Дом, в котором я жила

Галина Яковлева Украина
Моё детство и юность прошла в одном доме, у нас такие дома называли «хрущёвки».  Да, наверное, не только у нас, а и во всём когда – то «советском союзе». Приехав в этот шахтёрский город, под названием Червоноград, мой папа сам выбирал нам квартиру. Вот были времена...
А дело происходило так. Устроившись на одну из шахт, нашей семье сразу же было предоставлено жильё. Только, чтоб его себе выбрать, был указан номер дома и название улицы.
До всех подробностей мне всё известно не  было, так как, меня ещё не было на свете. С папиных рассказов помню, что зашёл он в этот дом, в подъезде чистота, пахнут выкрашенные стены. Поднялся на первый этаж, на второй, третий, четвёртый. Зашёл в одну из  квартир, от неё повеяло таким теплом и уютом, что он сразу решил, эта квартира будет наша. Дело происходило зимой, а когда- то зимы были холодные, не то, что сейчас. Спешить уже было некуда, отец постелил возле батареи газетку и лёг переночевать. На следующее утро он пошёл на шахту и оформил все надлежащие документы, а уж после этого поехал в Нововолынск за мамой и моей сестрой, там мы проживали ранее. Незадолго, в тысяча девятьсот шестьдесят втором году родилась и я. В наш дом,  потихонечку стали съезжаться наши будущие соседи... 

Вместе с нами на площадке проживала семья дяди Вани.  Жену его звали тётей Галей, было у них два сына – Володя и Саша. Дядя Ваня и тётя Галя, сколько я себя помню, работали на шахте. Семья была  очень работящая. Они приехали с какого – то села, начинали всё с нуля, я имею в виду мебель. У них была кровать да стол, остальным на то время ещё не разжились.
 А у нас, (это уже из рассказов, той же тёти Гали было всё: и шкаф, и телевизор, и стол, к нему стулья, какая – то этажерка, роза). Вот розу, я прекрасно помню, она закрывала в зале целый угол. Тогда была такая мода, на такие большие растения. Теперь в основном их ставят только в офисах или больших учреждениях.

Следующей семьёй была семья дяди Коли с тётей Милей, и была у них дочка Света. По тамошним меркам, эта семья считалась богатой. Дядя Коля работал шофёром, тётя Миля на шахте. У неё был закончен Львовский университет, и работала она контролёром.  Я до сих пор помню, когда приходила к Свете (мы с ней дружили), на полочке у них лежали всякие камушки, и когда я брала их в руки, они переливались разными цветами. Тётя Миля, после окончания университета, долгое время ездила с экспедициями в горы, и эти образцы, служили в их семье памятью о прошлой её романтической профессии – геолога. Света у них была одной дочерью. Честно признаюсь, я всегда Свете завидовала. Помнится, у неё был велосипед. Маленький, трёхколёсный, и мне так хотелось на нём прокатиться. Теперь -  то я понимаю свои чувства, так бывает со всеми детьми, всегда хочется того, чего нет у тебя.

Незадолго к нам в дом приехала ещё одна семья, она состояла из четырёх человек, это была тётя Оксана и дядя Витя. Детей у них было двое, дочь Наташа и сын Павлик. Это уже потом, спустя время у них родился ещё один сын Андрюша. Ух! -  и любила я его маленького. Да спросите, кого я не любила? Все маленькие дети, которые были в нашем доме мне известны. Я всех их вынянчила. Тогда в своём далёком детстве, кем я только не мечтала быть, и в том числе и воспитательницей. Дядя Витя работал  шофёром, как дядя Коля, а тётя Оксана на фабрике – швеей. Двери нашей квартиры, и их, никогда небыли закрыты на замок, -  «заходи, не хочу». Да! Мне вспомнилась ещё одна деталь, бывало, когда уйдёт мама из дому надолго, оставляла ключ под дверями (под половиком). Да и записку напишет, такого содержания – «ключ под тряпкой». Вот были времена...  Двери к тому времени уже были изрешечены, от многоразовой замены замков.  Детьми, мы  часто теряли ключи, мамы после этого цепляли их на резинку и вешали нам на шею. Тогда уж точно ключи не были потеряны.
 
Этажом  ниже проживала семья тёти Сони с дядей  Колей, было у них двое детей, сын Толик и дочь Наталья. Их родители работали на шахте, и была у них ещё бабушка. Нам всем было так интересно, к нашим бабушкам нужно было ехать, а тут на тебе, бабушка живёт рядом. Будучи детьми, мы тогда многого не понимали. Когда мы с детьми гуляли во дворе, за нами всегда следили глаза бабы Кати, так звали эту бабушку. А какие она пекла пирожки! Это было чудо, она заворачивала в газету и кидала их с третьего этажа, своим внукам. Мы как заколдованные стояли внизу и смотрели, перепадёт ли и нам по пирожку. Наташа разворачивала этот свёрток, и дух с него доносился умопомрачительный. Бабулька всегда клала про запас пару штучек, и кто находился рядом, ему всегда доставался этот незабываемый дар.

Ещё этажом ниже жила семья дяди Вити с тётей Лидой, было у них две дочери. Старшую звали Лилей, а младшую Леной. Дядя Витя тоже работал на шахте, а тётя Лида на базаре в конторе. Запомнилась мне больше Лена, со своими проделками. Она была большая любительница кошек. Сколько я себя помню, у них всегда в квартире жила кошка. А я, честно говоря, их не то, что не любила, я их боялась...
В детстве укусила собака, и вот это было следствием моего страха. Лене прекрасно было известно, что я боюсь котов. Нет, она всё же брала попавшуюся ей кошку, и бросала её на меня. Кошка цеплялась за моё платье с такой силой, что впивалась в меня своими когтями так, что я кричала от боли. Это видно приносило ей наслаждение. Теперь вспоминается это со смехом, а тогда...

На первом этаже нашего дома, жила семья дяди Стёпы с тётей Катей. Дядя Стёпа тоже был шахтёром, как большинство мужчин нашего дома. Тётя Катя, как и моя мама, нигде не работала, воспитывала детей. Было у них два мальчика – Борис и Коля. Дядя Стёпа очень хорошо играл на баяне. Он любил выносить его на улицу играть на нём, и, конечно же, петь. Тётя Катя с ним по этому поводу ругалась, но он никого не слушал. Мы стояли рядышком и с большим вниманием его слушали, нам это было в диковинку.

Рядом с ними на площадке, жил дядя Миша с тётей Валей. У них было две девочки Неля и Люся.  Дядя Миша был шахтёр, а тётя Валя работала учительницей начальных классов. Проживала тётя Роза с дядей Васей, он тоже был шахтёр, тётя Роза работала на фабрике, где изготовляли чулочные изделия, и было у них двое детей. Старшей была дочь Рая, а младшим сын – Вася. Проживала ещё одна женщина, её звали  Евой, и было у неё трое сыновей. Работящая была женщина, сколько себя помню, работала в шахтёрском общежитии уборщицей, работа не из лёгких. Она ко всем была доброжелательна. Запомнился мне один случай...

Когда – то я не спускалась со своего четвёртого этажа, а слетала. Да и не только я, так делали все дети из нашего двора. Мы или садились на перила и съезжали, (они уже были нами отполированы) или неслись как угорелые по ступенькам. Вот в один из летних дней, я так неслась. Выскочила с порога, и сразу не поняла, что со мной произошло. Мои ноги не могли сдвинуться с места, осмотревшись по сторонам, я всё поняла. Возле дома укладывали асфальт, и я, не увидев проложенной кладки, попала с порога дома, прямо в асфальт  своими ногами. Пытаясь как – то освободиться из плена, я рванула одну ногу, а потом вторую. Вырваться мне не удалось, я ещё больше усложнила свою ситуацию, упав после этого на руки. Вот тут - то меня проняла сумасшедшая боль, и я стала кричать. На мой крик с окна выглянула, тётя Ева. Она увидела, что я стою, застряв в асфальте, и держу руки ладонями к верху. Недолго думая, она выбежала, держа в руках, бутылку растительного масла. Как ей удалось меня от туда извлечь, этого я уже не помню. Она первая оказала мне необходимую помощь, и сберегла мои руки от ожога, -  такое не забывается...

Ребятни во дворе было много. В какие игры мы только не играли. Вот помню, игра называлась, -  «военки».  Это нужно было, написать такие бумажки, в которых мы указывали кто немец, а кто русский, клали их в чью либо шапку, там встряхивали и подкидывали вверх. Эти бумажки падали на землю, мы их подбирали и таким образом формировали отряды. Кто был русским, а кто немцем. Немцами никто не хотел быть, вот уже тогда был у нас воспитан высокий патриотизм, никто не хотел играть роль врага. В основном мы прятались в подвале соседнего дома. В нём, нам были известны все ходы и выходы. Наши родители сберегали в то время там уголь, потому что ещё в наших домах стояли печи, титаны, и это всё дело нужно было растапливать, а уже позже, когда был проведён газ, там сберегали картошку, ненужные вещи.

Перед домом, был расположен палисадник. Мы с девчонками (с помощью взрослых конечно), вскапывали его, сеяли цветы. Самым большим удовольствием было то, когда нам по очереди перепадало подержать шланг с водой, чтоб полить цветы. Как это было здорово!  А ходили мы тогда, обуты в такие резиновые шлёпанцы, у которых была перемычка через большой палец. Когда выпадал дождь, мы смело по нему бегали, мальчишки подбегали к нам и норовили стать на задник. Потом отбегали, задник больно бил по ноге, это в лучшем случае, а в худшем, он просто отрывался, и дома тогда попадало « под самую завязку»...      

А наши игры в «бадминтон», в «фантики», «вожатый, вожатый, подай пионера», « решка».  Да их все, уж  и не упомнишь...

Мы с  девчонками любили расстилать старенькое покрывало, и  сидеть во дворе на траве. Мальчишки как всегда нам докучали, они всегда норовили нам всё испортить. Злились на нас, что мы не принимали их в свои игры, это было летом. А вот зимой, мы играли вместе. Строили  вместе с ними снежные баррикады, катались на санках с горки, на коньках, на лыжах, это было что – то...

Быстро прошло наше детство. Встречаемся иногда, так мимоходом. Все из нас уже почти, бабушки и дедушки. Почти каждый «разменял полтинник». Думаю, им приятно будет прочитать мои воспоминания, у каждого они, конечно, свои.  Нужно  бы встретиться, всем нам, бывшим детям с нашего двора. Как бы это было интересно, да и у кого ещё живы родители,  увидеть их тоже. Они уж смогли бы нам рассказать о нас  больше, чем мы о себе помним...
 Ребята! Вы как? Не против? Давайте встретимся!