на находящийся на острове форт Джанджира. О нем можно говорить долго, он выстроен еще до появления на побережье не только Афанасия Никитина, а португальцев. И был почти неприступным… Его истории можно посвятить целый роман, но, если кто-то будет в Мумбаи и вспомнит об форте, и, несмотря на все сложности, доберется, не пожалеет. Внутри острова – два естественных пресноводных водоема, именно это помогало защитникам успешно выдерживать осаду.
К сожалению, рамки повествования не позволяют остановиться подробно на рассказе о форте, посмотрите фотографии. В интернете же сведения разноречивые. И на русском языке почти ничего, попробую дасть ссылку.
Ну вот, мы и описали маршрут по Малабарскому побережью. Красота. По пути мы минуем множество деревушек, поднимаемся в гору, объезжаем их, видим чудные пейзажи и доброжелательных индийцев. И много чего интересного. В прилив обнажается базальтовое дно, песка почти нет. Говорят, на пляжи его завезли еще англичане, но никто конкретно сказать не может. Однако, окунувшись в живительные воды, поборовшись с прибоем, и зажарившись на солнце – а оно в мае днем практически вертикально и тени нет, забываешь обо всем.
И даже о сложностях, которые возникают на пути к океану.
Конечно, нет путешествия без приключений…
…
Взять утром билет на PNP? Ну, попробуйте, их разбирают заранее. Как и все нормальные люди, индийцы выезжают на дачу. Только у их дачный сезон круглый год, а в мансун, сезон дождей, когда теплоходы не ходят – очень сильное волнение – они добираются кружным путем, долго…
Касса открывается в 7, очередь – метров двести! И билеты отрывают на медленный Ajanta с руками. … Счастливчики идут на пристань у ворот, и выстраиваются в очередь. Очень не любят тех, кто пытается миновать ее.
Тогда мирные люди становятся ох какими не мирными, могут и огреть. Но все равно, кто-то пытается просочиться. А нам как-то билетов не досталось. Нас – несколько групп, в нашей – 6 человек. Билеты закончились прямо перед нами! Ну не возвращаться же в гостиницу!
Наши не пропадут нигде! Немного сообразительности…. Ведь вожделенный PNP стоит вторым бортом! А билеты проверяют у тех, кто стремится на первый борт, медленный катамаран компании Ajanta. Правильно, Вы догадались. Говорим – нам на второй, пересаживаемся, втискиваемся – катамаран забит под завязку! Выходит, не мы одни такие умные. Отчалили. Ну, не выбросят же нас за борт! Мы не в салоне, а пристроились на корме или второй палубе. Качает сурово. И видно, что теплоход перегружен.
Минут через 20 появляется кассир – парнишка лет 20, и обилечивает зайцев. Судя по тому, что последний билет был продан уже перед высадкой, половина пассажиров села на удачу. ТИ все довольны, никто не возмущается. Да, билетер деньги в карман не берет, не принято…
…
А что мы делаем на пристани в Мандве? Пытаемся взять обратные билеты и договориться с моторикшей. В воскресенье, когда индийцы и очень редкие иностранцы возвращаются в Мумбаи, это не реально, как и просочиться на кораблик PNP – здесь, действительно, жесткий контроль. Вход только по билетам. А возвращение на Ajanta чревато. Неудачный маневр, или волна, и нижняя палуба заливается сантиметров на пятнадцать, без преувеличений. В воде плавают босоножки, поставленные случайно сумки и рюкзаки. Но никто не впадает в панику – у индусов же семь жизней! А нам несколько не по себе, но не прыгать же за борт! Правда, несколько лет назад в период мансуна, теплоходик, следующий рейсом на Элефанту, перевернулся, и Нептун пополнил коллекцию своих жертв…
Итак, мы берем билеты и договариваемся с местным Шумахером на весь день…. И обойдется в некотором роде экстремальное удовольствие в 1800 рупий, если Вы едете до Кошида, и 2400 – с заездом на Муруд… Конечно, нужно поторговаться, сначала запросят больше. Но Вы уже знаете расценки, и посему водитель удовлетворится данной суммой. В мотобайку помещается семь человек, если разделить на всех, получится совсем мизер. Сейчас курс более 53 рупий за доллар, что эквивалентно примерно двум рупиям за рубль.
Можно нанять и легковушку, тогда – от 3000, и надо поторговаться серьезно…. Но и на мотобайке вполне комфортно – скорость вполне, разве что при подъеме еле-еле, на первой скорости. … Вшестером размещаемся нормально, и удивляемся, как это водитель трехколесной таратайки ухитряется нас везти, и еще говорить по телефону, обгонять более медленный транспорт и разъезжаться со встречными. Впрочем, здесь, в Индии, это обычное дело. Никто не строит из себя крутого, не делает пальцы веером, а просто едет к своей цели….
А на пляже…
Индийцы, маленько вкрапление европейцев, верблюды и лошади для катания, катание же на водных велосипедах, бананах и проч…. О ценах говорить не буду, чтоб не огорчать любителей отдыха а наших курортах. На порядок ниже…
Разместившись под навесом из пальмовых листьев – их здесь до дури, переодеваемся, и… обгореть легко, загорать не рекомендуется. Вода – манит, нам везет, не слишком жарко, даже чуть прохладный ветерок… Всего-то +33…
И развею иллюзию…. Якобы русские, что бы и делали, сопровождают выпивкой. М-да, бывает. А другие?
Я же говорил, что тепло. А чтобы вы сказали, увидев, как группа индийцев приговорила литровую «Смирнофф» на пятерых за десять минут? Будем считать это досадным исключением, и хорошо, что они не пошли плавать, а просто сели в воду и наслаждались жизнью.
Кстати, я не видел, так случилось, озабоченных лиц. Наверное, на них не давят ни свинцовые облака, ни холодные каменные стены…
А мы не стали кататься на верблюдах, а лишь сфотографировались…
В назначенное время садимся на моторикшу и возвращаемся в Мандву. На пристани встаем в очередь. И ждем прибытия теплохода. Кто-то пытается пролезть, но тех жестко одергивают, не обходится без крика и легких тумаков. Но вскоре все успокаиваются….
Еще ода морская прогулка, и мы – у ворот Индии.
Пожалуй, на этот раз все.
Может быть, продолжение последует…. Постараюсь дать ссылки на источники, для информации…
Фото автора. Это – форт Janjira. Парусники, стены, пресные озера на острове…
Мумбаи, 15.05.12