Клюква

Анатолий Аргунов
Из книги "Похождения Витьки Жбана и его друзей"



Клюква – лесная ягода, самое любимое лакомство жителей северных территорий. Кто бы, чтобы не говорил: кислая-сладкая, во рту невозможно держать, но несмотря ни на что, эта ягода была самой популярной в наших краях. Кто-то любил малину, кто-то парил ведрами бруснику, лакомился костяникой,  земляникой, голубикой и черникой, однако, впрок заготавливали клюкву. Она могла годами, протертая с сахаром, находится в обычной трехлитровой банке, не теряя своих питательных и целебных   свойств. Клюквенный морс  - это, наверное, самый загадочный напиток на Руси. Его пили и пьют до сих пор при высокой температуре, жар у ребенка, клюквенный морс – первое средство унять температуру, снять интоксикацию. Да и просто  попить холодного морса, наведенного на ключевой водичке – во время сенокоса  - наивысшее удовольствие. Какие там «Кока-кола» или наш современный квас «Никола», ни в какое сравнение не идут. Клюква не только обладает лечебным свойством, но и прекрасный консерватор и источник витаминов. Вы заквасили капусту с клюквой, год пройдет, а как будто вчера приготовлена. Нет ничего полезнее для здоровья, чем клюква, никакая другая ягода не обладает такими свойствами.  И то сказать, сила клюквы от природы. Только клюква да морошка могут расти в болотах, мох вытягивает все нужные соки из земли, фильтрует их и передает этой чудесной ягоде.  Кислость клюквы от незрелости, а собери ее поздней осенью, когда она дойдет до спелости – ешь, как виноград, даже не поморщишься, такая сладкая, ее так и называли – северный виноград.
Мы с Витькой Жбаном любили собирать клюкву, но не для того чтобы поесть, а с другой целью. Клюква нужна была для сдачи. Один килограмм  клюквы  заготовители от РАЙПО брали за 10 копеек. Десять килограмм на двоих набрать, пара часов при хорошей ягоде. И вот уже  рубль у нас в кармане, куда хотим туда и потратим.  Можно в кино лишний раз сходить, можно мороженого десять порций купить или еще лучше всего по немножку: бутылку лимонада «Крем-сода», пряников свежих полкило и  конфет каких-нибудь «Школьных» или «Осень». Красота и вкуснотища и еще останется на кино и мороженое. Вот что для нас было собрать клюкву. Мы с Витькой раз в неделю ходили на болото и приносили по набирушке клюквы, отборная ягода, которую и перебирать то не надо. Чистая, красная, спелая, но есть нам ее уже не хотелось, насыщались в болоте, пока собирали.
И вот как-то прибежал ко мне Витька и сразу же выпалил:
- Толян,  новое клюквенное место батяня нашел. Говорит клюквы там немеренно и во какая крупная  – и Витька показал свой кулак. Айда, скорее собирать, пока не выносили. На таком месте можно по десять кило собрать. Гарантия.
- А где место-то? – переспросил я Витьку, загоревшись идеей. 
- Где-то рядом с Золкиным хутором.
- Не может быть – возразил я. Там все места известны.
- Значит не все – ответил Витька.
Взяв лукошки, мы направились к Золкину хутору. Отец Витьки, дядя Петя, нарисовал схему, по которой выходило, что ягоды где-то совсем рядом, на треугольнике между речкой, железной дорогой и станцией. Место хоть и близкое, но гиблое.  Болото с темной вонючей водой, по краям треугольника, пользовалось плохой славой. Кто-то когда-то там утонул. Люди и скот обходили треугольник стороной.  Вот в нем-то, выходило по схеме, и была ягода.
- Давай дерево свалим и перейдем  канаву – предложил я.
Сказано – сделано. Через несколько минут мы уже были на другой стороне.
- Ну, где же клюква? – озабоченно спросил я, проходя между высоких кочек, поросших сухой травой.
Витька пожал плечами.
- Должна быть.
И тут я случайно споткнулся и упал на кочку, моя рука коснулась чего-то твердого, как камешки. Раздвинув траву, я обомлел. Вся кочка сплошь была усыпана крупнейшей клюквой.
- Вот она, здесь! – заорал я от радости.
- Что здесь? – не понял Витька.
- Да, клюква! Она вся в траве! Ты погляди, сколько ее, видимо-невидимо – продолжал радоваться я..
Витька, увидев кочку усыпанную клюквой, аж присвистнул.
- Вот это да! Интересная вещь. В кочках  поросших травой, которая к концу октября высохла и стояла сухой и острой щетиной, было полно клюквы. Мы набрали наши корзинки за какие-то полтора часа. Они стояли полные с  красной и крупной ягодой.
- Куда девать будем остальную клюкву? Больше не войдет. – забеспокоился Витька, показывая на свою доверху заполненную корзину.
- Снимем рубахи, завяжем рукава и собирай ... – вспомнил я науку отца, когда мы с ним  нарывались на большой слой грибов.
- Верно, Толян.
- А я не сообразил – весело и задорно среагировал Витька. - Куда деваться, не идти же обратно за корзинками.
К заходу солнца   мы едва притащили  набранные нами ягоды. Мать охнула, увидя меня с такой поклажей.
- Сынок, это что ты сам набрал?
- А кто же, я мам. Клюквы столько, что сама в корзину заскакивает – пошутил я, вспоминая отцовские прибаутки.
Мать  улыбнулась, и глаза ее счастливо засветились.
- Помощником растешь – и она погладила меня по  голове.  А давай свешаем, интересно, сколько же ты набрал? – вдруг спохватилась мать.  Счас бизмен достану.
 Я сел за стол, схватив кусок хлеба и свежепросоленный огурец, приготовленный матерью к ужину. Ждали, как всегда отца,  приезжавшего с дежурства к девяти  часам вечера из Сосновки.
- Не кусочничай сынок, батька вот-вот подойдет, ужинать будем – для порядка сделала мать замечание.
- Да, я просто соленого захотел, ягод объелся, хочется чего-то другого… - оправдывался я.
А мать тем временем взвесила корзину с клюквой.
- Пять с половиной кило в корзине. И в рубашке – мать приподняла с трудом. Она долго смотрела на циферки бизмена. – И здесь восемь с половиной будет. Ну, считай Толян, сколько всего-то?
- Восемь да пять – тринадцать и плюс еще два по полкило, значит еще один килограмм. Четырнадцать получается – ответил я и сам не поверил.
- Не уж-то все четырнадцать? Это, что с Витькой на двоих? – поинтересовалась мать.
- Нее, это я. У Витьки тоже столько же…
- Не может быть, чудеса в решете – выплеснула руками мать. Ей богу, как можно за три часа после школы, столько клюквы собрать. Я в  болоте не последняя, но пуд собираю за световой день. А тут просто чудо какое-то!
- Клюква такая, брали двумя руками. Вишь о траву порезался – показал я на свои руки. Потом приспособились, траву ногой прижимаю и беру горстями – хвастался я перед матерью.
- Молодец сынок, что тут скажешь, вырос, помощником стал - и  на глазах матери появились слезы.
- Ты чего, мама – не понял я.
Она махнула рукой и отвернулась.
- От счастья я, Толюша…
Второе важное дело, клюкву нужно хорошо просушить и потом прокатать. Прокатать – это когда на стол ставятся две боковые доски, чтобы клюква не раскидывалась по сторонам. Задние ножки стола приподнимают, ставя под них  что-нибудь, обычно это чурочки или поленья дров и начинаю сыпать просушенную заранее клюкву на высокий край стола. Она под своей тяжестью катиться вниз, в подготовленное корыто, а сухая грязь с ветром относится в сторону. Так катали клюкву по несколько раз, пока она становилась идеально чистой. После этого ее можно было хранить сколько хочешь или пускать на любые виды переработки: от варенья, до закладки с сахаром на длительное хранение, перемолов ее предварительно в обычной мясорубке.
Но больше всего клюквы веракушенцы собирали для сдачи. Цена в десять копеек за килограмм прельщала многих. Хороший сборщик за световой день в клюквенный год мог собрать до 50 килограмм, пять рублей  за день деньги по тем временам огромные. Нас, мальчишек такая тема волновала не менее взрослых.
Мы с Витькой после первого похода собрали на двоих что-то около тридцати килограммов и всю до единой ягоды сдали в заготконтору, дяди Пети. Он нам без препятствий выдал трехрублевую зеленую бумажку.
- Вот ребята за старание и качество. Приносите еще, всю заберу.
- Дядя Петя, а вы мяч футбольный привезите, наш совсем разорвался. Мы вам соберем клюквы, сколько надо – ответил бодро Витька, на просьбу заготовителя.
- Идет! будет вам мячик, настоящий футбольный. Я видел такие на базе. Жду с клюквой.
После трех заходов мы целиком выбрали небольшой участок с клюквой, заработав на ней десять рублей сорок три копейки.
- Куда деньги девать будете? – весело спросил дядя Петя, сдавая сдачу после вычета за мяч, который он, как и обещал, привез. Хорошо бы спиннинг купить. - Наверное, дорогой? – спросил я дядю Петю с осторожностью, зная, что это большой дефицит.
- Можно и спиннинг похлопотать... – согласился дядя Петя.  Подберу подешевле, рублей за 8-9,  с леской и блеснами.
- Вот, хорошо бы – обрадовались мы.
И мы с Витькой снова стали ходить за клюквой, теперь в другое место. На прежнем больше ничего не осталось. Вскоре нужные килограммы были собраны, и мы с нетерпением ждали, когда дядя Петя привезет спиннинг. Деньги хранил Витька у себя в секретной баночке, которую прятал на чердаке. Но тут случилась беда. Пуша потерял аванс материнской зарплаты. Как это случилось,  он толком объяснить не мог. Мать, тетя Вера, передала ему деньги, когда поехала на вечернюю подработку. Мол, спрячь в шкафу. Спешила и не смогла сама донести  до дома. Да и не первый раз так было. Пуша парень спокойный, рассудительный, знал цену деньгам и дорожил каждой копейкой. А тут такое.
Он прибежал ко мне весь сумрачный, чуть не плача…
- Толян, я материнские деньги потерял.
- Сколько? – спросил я.
- Шестнадцать рублей 50 копеек.
- Шестнадцать рублей! А откуда у тебя столько денег взялось?
- Мать  дала, отнести домой. Она на работу в вечер поехала, а деньги мне передала. Я пришел домой, раз в карман, а там пусто.  Бегом обратно по дороге, просмотрел все, каждый листочек, травинку, нет денег и все тут.
- Деньги  такое дело, подберут и не скажут – огорченно произнес я. Ты хорошо искал?
Пуша кивнул головой.
- Ладно, пойдем вместе поищем – и мы ринулись к вокзалу и несколько раз  проползли по дороге к Пушиному дому. Деньги словно испарились.
- Ребята, что вы ищите? - спросил мой сосед, дядя Володя. – Не бриллианты ли случайно обронили – съязвил он. Ахее-хе ребятки, что упало, то пропало, таков закон жизни – и дядя Володя затянул свою любимую песню: - « Куба любовь моя», за что его прозвала Володькой-Кубинцем, и поплелся к своей тетке Анне.
Мы с Пушей лихорадочно  оползали все, но денег так и не нашли. И тут возник Витька Жбан.
- Чего ищем?
- Деньги Пуша потерял – ответил я.
- Сколько копеек? – не удивился Витька.
- Не копеек, а шестнадцать рублей.
- Шестнадцать? – Витька присвистнул. Ого, целое состояние. И как нашли?
- А никак! Не нашли… -бросил я Витьке.
- Ндаа… Помочь Пуше нужно, это факт. Давай Толян наши отдадим, сколько у нас в копилке?
- Двенадцать рублей и мелочь.
- Нужно еще четыре рубля где-то взять – озабоченно проговорил Витька. А пойдем к дяде Пете, попросим в долг. Клюквой отдадим – решительно сказал Витька.
Мы тут же рванули к дому дяди Пети.
- Что за спиннингом пришли? Я как раз привез сегодня.
- Нее, дядя Петя, у Пуши горе, он деньги потерял. Мы вот двенадцать рублей, что накопили, ему отдадим, а еще четырех не хватает – высказал за нас Витька.
- Как это случилось? – спросил дядя Петя.
Мы с Пушей все рассказали. Дядя Петя, ничего  не говоря , пошел в дом и через пару минут вернулся, держа в руках четыре рубля.
- У нас на фронте принцип был: сам погибай, а товарища спасай. Отдадите, когда будут. А деньги твои Пашенька видно плохие люди подобрали, счастья они не принесут, точно говорю. Не горюй, у тебя хорошие товарищи и он, отвернувшись от набежавшей слезы, махнул рукой. 
- Спининг ваш ни кому не отдам. Наберете железа или макулатуры за зиму, а к весне он будет ваш - и пошел, хромая в дом.
Клюква нас снова выручила. Еще до  больших холодов мы все втроем ходили за ягодами. Сразу после школы и в болото. Четыре рубля отработали за неделю и еще рублей  на шесть наносили сверху. А потом болото замерзло и мы успокоились.
- Шабаш, теперь отдых от клюквы – сказал нам Витька.
 Мы с облегчением вздохнули. И то верно, устали.  Деньги Пуши так и не нашлись, но мы поняли главное: дружба дороже всего. За зиму собирали макулатуру, и к весне у нас появился новенький спиннинг на бамбуковом удилище. Красота! Но тот пример из далекого детства стал ориентиром на всю оставшуюся жизнь. Хорошо, когда клюква под рукой. Не правда ли?