Виктор Клименко

Виктор Клименко 2
Моя жизнь
 
  Я родился и вырос под Курском,
Где прекрасно поют соловьи,
Заливаясь то счастьем, то грустью
От заката до самой зари.

Так прекрасны места черноземья:
То в вишнёвом цвету вся земля,
То черёмухи белое облако
В реку смотрится по берегам.

Здесь я вырос в бору соловьином,
Набираясь у деда Петра
И ума, и сноровки, и силы...
Незаметно летели года.

Поливали, сажали, растили...
Вместе с мамою в летние дни.
За лозою на речку ходили
И с отцом мы корзины плели.

И корзины, и мебель, и утварь –
Всё умели творить из лозы!
Как бы ни было в жизни нам трудно,
Вся надежда - на руки свои!

Труд спасал нас от голода, мора,
От сердечной, лихой пустоты,
Труд был нашим семейным законом,
Без него бы не стали ЛЮДЬМИ!

  Но закончилось мирное время,
И лихая година пришла,
И тяжёлым, немыслимым бременем
Нам на плечи сурово легла!

Помню улицу в нашем Замостье,
Лето, люди и голос стальной
Репродуктора. Ужас разносится
По округе волна за волной...

     Это резкое, жуткое слово.
Будто гиря на сердце легла!
Всё с тех пор стало в жизни по-новому,
Всё смешала злодейка - война!

Шёл пятнадцатый год мне в ту пору,
И впервые увидел я смерть:
В центре Суджи - соседнего города -
Нас сгоняли на казнь посмотреть!

  Захватив наши земли Замостьянские,
Немцы горе в село принесли,
Расстреляв наших сельских тружеников
И повесели славных двух партизан.

Унижений не счесть пережитых.
Сколько горя познала семья.
До сих пор это всё не забыть мне,
До сих пор мне всё снится война.

Снится дом наш, горящий как факел,
Снится мама с мольбою в глазах:
«Погорельцам, родные, подайте!
Всё фашисты спалили дотла!»

Разогнал голод нас по округе,
Так сложилось - остался один:
Ни родных, ни знакомых, ни друга.
Фронт всё ближе к Судже подходил!

Как я выжил тогда - сам не знаю,
Спал в канавах, в лохмотьях ходил,
С одногодками в стаи сбиваясь,
Кусок хлеба себе находил.

   Ни родных, ни заботы, ни ласки.
Приходилось, чтоб жить, воровать,
Стыдно было, и больно, и страшно
Одному, без родных выживать!

   В сорок третьем прогнали фашистов,
Наши в город пришли, и в детдом
Всех бездомных, голодных мальчишек
Собирали в один эшелон!

Я сбежал - не хотелось в неволю,
И случайно к солдатам пристал,
Пожалели меня - взяли в поезд,
Так на фронт я случайно попал.

   Помню чётко слова командира:
«Кто в разведку - три шага вперёд!»
Как мне смелости только хватило,
Но я вышел... и грохнул народ!

Хохотали здоровые дядьки:
Ведь пацан же, мальчишка ещё!
Но майор громко крикнул; «Отставить!»
Так закончилось детство моё!

Я служил в батальоне, при штабе,
А хотелось скорей воевать,
Бить фашистов, ходить на задание
И конечно - разведчиком стать!

   В батальоне меня полюбили,
 Научился я карты читать.
И разведчики часто просили
Им подробнее всё показать.

   Не забуду я первой разведки,
Гибель тройки, ушедшей в дозор.
 На войне без потерь было редко,
Каждый миг смерть тебя стережёт!

   В семнадцать лет медалью «За Отвагу»
Был награждён за рейд опасный в тыл.
Приказ был краток: «Уничтожить надо
Радиостанцию Гитлера!» Мы не жалели сил!

Засыпан был землёю в Сандомире
И умер бы конечно, но друзья
Воронку каждую от взрыва и до взрыва
Руками рыли и нашли меня!

Смерть стерегла меня повсюду, и однажды
За миг до смерти девушка спасла:
Мы поменялись с ней местами, и снарядом
Её убило на моих глазах.

   Потом был госпиталь: тяжёлая контузия,
Я говорить не мог, не слышал ничего,
А мысль одна: на фронт опять вернуться бы,
Ведь фронт стал для меня, как дом родной.

   Вернулся скоро - в новой гимнастёрке,
Пошитой из английского сукна,
Подаренного лично миссис Черчиль,
Она на фронт к отправке приехала поздравить!

   Их Красный Крест нам раздавал подарки,
И в этот миг заметила она,
Что рядом с настоящими солдатами
Стоит совсем мальчишка, то есть я!

   Что с ней случилось в этот миг - не знаю,
Жена премьер - министра подошла,
Остановилась и , как мать родная,
Расцелована от души меня!

   А война зашагала по Польше,
Здесь впервые случилось, друзья,
С парашютом спускаться мне ночью,
Чтоб доставить к своим «языка».

   В Кенигсберге я был под землёю,
Изучал катакомбов ходы,
Видел, как заливали водою
Немцы жителей мирных своих!

   В сорок пятом, уже под Берлином
Воевал с батальоном своим,
Был «пропавшим я без вести сыном»
Под прицелом у СМЕРШа ходил.

Но путей не искал, что полегче,
Цену дружбе постиг до конца,
Потому что заглядывал смерти
Каждый раз на заданье в глаза.

А друзей оставалось всё меньше,
Список их с каждым годом редел,
За Берлин немец бился, как бешеный,
Отдавать нам его не-хотел.

Наступает апрель сорок пятого.
Мы в Берлине, разведке - приказ:
«Штурмом! Грамотно! Взять канцелярию!
Бункер Гитлера быстро занять!»

Взрывы, выстрелы, грохот оружия,
Бункер Гитлера взят - мы внутри!
И впервые нутром, сердцем, кожею
Понял я, что война позади!

Позади! Генералы немецкие
Кучкой жмутся, и головы вниз,
Им не верится: люди советские
Их хвалёный добили фашизм!

   Как из песни не выбросишь слова,
Так из жизни не выбросишь то,
Что не хочется помнить. Такого
В эти дни пережить мне пришлось!

   Всех, штурмующих рейхсканцелярию,
Под арест посадили тогда,
Потому что уж больно «неправильно»
Отнеслись мы к заклятым врагам!

   Мы по-русски, как водится исстари,
Надавали им в бункере всем!
Били с радостью морды фашистские
За страданье всей Русской земли!

   По ступенькам рейхстага фашистского
Подниматься в те дни мне пришлось.
И местечко на стенке исписанной
Для меня тоже, братцы, нашлось!

   Пришёл я к стенке немецкого Рейхстага
Железки и молоток свой захватил
Выбив буквочки рядом с друзьями:
«Витек из Курска» сюда приходил.

В этот день на стене, словно карта
Всей страны в один миг ожила,
И толпились солдаты уставшие,
 И писали свои города....

   В тот же год я вернулся на родину,
Шёл призыв однолеток моих.
Я служил с сорок третьего, вроде бы,
А пришлось мне ещё послужить.

   Протянулись три года безрадостно,
Возвратился домой по весне,
А потом оказался я в Алуксне,
Видно, так уж пришлось по судьбе.

Стал работать учителем в школе я,
Там и счастье своё повстречал.
Время в Латвии — неспокойное:
Случай был: кто-то в спину стрелял!

Тогда уже нас русских презирали
Пришлось работать в разных мне местах
Работал хорошо, умело, как и раньше
Почётные грамоты Верховного Совета и ЦК я получал.

Вся дикость латышей успешно развивалась
 Все бросились нас русских выживать.
Хороший друг - учёный и философ
Помог мне в Псков приехать побыстрей.

Эти годы, что прожиты в Латвии,
Вспоминаю теперь часто я,
Школа, клуб, комсомол, райком партии,
В высшей школе учёба моя...

   Потрудился в торговле немало я,
 Честный труд был отмечен не раз!
Вот гляжу на Почётные грамоты,
На Правительственный Указ:

Занести на Почётную Доску
Мой портрет-это было давно!
Жили вроде тогда мы непросто,
Только радостно всем нам жилось!

   Дети наши уже подрастали, Вася,
Толик и младший - Сергей,
Что могли - детям нашим мы дали,
 Воспитали достойных людей!

   Сорок лет я на Псковщине прожил,
Город знаю, как дом свой родной:
Коммунальным хозяйством я годы
Управлял и трудились со мной.

   Управляли всем мы по-хозяйски
 Вспоминать нам трудно иногда
И А.Васильев и Н.Андрианов и Д.Беляев
 Их заслуги в Пскове забыть нельзя.

Люди славные, умные, сильные,
Те, кто дело любили своё
Не за деньги и должность престижную,
А за то, чтоб оно принесло

Горожанам и тем, кто бывает здесь,
Быт уютный, удобства, тепло,
Человек, чтобы здесь был хозяином,
А не варваром-временщиком...

Но теперь это всё только в памяти,
Я давно уже пенсионер,
И порою весь путь вспоминается,
Все преграды, что я одолел.

И когда я смотрю на сегодняшний
Непростой для меня мир людей,
Мне сказать от души очень хочется:
 Берегите, что сердцу милей!

   Берегите, что мы вам оставили,
Что добыли нелёгким трудом,
Может, были порою неправы мы,
Но всегда были правы в одном:

Не жалели за землю родимую
Ни здоровья, ни сил, ни души,
Не давали Союза в обиду мы,
Потому что он был не-ру-шим!

   Нет Союза, нет братства, которое
Мы крепили не год и не два,
Сколько жизней на это положено,
Сколько кровушки пролито - зря?

Образумьтесь, родные, хорошие,
Не паскудьте земли дорогой!
Нам победы давались недёшево,
Расплатились мы страшной ценой!

И войну, и разруху, и голод мы
Пережили, а были добрей,
Милосердней, щедрее, надёжнее,
Потому и жилось веселей!

Может быть, моя книга покажется
Вам, друзья мои, слишком простой,
Я старался писать для читателя
С добрым сердцем, открытой душой!

Чтоб сумел он за всем незатейливым,
Что я честно поведать не прочь,
Распознать, как же сильно хотелось мне
Хоть немного потомкам помочь!

Прожил я с лишним 80 лет
Работал радостно и верно
Жену Раису рано потерял
Страдание моё осталось вечно.

Но всё прошло, осталось время
Нужно итоги жизни подводить
Обнять детей, внучат довольных
Поспать спокойно с радостью своей.

 март - апрель 2009 года