Слезы матери

Анютик Посохова
Этот рассказ посвящается к 67-летию Великой Отечественной войны.



Был теплый летний день 21 июня 1941 года, который ничего не предвещал. Ярко светило солнце, и его лучи давали надежду на новую жизнь. Мой старший брат заканчивал школу. У него был выпускной.
Все ребята и родители очень долго готовились к этому праздничному моменту. И все ребята хотели запомнить свой последний день проведенный в стенах родной школы еще как школьников.
Я тоже была на этом выпускном. И мне все не верилось, что мой брат уже вырос. Я оглядывала его одноклассников, и все они были уже такими взрослыми, а я по сравнению с ними маленькая девочка. Всего лишь только десять лет.
Этот момент я уже никогда не забуду. Мой брат, Костя и его друзья-одноклассники со слезами на глазах прощались со школой, учителями, но, не смотря на, это у них были слезы радости. Каждый из них рассказывал о своих планах, мечтах. И казалось, что ничто не испортит их жизнь. Но в эту ночь на 22 июня объявили, что наступила война.
И только что светившиеся счастьем и радостью лица выпускников пронзил ужас. Все мечты рухнули. Тогда я не представляла насколько страшное это слово «война». Эта весть встревожила всех, и всего лишь одно слово изменило лица людей, окружавших меня.
А после мужчины и юноши с решительностью в глазах уходили на войну. Все мечты и желания были забыты и отложены на потом. Мальчишки как птенцы только что вылетевшие из гнезда с огромной решительностью шли защищать Родину, свой край. В них проснулось чувство патриотизма, которое вело их вперед. Среди этих мальчишек был и мой брат, Костя.
Мама пыталась отговорить его, но все было бесполезно. Мама плакала, когда он уходил. Но перед тем, как уйти он позвал меня к себе.
– Катюша, вот возьми!
И он протянул мне свой самодельный свисток, который я частенько у него просила. Свисток был украшен красивыми узорами и мой брат выдувал из него красивые мелодии, которые у меня никогда не получались.
– Костя, но он же твой, - вдруг заупрямилась я.
– Мой, но, Катюша, я хочу, что бы ты хранила его до моего возвращения! А я обязательно вернусь, обещаю!
И крепко меня, обняв, он ушел.
Наступило самое ужасное время, всем не хватало еды и не хватало рабочих. Поскольку почти все мужчины ушли воевать. И за станками с утра до ночи сидели женщины и старики. И даже молодые девушки, которые мечтали ехать учиться, принялись за работу. А мечты остались где-то позади.
Я помогала мама по дому, а так же как иона ходила работать на завод. Ведь рук не хватало. И вместо того, чтобы нам, детям, играть и мечтать, мы трудились на ровне со взрослыми. Ложились спать недоедавши.
Люди жили надеждами, что война кончится, но она все не кончалась и не кончалась. Прошло мало времени после ухода брата, но я уже скучала по нему. Мне не хватало его веселых мелодий, которые он насвистывал, да не только мне всем не хватало, особенно в эти сумрачные дни.
Время все летело и летело, а от брата еще не было ни одного письма. И я никак не находила себе места. Но через несколько дней пришло первое письмо. Это была настоящая радость для нас. И единственная. В письме он писал про свою службу и про то, что всех нас любит. Мои щеки запылали, когда мама прочитала, что он передает мне пламенный привет.
Мама читала письмо, а мне казалось, что вот стоит Костя и рассказывает, рассказывает. Мама окончила чтение и прижила письмо к груди, я подошла и обняла ее.
А дальше все полетело быстро: дом, работа на заводе, ужин, кровать. Письма от Кости то приходили часто, то их долго не было.
Как-то ночью я проснулась, и мне стало не по себе, сердце вдруг защемило от боли. И тут же я услышала стук. Что-то упало на пол. Возле окна, освещенный лунным светом, на полу лежал Костин свисток. Я подняла его и крепко сжала в ладонях.
– Костя…- прошептала я в тишину.
Через месяц маме пришло письмо. Когда мама открыла его, у нее тряслись руки. Я повнимательнее посмотрела конверт, адрес был написан не знакомым мне почерком. Наконец мама открыла конверт и стала читать письмо. Лицо ее побледнело, а на глазах появились слезы. Я испугалась.
– Мама! Мамочка, что случилось? Что-то с Костей?
Но мама молча смотрела на конверт. Тяжело вздохнув, она аккуратно сложила письмо и посмотрела на меня.
– Катерина, - начала мама.
И я поняла, что разговор будет тяжелый. Мама редко называет меня Катерина.
– Костя…он…он пропал без вести…или его убили. Они точно не знают.
Мама снова заплакала, и слезы окропили письмо в ее руках. А я стояла. Меня словно громом ударило, и не могла ничего сказать. Я не чувствовала ничего. Я просто стояла и смотрела в пустоту. Я не верила, этого не могло случиться, просто не могло.
А еще через месяц объявили, что война окончилась. Многие люди как и мама стояли и плакали. Многие от радости, что их дети и мужья вернулись домой живые, другие от того, что их родные уже никогда не вернуться. Это был день радости и горя. Матери в слезах бросались на гробы своих детей или мужей.
Прошло еще два месяца, но Кости не было ни среди мертвых, ни среди живых. За это время мама очень постарела, она плакала каждый день. А у меня из глаз не выкатилось ни одной слезинки.
Вечером к нам пришел незнакомый мужчина и разговаривал с мамой. Я тихонько подкралась к двери.
– Боюсь, что ваш сын погиб, но его тело не нашли. Среди живых его тоже нет. Мне жаль.
– Нет! – закричала я.
Этим криком я выдала свое присутствие. Впервые за все это время я почувствовала боль в сердце. Неужели, я больше никогда не увижу брата? Нет, нет.
Я выбежала из дома и побежала в сторону леса. Я бежала и бежала, не останавливаясь, кусты рвали мне платье, ветки деревьев лезли в лицо, но для меня это не имело значения. Остановилась я только тогда, когда оказалась на нашей с Костей поляне.
Сев на упавшее дерево я заплакала. А боль в сердце все нарастала и нарастала.
– Он не мог…не мог…он…обещал…- сквозь слезы кричала я. – Неужели обещание ничего не значит?
В этот момент мир для меня перевернулся, исчез, перестал существовать. Пошел холодный дождь. Крупные капли падали на меня, и мне стало ужасно холодно. А потом все стало темным.
Я открыла глаза, надо мной было светлое голубое небо. Теплый ветер. И услышала знакомую мелодию.
Я огляделась и увидела брата. И тут же бросилась к нему на шею. Он обнял меня в ответ. И засвистел свою любимую мелодию. И на сердце стало легко, словно летишь по небу.
– Костя, ты жив!
– Глупая, я же обещал вернуться! Вот я и вернулся!
Я покрепче прижалась к брату и закрыла глаза. Когда я открыла их снова, то надо мной склонилось лицо мамы.
– Костя… жив… – прошептала я и уснула.
С того момента прошло немало долгих лет. У меня появился муж и двое детей. Мама умерла, продолжая горевать о Косте. Сейчас я уже бабушка и у меня пять чудесных внуков. И войны уже не было почти 67 лет. Счастлива ли я? Не совсем. У меня есть все: семья, любовь, дом; но нет главного – моего брата. Я понимала, что уже никогда не буду так счастлива, как в детстве, когда Костя насвистывал чудесные мелодии. Осталась я жить в доме моего детства. И покидать его не собираюсь.
Ранним летним утром, когда все еще спали, я вышла на улицу, ноги сами понесли меня к поляне. В кармане я нашла костин свисток и достала его. Приложила к губам, дунула, и раздалась мелодия моего детства. Я удивилась, неужели я наконец-то смогла, но когда я убрала свисток от губ, мелодия и не думала замолкать.
Сердце забилось, и я обернулась. Передо мной стоял пожилой мужчина, а в руках держал свисток. И я тут же его узнала, несмотря на то что прошло столько лет.
– Катюша!
Из моих глаз полились слезы, и я пошла навстречу брату. Как только мы оказались рядом и обнялись, пошел мелкий дождь.
– Сестренка, я обещал и я вернулся!
Мы посмотрели на небо, и мне показалось, что я вижу глаза матери, а дождь – это ее слезы.
– Я же говорила, что он жив!
И правда, я до последнего верила, что Костя жив. Часто мечтала о том, как мы встретимся. И вот после стольких лет мы, наконец, встретились.  Две заблудшие души. И впервые за много лет я была счастлива. Счастлива по-настоящему.
Позже я узнала, что Костя попал в плен, а потом долго жил в чужой стране и никак не мог вернуться. А сколько еще людей пропало безвести? И мы с вами считаем их мертвыми. А вы никогда не думали, что они живы? Может их взяли в плен, или они потеряли память и сейчас они живут где-то в другой стране. И у них тоже есть семья.


27.04.12