Глаза мёртвых

Андрей Карапетян
Как упрямо, как безнадёжно упрямо тянулась русская культура из подземелья своего к Данту и Леонардо!.. Так религиозен может быть только язычник – как безнадёжно это её неугасимое желание!
За это и любят до смерти и ненавидят тоже до конца.
Есть за что ненавидеть.
...взвалив на себя бремя воспитания, она не поняла того, что воспитывает СЛОВОМ в ущерб возникновению СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ. Воспитывая в ОТВРАЩЕНИИ К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ РЕЖИМУ, она пробудила отвращение к своему Отечеству. Пробудила ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ СВОИМ. А стало быть - свободное от СВОЕГО скепсиса преклонение перед ЧУЖОЙ обыденностью. А стало быть - лишила иммунитета и иронии перед огненной водой ЧУЖОГО МАССКУЛЬТА.
СВОБОДА накрыла огромною волною и её саму и, вместе с нею, тех, кто верил словам, тех, кто хотел СООТВЕТСТВОВАТЬ, тех, кто стал ворами, дерьмословами и наркоманами ИЗ ПРИНЦИПА, из принципа ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ СТАРОГО. Свобода требует жертв. Наша свобода потребовала жертв человеческих, и мы разрешили их - культура велела. Пушкин стоит псковского оброка. Мы отдали НЕКОТОРУЮ ЧАСТЬ населения в наркоманию, проституцию, воровство. И ещё одну, НЕКОТОРУЮ, часть - в самоубийства, пьянство и смерть от болезней - ту, часть, которой стало невмоготу.
Идея СВОБОДЫ стоила НЕКОТОРЫХ жертв. Так произносилось, во всяком случае, культурными людьми и их кумирами из САМЫХ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫХ правительств.
Сейчас понятно, что слово НЕКОТОРАЯ может означать и – ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ, и - НЕОБРАТИМО БОЛЬШАЯ. Но это - только сейчас, когда культурные люди полагают нужным говорить совсем о другом.
Собственное мнение воспитывается непрерывной историей и этнографическими критериями. Когда же в священные тексты накрепко вросли НЕРУКОТВОРНЫЕ ПАМЯТНИКИ шустрым дворянам и принципы НЕПОНИМАНИЯ РОССИИ УМОМ, то обыкновенные заповеди из ряда НЕ УКРАДИ становятся не различимы ввиду литературной тривиальности и отсутствия стилевого комментария.

На трупах возводили мы башню свою - Господи, как много мёртвых в этой земле! Как беспечно убиваем мы, как вдохновенно сочувствуем! Им тесно уже там, внизу, они выходят уже наверх и, не находя покоя, бредут мимо жилищ наших, и пугаются, нас, живых, как мы пугаемся их, мёртвых. По-настоящему мёртвых. А почему - такие же люди!
Тут - либо забыть всё и жить наощупь, либо завыть от тяжести грехов наших - и они сбегутся, слетятся, столпятся вокруг, заглядывая в глаза твои своими мёртвыми глазами, заговорят, завоют - им нужно успокоение, а что ты им дашь?
Смертью, тлением пахнет эта земля - вон они, Летучие Братья, говор их странен и слышен как бы из-под сознания, и напоминает далёкий вой.
Мёртвые не дают уснуть живым.