Демократия и тоталитаризм

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм".  Ответ на статью Георгия «Демократия и тоталитаризм». Современную демократию следует отличать от примитивной древней демократии, когда граждане города на общем собрании выражали поддержку правителю гулом одобрения или голосованием с помощью черепков. В современных больших государствах демократия как способ политического правления, чтобы как-то отразить мнение массы народа (демоса, низов, трудящихся), может быть только представительной, а не прямой. Это, – во-первых. А во-вторых, чтобы удовлетворить чаяния элиты, думающей части народа, она должна быть свободной. Имея в виду современный вариант, Черчилль сказал, что демократия – плохая власть, а другие еще хуже.

Современные тираны искусно приспосабливают современную демократию к своим нуждам. Пример – покойная советская власть в России (вожди называли ее родной властью, народной властью, народной демократией). В Советской России все было обставлено, как в цивилизованном государстве. Всеобщие выборы – были (мы свободно выбирали между Сталиным и Берией), двухпалатный парламент функционировал (наполнен он был в значительной мере телятницами, пастухами, слесарями и прочими передовиками). В конституции были прописаны все свободы… в пользу социализма. Суд судил, профсоюз защищал интересы трудящихся. Не жаловались на свою судьбу партийные газеты и журналы, наука, искусство, даже церковь. Когда Сталин назвал Маяковского «талантливейшим поэтом нашей эпохи», так его и стали все величать. Когда партия «утвердила» Лысенко «великим ученым», его все стали называть великим ученым. Народ свободно пил, пел и плясал, ходил на митинги и демонстрации и выкрикивал: «Свободу Луису Корвалану! Смерть кровавым собакам империализма!». Такого же типа демократия практиковалась в фашистской Германии, в Ливии. Назовем ее, в отличие от настоящей, свободной демократии, демократией тоталитарной.

Тоталитарная демократия – это не только искусное приспосабливание современных форм государственного управления, не только расстрелы, лагеря, ссылки, это еще и небывалое раздувание культа политических персон, культа вождей. Расчет был прост: народ (демос, трудящиеся массы, низы) надо было сердцем привязать к новому порядку, к большевистскому режиму, проект «гигантского сооружения» должен был кто-то реализовать. Сталина не называли «отцом нации». Его называли «великим вождем», «великим кормчим», «гением всех времен и народов», Ленина – «вождем мирового пролетариата», «самым человечным человеком». Повсюду были развешаны портреты вождей, именами вождей назывались города, улицы, предприятия, стадионы. Памятников, расставленным вождям по России было не счесть. О них поэты сочиняли стихи, композиторы – песни.  «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой, Ленин в надежде и радости. Ленин в твоей судьбе, Ленин в твоей весне, Ленин в тебе и во мне». «Сталин наша слава боевая, Сталин наша гордость и полет, с песнями, борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет». Красивые слова и захватывающая музыка входили в душу простого человека и формировали о вождях чувства уважения и любви, восхищения, поклонения. Пропаганда захватила и думающую часть народа. Сталин стал Богом, а Ленин больше, чем Богом. И сегодня значительная часть народа, особенно старики, не могут поверить в преступления, которые совершили их кумиры. Большевики строили свой «рай» на страхе перед расправой за инакомыслие и на любви живущих преимущественно сердцем трудящихся масс к вождям, как церковь строит свою общину на страхе паствы перед грехом и на любви к Христу.
 
Я различаю государство (государственное устройство) и политический способ правления. В первом случае речь идет о внешней стороне проблемы, о системе институтов государства и законодательстве. Во втором случае речь идет о способе правления, который применяется правящим классом, политической элитой, вождями и их партиями. (Именно это различение поможет нам понять, почему иные государственные устройства, по внешности весьма демократические, без больших усилий приспосабливаются тиранами). Современная Россия приблизила свое государственное устройство к европейскому образцу. Для защиты современной демократии (представительной и свободной) от искажений существует только одна сила – демократическая элита с ее идеологией свободы. Сегодня в России такая элита есть, несовершенная, шатающаяся, я бы сказал – мечущаяся. С великой путаницей в голове, которую продемонстрировал нам автор длинной и сумбурной статьи – Георгий. (Есть у нас и крайности: когда я по телевидению слушаю выступления таких идеологических столпов, как Проханов, Кургинян, Дугин, то хочу присоединиться к Чернышевскому, который сказал о русских: «Жалкая нация, нация рабов; все рабы – сверху донизу»). При демократии в глаза бросается прежде всего свобода слова. Все свободно говорят и пишут, по большей части бранят власть. И более других говорят и пишут неудачники, люди неспособные найти свое место в условия открывшихся возможностей. Можно сказать, в современной России демагогия и ложь процветают. Но это необходимая плата за великое благо, которое было отнято у нас большевиками, – за свободу. Лагеря открыли, зэков выпустили. И далеко не все из них побежали устраиваться на работу…
 
Прежде мы говорили о диктатуре, тирании, деспотии, а тоталитаризм объединил все, все негативное, жестокое, рабское. Тоталитаризм, политический способ правления, целиком захватывающий тела и души граждан, не оставляет им никакой свободы. Я не имею в виду простейшие свободы, которыми удовлетворяются многие, главным образом т.н. трудящиеся массы, – свободу передвижения в рамках страны, города, свободный выбор брачной пары, лучшего магазина, лучшей футбольной команды и прочего.   Я имею в виду фундаментальные свободы – на экономическую, политическую, научную, художественную деятельность, свободу слова, веры, въезда-выезда, политического протеста. Образцом тоталитарного способа правления были фашистский режим в Германии, советский режим в России, режимы Мао в Китае, на Кубе при Фиделе Кастро, в Кампучии при Полпоте;  образцом тоталитарного способа правления являются современные режимы в Северной Корее и в некоторых африканских и азиатских государствах. В экономике тоталитаризм убивает конкуренцию и останавливает ее развитие, в духовной сфере вводит единомыслие, – что так же ведет к застою и деградации. Чаадаева царская власть за оригинальность философской мысли назвала сумасшедшим, а советская власть оригинальных мыслителей выселяла, сажала, уничтожала. При царской власти русский гений проявил себя в литературе, при Советах талант свой писательский проявили, в основном, те, кто протестовал, кого преследовали: Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Анна Ахматова, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Андрей Платонов… Пастернак и Булгаков работали под надзором.