Миражельские грезы. Часть 2

Юрий Шпилькин

Трансляции цифрового телеканала «Миражельские грезы» из далекой Еруды вызывают все большую популярность. В Интернете регулярно появляются положительные отзывы, особенно на передачу «Люди изменившие мир».
- Добрый вечер, я - Лео Парафенов, а  я - Влад Поцнер.
Лео: - На телеканале «Миражельские грезы», мы ведем передачу  «Люди изменившие мир».
Влад: - Мы знаем немало имен людей, изменивших мир. В мире насчитывается более 9 500 000 миллионеров и более 1200 миллиардеров, а биография каждого из них – это захватывающая история, похожая на сказку.
  Лео: - Одним из первых объективных анализов капитализма явилась книга французского государственного деятеля, историка и литератора Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке».

Влад: - 2 апреля 1831 года они отплыли из Франции и через тридцать восемь дней, в течение которых пользовались любой возможностью для изучения характера своих спутников, высадились в Нью-Йорке. Автор всесторонне анализирует объективные условия существования, государственно-политическое устройство и духовную жизнь Соединенных Штатов Америки, превращавшихся буквально на глазах поколения Токвиля из «окраины цивилизации», из полулегендарного Нового Света в реальный фактор европейской и мировой политики.
Лео: - Токзиль приходит к выводу, который, очевидно, лежит в основе всей системы его социальной философии. Следует отметить, что еще до того, как он начал работать над своим грандиозным трудом, он пришел к убеждению, что залогом свободы является свобода выбора, а на правительство надо смотреть лишь как на сдерживающую силу, к помощи которой можно прибегать в крайних случаях, когда частная инициатива бессильна. К этому следует добавить, что он все больше и больше осознавал, что при всех обстоятельствах сама суть конституционного строя заключается в ограничении власти правительства. Государственная власть — опасная вещь, и чем меньше у нее законных полномочий, тем меньше угроза тирании. После длительной, устной и письменной, дискуссии он был вынужден признать, что основным пороком французского правительства является его чрезмерное право вмешиваться в местные дела. «Навязчивая централизация», о которой ему говорил еще его отец, вела к параличу местной инициативы, ослаблению всяческой деятельности, к пассивности служащих, затравленных бесконечным мелочным контролем. Так децентрализация становится для него еще одним залогом свободы.

Влад: - Он все более убеждался, что большинство может ошибаться в отдельных вопросах, но в целом оно всегда право, оно представляет собой высшую моральную силу общества. Он пришел также к выводу, что лишь сам человек, общество, город, народ имеют право определять свои интересы и, до тех пор пока они не наносят ущерба другим, никто не должен вмешиваться в их дела. Его умозаключения не остановились и на этом. Поскольку демократия может стать игрушкой страстей, необходимо оградить ее от этой опасности. В связи с этим он одобрительно отзывался о двухпалатной системе, о праве вето главы правительства и о таком важном принципе, каким являлась «конституционная экспертиза». Но он сделал и еще более радикальные выводы. Опираясь на мысль о том, что лучшим судьей своих интересов может быть лишь сам гражданин, он считал, что организованное сообщество не может служить надежной защитой для гражданина. Даже если бы оно взялось за выполнение такой задачи, оно не справилось бы с ней и в то же время подорвала бы веру индивидуума в свои силы.
Лео: В последние месяцы пребывания в Америке у него начали появляться сомнения. Не слишком ли велико стремление американцев к материальному благосостоянию? Не мешают ли большие имущественные различия движению к реальному политическому равенству? Не могут ли часто повторяющиеся выборы привести к тирании тех, кто стоит у власти? А может быть, напротив, им удастся удержаться у власти, только заискивая перед избирателями? Не по этой ли причине выдающиеся люди не хотят выставлять свои кандидатуры? Не это ли мешает правительству последовательно и настойчиво проводить в жизнь масштабные политические замыслы?

Влад: - Мало-помалу он пришел к выводу, что республиканские учреждения больше подходят северным, чем южным штатам. С каждым днем он все больше убеждался, что дух и обычаи народа сильнее законов и, хотя конституция способствует формированию народных нравов, в этих последних заложено нечто более мощное, нежели любая конституция, нечто, способное постоянно приводить в действие худшие стороны создаваемых народом законов. Он был обескуражен, узнав, что рост культуры не означает роста количества выдающихся людей, а исчезновение низших классов не ведет к появлению высших.
Лео: - Он начинает замечать, что, хотя происхождение и хорошее воспитание имеют некоторое значение в Америке, основным мерилом достоинств человека являются деньги. Он обнаружил, что американский народ довольно равнодушен к духовным удовольствиям. Зарабатывать деньги — вот их главное занятие, они, можно сказать, преклоняются перед богатством. Покидая Америку, он понимал, что, хотя и хорошо изучил Соединенные Штаты, не может ответить на вопрос о том, удержится ли в этой стране демократия. До путешествия в Америку он считал, что демократия — это единственный путь, по которому может идти европейская цивилизация. Уезжая, он не был уверен в ценности такой перспективы.

Влад: Для многих людей Соединенные Штаты Америки являются голубой мечтой, страной неограниченных желаний и возможностей. Понятия «богатство» и «успех» стали синонимами США. Не зря говорят, что в Америке больше всего миллионеров, причем согласно «Бизнесс-журналу» 80% всех миллионеров – новички. И лишь 20% становятся миллионерами по наследству. Состоянием, превышающим $1 млн., владеют 3,5% домашних хозяйств (семей) США. А кто стал первым миллионером США?
Лео: В 1763 году в городе Вальдорфе (Германия) в семье мясника родился Иоганн Якоб Астор (впоследствии — Джон Джейкоб Астор). Старшие братья Джона Джейкоба Астора рано нашли свой путь в жизни: один из братьев, Георг, изготавливал музыкальные инструменты в Лондоне, а другой (Генри) открыл мясную лавку в Нью-Йорке. Джон сначала помогал старшему брату продавать музыкальные инструменты в Лондоне, однако всегда мечтал об Америке. Накопив достаточно денег на билет (а хватало ему тогда только на билет) он отправился в Нью-Йорк. На корабле он познакомился с еще одним немецким эмигрантом, от него Джон узнал, что очень выгодно покупать пушнину у индейцев и перепродавать ее крупным торговцам.

Влад: По прибытию в Нью-Йорк Джон помогал брату в мясной лавке, подрабатывал в пекарне, продавал оставшиеся у него музыкальные инструменты брата, а затем работал помощником у торговца мехами. Приобщаясь к торговле пушниной, он стал сам налаживать торговые связи с индейцами и организовал свой собственный бизнес: экспорт мехов из США в Великобританию. Затем Джон удачно женился и на подаренные деньги открыл магазин мехов и музыкальных инструментов.
Лео: Первые успехи не заставили себя ждать - состояние Джона постоянно росло и он решил диверсифицировать бизнес – то есть вложить заработанные на продаже мехов и музыкальных инструментах деньги в землю и недвижимость Манхэттена. Затем Джон Астор расширил рынки сбыта мехов до Китая, для удобства транспортировки он прикупил по дешевке несколько торговых кораблей во время англо-американской войны. Позднее Джон основал American Fur Company, которая занималась продажей пушнины. В 1834 году Астор продал меховой бизнес и сосредоточился на финансовых операциях, увеличивая и без того громадный капитал.
Влад: В 1842 году был выпущен первый справочник о богатейших людях Нью-Йорка. Первым возглавлял этот справочник Джон Астор, состояние которого оценивалась сумасшедшими на то время цифрами в 10 миллионов долларов. Всего же в списке миллионеров было 10 человек. После смерти Астора в 1848 году стали известны подлинные размеры его богатства — 20 миллионов долларов. К тому же первый миллионер Америки завещал 400000 долларов на строительство Библиотеки Астора, которая стала частью Нью-Йоркской публичной библиотеки. Стать миллионером возможно? Думаю, да, только неотъемлемой частью этого желания должны быть удача, идея и огромные усилия!

Лео: В завершение нашей передачи сообщаем чрезвычайно важную новость: Государственная дума рассмотрела всецело поддержанное Михаилом Прозоровым предложение Владимира Жириновского, ввести безналоговую зону на территории дальневосточного федерального округа и восточной Сибири, а также разрешить молодым людям славянских национальностей служить в Российской  армии с последующим предоставлением им гражданства России и беспроцентного кредита для покупки жилья и обустройства. После распада СССР более 25 миллионов человек славянских национальностей оказались за пределами своей исторической родины.