Муки творчества

Ольга Сергеева -Саркисова
«Лирический поэт по своей природе
 двуполое существо, способное к бесчисленным
расщеплениям во имя внутреннего монолога»
Осип Мандельштам

 -      Ну, ты как сегодня? Расщепился? - спрашивает Вика у Сергея, разливая
        в чашки кофе. 

 -      Ну, да...вполне... -        в задумчивости отвечает он.
        Всю ночь не спал, глаз не сомкнул, творческие муки, сама знаешь...

 -       И как? Получилось? И кто мы сегодня?

 -       Ну, если вкратце, то - Он и она ...любовь, которая сжигает, да и
         вообще, жизнь сгорает, как бикфордов шнур. Сама посуди... -  он
         подробно излагает написанное за ночь. Она внимательно слушает и пьёт
         кофе одновременно. Шмыгает носом, показывая, что что-то не так.

     -   Э, нет, друг мой! Это не любовь! Я ничего такого здесь не вижу...
        (качает головой). Ты что?  Сам не видишь? Что тебе сказать?
         Любовь живёт на десять этажей выше, а твоя, пардон, АНИМА ползает по
         земле, как букашка!
         Что ты? Посмотри! Сам не видишь? Ну, вглядись, вглядись ...Ты же
         умничка...   Ну, ты согласен со мной? Я же не 
         ошибаюсь, ...никогда...Ты сам знаешь....   Где сила чувства?
         А свобода? Где здесь жизнь? Я тебе скажу так - она у тебя -    полная
         амёба ...Да и чувства вяловатые какие - то, ... полноты нет!
         Пожара любви, жизни мало!

-        А он? - глядя на неё с надеждой, вопрошает Серега.

-       А он? Не знаю, что и сказать... Он - весь в комплексах и зажимах!
        Форменное не то! Как- то он у тебя ...ну, что - ли...
        недовоплощён, ...вроде того. И никакого шнура бикфордова я здесь не
        заметила...Жизнь постная в твоих описаниях, отстой,... а нужно жить
        страстями, понимаешь?
        Чтобы штормило, выворачивало наизнанку, каждое движение
        воспринималось как катастрофа! Вот тогда ... - да!Будет
        убедительно, а так, ...прости,...дорогой...

-       Значит, не удалось расщепиться, ты считаешь? - с полной безнадегой
        спросил Серега.

        (Она мотает головой, дескать- да, не удалось) машет рукой...
  -     Нет, ... не то...  Он насупил брови...
        Нет! Но ты не расстраивайся. Подойди с другого бока к этой теме,
        бери быка за рога,... хотя, у твоего быка и рога- то не выросли...Хм…
        (Она   хихикнула.) Но что - то там выросло?
        Остается только одно...да, именно так...
        Придётся всё переделывать, другое что- то написать, полегче...
        Это не твоё, милый! Масштаб другой! "Не по Сеньке шапка", как
        говорится.
        В другой раз получится, ... подождём ...Ты согласен со мной?
        Она глубоко  и с пониманием вздохнула, плечики её поднялись и 
        застыли, и бровки тоже.
        Он курит, и тяжело дышит, как паровоз. Молчание. Длинная пауза.
        Она ждёт реакцию его.
-       "Не переборщила ли я...? " Одни глазки бегают, а всё остальное застыло
        и покоится,...как окаменело, словно после взгляда на  голову Медузы
        Горгоны...

        Он вобрал воздух и долго держит, не выдыхая - принимает важное
        решение...  (Она не сводит с него глаз)  Выдохнул, ...
-       Ну, « наконец -то!» пришёл в себя...

-       В такие минуты я вспоминаю Еврипида...…- сказал он, подошёл к окну и
        взглянул на мир за окном оценивающим философским взглядом.
        Она застыла...: "Ого! Голос прорезался...
 
         Неужели так я зацепила его, надеюсь, не смертельно?  Не кинется в
        окно?"  Следит за ним.
        Он берёт новую сигарету, разминает между пальцами с оттенком
        безразличия... в задумчивости, и закуривает с удовольствием, и с
        туманом во взоре.... Всё, как в замедленном кино...
        Она уже ждала продолжения с нетерпением, не перебивая его
        священнодействия.
        Пауза выдержана, можно жалить дальше...

 -      Да? И что он говорил по этому поводу?

-       Истину… «НЕ ВЕРЬ ЖЕНЩИНАМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ГОВОРЯТ ПРАВДУ…»  - вот, так и
        я отношусь ко всему по- философски ... Ты же знаешь, ... ценю, но имею
        своё неповторимое мнение, всегда и во всём...Молчат оба.

        Она забыла захлопнуть рот. Пауза затянулась до неприличия...
        Она вне себя, внутри буря, ураган, цунами и плюс все стихийные
        бедствия... А снаружи - почти равнодушие, спокойствие, как на
        кладбище,...  вечный покой...
        Она уже кой-чему научилась...

    -   " Что он хочет сказать? Бездарь! Тоже  мне, Еврипид!...Приплёл тут
        и его..."   Союзника нашёл...так и хочется его укусить,...но... 
        Он спокойно :
-       А ты, как? Выучила текст? Всё проработала? Погрузилась на должную
        глубину? Прочтёшь?
        Она бодро хлебнув кофейку из чашки, продолжает :

 -     Конечно, дорогой! Я всегда при параде! Ты же знаешь... И погрузилась на
       нужную глубину, и на вершину взошла... Вот, слушай, ... мне кажется, что
       сегодня мне что - то удалось и высота, и глубина! Одним словом, кажется,
       получился шедевр!

      (Она читает кусок текста с выражением и большим чувством.
       Он внимательно, не сводя с неё глаз, слушает, впиваясь в каждое слово,
        как пиявка. Окончила читать монолог, ждёт творческого приговора...,а
       скорее- оваций. И уже их почти слышит...).

-      Ну, правда нетленка получилась? - с надеждой на похвалу, и подталкивая
       его к этому, спросила она. Что скажешь?

       Он молча, не торопясь, держа паузу, как учил Станиславский, глубоко
       затянулся,...подержал в себе
       дым, ....прикрыл глаза, будто погружаясь в глубокое раздумье... поднял
       брови, сжал губы,...затем медленно выпустил дым из себя,
       ...качнулся телом и головой, неуверенно развел в вопросе пальцы,
       вроде подыскивая  ответ, и не находя его...Она ждала...
       Лоб её покрылся испариной, она глотнула из чашки, и застыла, как
       сурикат на поле.
-      Что-то он заигрался...много позы, пожалуй,...артист!
-      Ну, что тебе сказать? Брови его взлетели, и долго оставались на высоте...
       и вслед за ними, и глаза отправились в поднебесье...
      Он подыскивал слова, вроде, с трудом... и не находил! Просто цирк братьев
       Ширман!
    
     -  Не хочу обидеть, душа моя, ... приведу пример лучше, ...так нагляднее
      будет.
       Ты человек умный, всё поймешь сразу...Она кивнула головой, согласившись
       на данное высказывание о её уме.
      "Еще бы! Умнее не бывают! Попробуй сказать что-нибудь другое..."

 -       Помнишь, как написано у Немировича- Данченко об игре актера Качалова,
        который играл в пьесе Горького «НА ДНЕ»? Известный пример со вшами...
       Зритель должен чувствовать, что вши ползают по телу барона, а не по телу
       артиста Качалова, который его играет. Ты понимаешь о чём я?
       Вот чего он добивался от актера...
       (Повисла зловещая пауза).

 -      Пытаюсь понять...А я..., что...(брови её взлетели высоко- высоко...)
       "Чего он от меня хочет? Ранить в самое сердце? Неудачник!"

-      Нет, дорогая, у тебя не получилось на сей раз...Эту дистанцию ты не   
       выстроила, уж прости за откровенность…
       Всё свалила в одну кучу...свалка, да и только! О! Женщины!!! Всегда у
       вас так...  А где детализация чувств?
       Здесь нужно как - то тоньше, деликатнее, достовернее всё проработать,
       ты же не лягушку препарируешь, мы  говорим о высоких чувствах !!!
       ...Да, не хватает изящества, достоверности...все швы наружу…прости, но
       это так… Да, явная неудача...
       Работать и работать! Да! и тысячу раз повторю это...Ты же сама всё
       знаешь лучше меня!  Видишь... по результатам...
-      Прости! Но ещё предстоит много работать ...… (Повисла пауза) ...Или
       бросай всё к чёрту, ... ну, э... Но ты не бери в голову, ...хотя, не
       расслабляйся, всё получится со временем,...какие твои  годы!
       Он хмыкнул... - всего сороковник на носу...

-      Ты так считаешь? Значит, ещё есть шанс...?

-      Да,...и ещё,...уж прости, дорогая, конечно,...не знаю как и сказать
       ...тебе,....но, как  другу тебе скажу,... тысячу раз прости,...
       хочу просто помочь тебе, вижу, что не справляешься с ситуацией......
       Но твое либидо спит, нет, просто дрыхнет! Сама подумай!

       Пауза ещё длиннее, у неё открыт рот от удивления... перехватило
       дыхание...
       В мозгу шторм баллов на шесть, семь, восемь...
   
       "Это я -то не справляюсь с ситуацией??? Как! И это говорит он?
       Как он посмел? Я... я...нет, это слишком! Она на глазах стала   
       превращаться в мельницу, готовую измолоть его на мелкие кусочки.
 
       Он - мне?! Эта полная бездарность! И кому? Мне? Состоявшейся
       личности такое говорить?! Нашёл кого учить! Тоже мне, ...критик Стасов!"
        Но это она проговорила про себя.

-     Что?!?!?!- только и смогла произнести она вслух. Брови её поднялись
      от удивления, и слились с волосами, перейдя границу дозволенного...
      Диалог внутри продолжался:
      " Вот это да! Дожила! И от кого я это слышу! Тоже мне, писатель хренов!
      Так меня оскорбить! Ну и ...пошёл он...эх, да кто он такой, собственно?
      Кто дал ему такое право? По её лицу проносились бури, штормы, цунами
      и прочие стихийные бедствия, которые есть в природе...
      Он незаметно наблюдал за всеми метаморфозами...
      "Ого! Как её штормит! Ничего! Я ещё тебе не то скажу!"

-     Милая, скажу всё до конца...Буду краток, чтобы не занимать твоё
      драгоценное внимание....Ты забыла о тех пресловутых стенах,
      которые ты должна разрушить, чтобы дотянуться до зрителя душой,...
      Как писал твой любимый Станиславский...Константин Сергеевич...
      Ну, ты помнишь, Глупышок? Прости, но у тебя ни одна стенка не
      рухнула...Вот, пожалуй, так...примерно… Мышонок...
      Ну, не верю!!! Этот аргумент подойдёт? Не верю, и всё тут, не убедила ты
      меня, а это главное, сама знаешь...Станиславский! Против него не
      попрёшь...

-     Что??? Но, по - моему, ты торопишься с выводами, дорогой...

-     Возможно, возможно, дорогая...( долгое молчание )

-     Значит, я тоже в пролёте? Как и ты? Ты это мне хочешь сказать?
      Я правильно тебя поняла?

-     Ну, да, ...в общем,...а почему нет? (Пауза повисла)
 
      Душа моя, ты - в пролёте, ...даже ещё  в  большем , чем я,...как мне
      кажется...Сама подумай...делай выводы , дружок...
      Ты кофе допила, Малыш? Подлить ещё, Киса? (Она в полном ауте...)

-     Да! Нет! Не знаю! -  отвечает она невпопад.

-     А кто знает, Зайка? Вот женщины всегда так говорят, не поймёшь вас - и
      да, и нет,  и не знаю...свалка, всегда и везде, и в мыслях тоже
      свалка...Это же и в
      творчестве...Ну, ты определись, дурочка моя...Так налить ещё кофейка? Нет?
 
      Она надула губки, смотрит с деланным равнодушием в сторону, и молча
      кивает головой...нет, не хочу!
-     ОК! На нет и суда нет... Тогда пошли по "норам", дальше
      расщепляться. Может, повезёт на сей раз  и к обеду что - нибудь
      получится...Может, снесём яичко,..."да не простое, а  золотое"...

      Они расходятся по своим комнатам, нахохлившиеся, как потревоженные птицы,
      напоминая   бойцовых петухов после "дружеской встречи"... .
      На ходу она с горечью и обидой бросает:

-     Меня папа предупреждал, что два творческих человека в одной семье - это
      перебор! Абсурд, конечно, но...…Как он был прав!
      Вот,  получила, одни творческие муки!
      Она гордо подняла голову и зашла в свою комнату, громко хлопнув дверью...


 2012г