Если тебе плохо - позвони

Светлана Зайцева-Глибицкая
Одноактная пьеса

Давыдов.
Наташа.

В квартиру заходит Давыдов, сбрасывает с плеча сумку, достает  из  нее  газету,  идет  на  кухню.  Берет  кастрюлю с утренней кашей, садится, ест. Внимательно читает газету
с карандашом.

Давыдов (жуя). Та-ак… Грузчик… Бухгалтер… Водитель… Неужели опять ничего?..  Кондитер… Да в конце концов! Может, податься в чернорабочие? Ага, вот! Фирме, производящей моющие средства, требуется химик-технолог! Сейчас узнаю! (Подсаживается к телефону, звонит.) Я по поводу объявления. Как? Уже взяли? Это же сегодняшняя газета! (Вешает трубку.) Не успел! Сколько можно! Я уже устал… (Глазами просматривает объявления.) Обеды в офис… Я бы не отказался… Фирма примет на себя ваш импорт… Щас… Ссуды под залог… Было бы под что… Если тебе плохо – позвони… Ну, ну, проститутка какая-нибудь… Памятники из гранита… Тьфу!.. Может, и правда позвонить? Рассчитываться нечем. Ну, так хоть узнаю, сколько за это берут. Та-ак… Если тебе плохо – позвони. Наташа. Щас, Наташа, позвоню… Щас, потерпи… (Набирает номер.)

Из динамика – гудки, затем женский спокойный голос.

Женский голос. Слушаю вас.
Давыдов. Я по поводу объявления в газете.
Женский голос. Да, я слушаю вас.
Давыдов (замявшись). Мне плохо, и я звоню.
Женский голос. Тогда приезжайте. Записывайте: улица Северная, 55, квартира 17. Да, 17. Первый подъезд, второй этаж. От вокзала две остановки в сторону центра. До встречи. (Гудки.)
Давыдов. Об оплате не спросил. Да ладно, выясню на месте. Всегда можно развернуться и   уйти… А, может, она психолог какая-нибудь? Частный телефон доверия? Придумала себе миссию? А, может, в поисках удовольствий? Или пару себе ищет? Кто ее знает, что за штучка… Интересно, красивая или кикимора? Молодая или в возрасте? По голосу не поймешь. Ладно, чего там гадать. Все равно делать не фиг, так хоть развеюсь. (Выходит.)


Квартира Наташи. Звонок. Давыдову открывает изящная молодая женщина в черном платье, с золотой нитью на шее. Светлые волосы собраны и уложены сзади. Их украшает в цвет платья заколка с золотыми прожилками. (Во внешности и в одежде возможны варианты, но важен спокойный, выдержанный тон.) Косметики – минимум. Взгляд – открытый, улыбчивый.

Наташа. Как тебя зовут?
Давыдов. Шура.
Наташа. Кофе будешь?
Давыдов. Можно.
Наташа. Иди в комнату и жди. Я сейчас.

Наташа выходит на кухню. Давыдов рассматривает обстановку. Скромная комната. Через несколько минут Наташа возвращается с подносом.  Поставив его на журнальный столик, жестом приглашает гостя присесть. Давыдов отхлебывает кофе. Видно, что он чувствует себя не в своей тарелке. Хочет что-то спросить, но не решается.

Наташа. Расслабься.
Давыдов (набравшись решимости). Во что мне это все обойдется?
Наташа. Ни во что.
Давыдов. С чего бы такое бескорыстие? Приходит человек с улицы, пьет у тебя кофе, потом, глядишь, еще чего-нибудь захочет – и все бесплатно?
Наташа. С тебя бесплатно, успокойся.
Давыдов. Отчего же это? Чем я такой особенный? Но предупреждаю: мне, действительно, платить нечем.
Наташа. Я знаю. Это и так видно. Да расслабься. Ничего я от тебя не хочу.
Давыдов. Так зачем вообще тогда зовешь к себе?
Наташа. Чтобы помочь.
Давыдов. За так? Не верю!
Наташа. Пусть этот вопрос тебя не волнует. Ты пришел за помощью? Тогда расскажи лучше о своих проблемах.
Давыдов. И ты думаешь, что сможешь их разрешить?
Наташа. Я думаю, что большинство проблем вполне решаемы.
Давыдов. Да? А если я не могу найти работу? Если я элементарно голоден? Если я…
Наташа. Подожди. (Выходит на кухню и вскоре появляется с тарелкой, на которой лежат щедрой толщины бутерброды с вареной колбасой.) Ты поешь, а я пока тут переговорю по телефону.

Давыдов ест медленно, в упор глядя на Наташу, ест, тщательно жуя, наслаждаясь вкусом пищи.

Наташа (крутит диск). Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Максима. Его сотрудница. Макс, привет! Слушай, у меня тут человек сидит, ищет работу. Тебе нужен кто-нибудь? (Обращаясь к Давыдову.)  Машину водить умеешь?
Давыдов. Н-нет. А что?
Наташа. А что ты умеешь?
Давыдов. Я – химик-технолог.
Наташа. Ясно. Не тот профиль. Макс, может, у тебя есть знакомые в какой-нибудь лаборатории? Нету? А, может, у Николайчука что-нибудь? Будь другом, узнай. Ну, грузчиком хотя бы на первое время. Ты мне перезвонишь? Хорошо.
Давыдов. Грузчиком? Почему ты решила, что я хочу быть грузчиком? Таких объявлений и в газетах сколько угодно.
Наташа. Так в чем же дело? Ты голоден? Почему ты готов идти к незнакомой женщине плакаться, но не идешь на любую работу, чтобы обеспечить себя? Пока не найдешь что-то подходящее.
Давыдов (давясь, дожевывает бутерброд). Я так потеряю квалификацию. Грузчиком я всегда успею.
Наташа. Не скажи. Сейчас и грузчики в цене. А что касается квалификации – в наше время ее потеряли тысячи людей. Если ты не можешь изменить обстоятельства, постарайся принять их спокойно.
Давыдов. Но это же черт знает что! Значит, прикажешь смириться с тем, что с нами делают?
Наташа. Ты можешь на это повлиять? Ты можешь остановить цунами? Или хотя бы прекратить дождь? Нет? Тогда спокойно открой зонтик и иди туда, куда тебе нужно.
Давыдов. Ладно... Я понял…  (Помявшись.) Теперь вот еще что… Тут замкнутый круг. Женщины… Никто и смотреть не хочет в мою сторону. Будь я при деньгах… А так… Что говорить…
Наташа. Вот именно – замкнутый круг. Ты не уверен в себе во всем. Тебя пугает любое препятствие. Ты заранее настраиваешься на неудачу. Женщины хотят видеть в тебе плечо, на которое можно опереться. А химик ты или грузчик – для них – по крайней мере, сейчас – не играет большой роли. Они в не менее трудном положении, чем ты. Им нужно плечо.
Давыдов. Но как же эту уверенность приобрести?
Наташа. Начни с маленькой задачи и маленькой победы над собой.
Давыдов. Например, сначала устроиться грузчиком.
Наташа. Например.
Давыдов. Потом накопить денег и повести женщину в театр или в кафе. 
Наташа (смеется). Так в чем же неразрешимость проблемы?
Давыдов. По-твоему, получается, что и проблем никаких нет.
(Наташа улыбается.) Ну, хорошо. А ты согласишься пойти со мной в театр?
Наташа. Если интересный спектакль – соглашусь, но планов насчет меня не строй.
Давыдов. Вот видишь, значит, не нравлюсь. А ты говоришь…
Наташа. Тут не в тебе дело. Тут – во мне. Мне это не нужно.
Давыдов. Как – вообще?
Наташа. Это уже не предмет нашего разговора.
Давыдов. Но я никак тебя не пойму. Ты приглашаешь людей и не берешь денег. Тебе даже в личном плане такие, как я, не нужны. Так на черта тебе вообще все это нужно?
Наташа. Лично мне это не нужно.
Давыдов. Не понял.
Наташа. Наверное, и не поймешь. Лично мне ничего не нужно.
Давыдов. Как? А деньги?
Наташа. Деньги приходят, когда это нужно, в том количестве,
в каком нужно.
Давыдов. Но ты ведь женщина! Роскошная женщина, я тебе скажу! Что же, тебе и любовь не нужна? И дети не нужны?
Наташа. Когда будет положено, у меня будут дети. А любовь есть. Но она не такая, какой ты ее себе представляешь. Согласись, у всех свои представления о любви.
Давыдов. И чем же твоя любовь особенная?
Наташа. В ней ничего особенного нет. Вся разница в том, что ты хочешь любить одну конкретную женщину. А для меня все люди одинаковы. Нету лучших и худших. Более любимых и менее. Мы все одинаковые, хотя и разные.
Давыдов. Так это и ежу понятно! Но тебе все равно, кто перед тобой – я или какой-нибудь дядя завтра.
Наташа. Абсолютно все равно, хоть тебе и неприятно это слышать.
Давыдов. Тогда зачем ты нас с этим дядей зовешь к себе?
Наташа. Каждому человеку, независимо от его статуса и так далее, бывает плохо. Я пытаюсь показать, что человеку плохо оттого, что он замыкается на себе, на своих проблемах.
Давыдов. А тебе не бывает плохо?
Наташа. Когда мне становится плохо, я стараюсь понять, в чем причина, и убрать ее.
Давыдов. Но тебе хоть что-нибудь для себя хочется?
Наташа. Нет.
Давыдов. Так не бывает!
Наташа. Тем не менее, это так. Для себя мне ничего не нужно.
Давыдов. Но бывает же так, что тебе нравится человек, который к тебе приходит, и тебе хочется быть с ним?
Наташа. Бывает, что человек мне приятен. Мне проще и легче общаться с ним на всех уровнях, включая физический. Обычно эта приятность объясняется каким-то душевным родством. Если хочешь, мы с ним энергетически сходны.
Давыдов. Ты меня прости за вопрос, но получается так, что ты выбираешь тех, кто тебе приятен, и с ними спишь? Вот и выяснили, в чем твоя выгода.
Наташа (спокойно). Это зависит не от моего желания. И не от желания другого человека.
Давыдов. От чего же?
Наташа. От необходимости, которую определяю даже не я сама, а ко мне приходит понимание, что этому человеку я могу передать состояние именно таким способом. (Телефонный звонок. Снимает трубку.) Слушаю. Слушаю вас. Да. Нет, таких услуг тут не оказывают. Даже за эту плату. Вы обратились не по адресу. (Вешает трубку.) О чем я говорила?
Давыдов. О состоянии, которое ты передаешь известным способом. Только ты не сказала, какое состояние.
Наташа. Разные состояния. Кому-то не достает состояния покоя. Кому-то веры в себя. А кто-то в такой глубокой депрессии, что ему просто нужны силы.
Давыдов. И ты ему эти силы даешь?
Наташа. Пытаюсь.
Давыдов. А как же восстанавливаешься?
Наташа. По-разному. Иногда достаточно отоспаться. Иногда – дыхательные упражнения, медитация.
Давыдов. А не бывает, что ты берешь энергию у человека?
Наташа. Когда человеку плохо, у него и так нехватка энергии. То, что я не беру, понятно по объявлению. И по определению.
Давыдов. А со мной что будем делать?
Наташа. А мы уже делаем. Тебе не хватает уверенности в себе.  Появится – ты всегда добьешься  в жизни, чего хочешь.
Давыдов. Но в идеале надо ничего не хотеть?
Наташа. В идеале.
Давыдов. И тогда не будет плохо?
Наташа. Да.
Давыдов. Но как это возможно – ничего не хотеть? Бывают же чисто физические потребности. Поесть. Выспаться. И так далее. Вот, например, сейчас я хочу тебя. Что мне с этим делать?
Наташа. Это не желания. Это инстинкты. Но на то мы и люди, чтобы уметь свои инстинкты контролировать. Разумеется, при необходимости.
Давыдов. Сейчас есть такая необходимость? Может быть, мне нужно получить состояние уверенности – через тебя.
Наташа. Это определяется не тобой. И не мной. Я вижу, что здесь это не нужно. А потакать твоей тяге к удовольствиям никто не собирается.
Давыдов. А, может быть, тут все-таки имеет значение вопрос оплаты?
Наташа. Ты прекрасно знаешь, что это не так. Тебе трудно отказаться от желания.
Давыдов. Трудно. Тем более, что меня сюда позвали. С тобой не случалось, что кто-то применял силу? Позвала, мол, так нечего теперь комедию ломать.
Наташа. Вообще-то я стараюсь еще по голосу человека определить, что он собой представляет и насколько опасен. Правда, однажды приехал один, хотел сразу приступить к “главному”. Я сделала вид, что не против, и попросила подождать минутку. Сама же пошла к соседу Володе – а он атлет – будь здоров! Володя только появился в дверях – тот исчез без лишних слов.
Давыдов. Значит, защитник у тебя есть.
Наташа. Есть.
Давыдов. Ты ему, конечно, платишь?
Наташа. Если щедро благодарят, я при случае даю Володе денег. (Телефонный звонок. Наташа снимает трубку.) Пока только грузчиком?.. Ага, ясно. Спасибо, Максимушка. Как ему позвонить? (Записывает.) Счастливо! Заходи. (Вешает трубку. Давыдову.) Николайчук может пока взять тебя грузчиком. Но у них технолог часто приходит на работу нетрезвым. Он его уже предупредил, что еще раз… В общем, возможна вакансия. Вот  телефон  Николайчука. Павел Федорович. Созвонись и договорись обо всем.  (Отдает бумажку.)
Давыдов. Спасибо. Это по-царски! (Помолчал.) Скажи, как ты пришла к тому, что ты есть?
Наташа. Не сразу. Методом проб и ошибок. (Усмехнулась.) Тебе, как химику, должно быть это знакомо. В свое время мне было тоже очень плохо.  Я и руки на себя хотела наложить после одного события в моей жизни. Стала много размышлять над этим. И пришла к выводу, что состояние радости, которая не проходит, несет только одно условие – отказ от себя. Я не делаю открытия. Давно известно, что дающий приобретает, а не теряет. Это невозможно внушить. Это может стать только внутренней потребностью.
Давыдов (после паузы.) Можно тебя обнять?
Наташа. Можно.

Давыдов обнимает ее и целует в щеку.

Давыдов. Спасибо тебе.
Наташа. Не за что. (Улыбаясь.) Тебе уже пора.
Давыдов. Понятно. Можно я еще позвоню?
Наташа. Можно.
Давыдов До свидания, Наташа.
Наташа. До свидания, Шура.

Давыдов уходит. Наташа садится на стул. Сидит, прикрыв глаза. Телефонный звонок.

Наташа. Слушаю Вас.
Мужской голос. Я звоню по объявлению. Это Вы помогаете тем, кому плохо?
Наташа. Пытаюсь.
Мужской голос. К Вам можно приехать?
Наташа. В чем Ваша проблема?
Мужской голос. От меня ушла жена.
Наташа. Давайте назавтра с утра. Или вечером послезавтра.
Мужской голос. Давайте завтра с утра. Как Вас найти?
Наташа. Северная, 55, квартира 17. Да. Две остановки к центру от вокзала. До свидания.
Мужской голос. Я чувствую, что схожу с ума. Это так внезапно! Без нее моя жизнь потеряла смысл…
Наташа. Знаете что… Пожалуй, приезжайте сегодня.
Мужской голос. Я еду, спасибо! (Гудки.)

Наташа кладет трубку. Некоторое время сидит, задумавшись. Встает, уносит на кухню поднос с посудой.